Типология государств: понятие и основные подходы.
Тип гос.ва это общие черты различных гос.в, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.
Типология гос.ва это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).
Выделяют следующие формационные типы государства:
-рабовладельческое гос.во – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда.
-феодальное гос-во- диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.
-буржуазное гос-во – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою раб.силу капиталисту. Данное гос.во проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное гос-во)
-социалистическое гос-во по мнению представителей формационного подхода, как гос-во высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское гос-во, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.
Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип гос-ва, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Достоинства формационной типологии:
1. продуктивная идея делить гос.ва на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество
2. показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития гос.ва. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий.
Недостатки формационной типологии:
1. она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью
2. недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.
Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.
Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем гос-вам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационного подхода:
1. определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.
2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств
Недостатки цивилизационного подхода:
1. недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.
2. выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не гос-ва, а общества. Гос-во это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.
Типология гос-ва является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.