Закон о Правительстве Российской Федерации подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны.
В области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; вырабатывает государственную политику в сфере международного экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества; формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства, осуществляет государственную политику в области экономического сотрудничества с зарубежными странами.
В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; регулирует рынок ценных бумаг; управляет государственными внутренними и внешними делами Российской Федерации; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
В социальной сфере Правительство Российской Федерации принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных гарантий в области социального обеспечения граждан, способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благосостояния в стране; содействует решению проблем молодежи, развитию физической культуры и спорта, туризма; содействует развитию системы социального партнерства.
В области развития науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное развитие; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования; обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранения объектов культурного наследия общегосударственного значения.
В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство Российской Федерации организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, развитию минерально-сырьевой базы страны, улучшению состояния и защите окружающее среды; осуществляет меры по регулированию природопользования, обеспечению экономической безопасности, координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
В области укрепления законности и правопорядка Правительство Российской Федерации участвует в разработка и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан охране собственности и общественного порядка, борьбе i преступностью и наркоманией; разрабатывает и реализуемые меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, их кадровому обеспечению; осуществляет меры по совершенствованию действующего законодательства.
В области обороны и государственной безопасности Правительство Российской Федерации осуществляв меры по обеспечению обороны страны; принимает меры обеспечению государственной безопасности, содействует выполнению органами разведки, контрразведки, правительственной связи и службами государственной охраны возложенных на них задач; обеспечивает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, привлекаемым в соответствии с федеральными законами к обороне страны и обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране государственной границы, руководит гражданской обороной; осуществляет другие необходимые меры в области обороны страны и государственной безопасности Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В области внешней политики Правительство Российской Федерации заключает международные договоры Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией; представляет интересы Российской Федерации в международных организациях; регулирует экспорт и импорт товаров, осуществляв государственный контроль в этой сфере; осуществляет общее руководство таможенным делом; реализует внешнеэкономическую деятельность.
Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов — постановлений ч распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.
Согласно Положению о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г.[135] , проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти [136] .
Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями.
Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания
Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правительства в законодательной деятельности, а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов, определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1994 г.
Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправкам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.
Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 104) дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются палатам письмами Правительства.
Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.
Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства.
Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.
Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Федеральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т.д. Председатель Правительства РФ неоднократно игнорировал "вызовы" в Государственную Думу. В то же время Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ обязывает членов Правительства по приглашению палат
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, законами, нормативными указами Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина, федерализм, разделение властей, единство экономического пространства, народовластие и др.
Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, -осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обеспечивает исполнение судебных решений.
В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110—117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах ("Об обороне", "О безопасности" и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.
Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.
Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).
Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к. другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.
Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость.
Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.
И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции.
Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его "сдержками и противовесами". Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.
Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, тем самым давая ему не более, как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.
Требовать представительства в парламенте всех слоев и групп населения — это значит возвращаться к ложной практике времен социализма, когда такое "зеркальное" представительство организовывалось партаппаратом, а по существу навязывалось народу под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демократической избирательной системой, это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.
Чисто внешне представительный характер Федерального Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъектов Российской Федерации. Самым простым было бы сделать отсюда вывод, что как депутаты первой палаты, так и члены второй обязаны во всех случаях без всяких отклонений выражать интересы тех, кто их послал, и несут перед ними полную ответственность за свою деятельность. Именно так трактовала природу парламентского мандата социалистическая доктрина государственного права, поскольку она не хотела доверить народным избранникам ответственность за общие интересы народа (это был так называемый императивный мандат, когда депутаты отвечали только перед избирателями).
Между тем демократическая доктрина парламентского права давно уже выработала понимание того, что депутаты с момента, когда они уже избраны, перестают быть слугами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие, и парламент должен обладать полной независимостью для того, чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов.
Такое понимание народного представительства делает бессмысленным требование к депутату о выполнении им своих предвыборных обещаний, право отзыва депутата и т. д. Избранный депутат парламента абсолютно свободен в определении своей позиции при голосовании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат).
Как представительный орган, Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов.
Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей. Но, разумеется, представительность Федерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Российской Федерации, а также — весь спектр партийно-политических интересов граждан.
2. 3. 5. Система и компетенции министерств и государственных комитетов России
В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.
В настоящее время в России существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:
1) министерство РФ;
2) государственный комитет РФ; комитет РФ, федеральная служба, российское агентство;
3) инспекции, комиссии, центры при Правительстве РФ;
Иные органы.
Как правило, центральные органы федеральной исполнительной власти образуются Президентом РФ и наделены специальной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми межотраслевыми (функциональными) или смешанной компетенции.
Правительство РФ устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае необходимости оно вправе передавать (делегировать) им решение отдельных вопросов.
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомственных ему органов.
Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, социальных задач, состоящих перед ведомством. Обычно центральный орган построен по следующей схеме:
1) руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы);
2) производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство создано. Например, в МВД это служба уголовного розыска, ГАИ и др., в Минздраве — Главные управления лечебно-профилактической помощи, охраны материнства и детства и др.
3) штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (управления бухгалтерского учета, кадров и др.).
Слова “министерство”, “комитет”, “российское агентство”, “федеральная инспекция” имеют двойное значение, ими обозначаются разные понятия. Во-первых, министерство, государственный комитет, российское агентство и т. д. — это центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административное ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Кстати говоря, все они находятся в столице — Москве. А, во-вторых, министерство, комитет и т. д. — это система министерства, комитета, т. е. административное ведомство. И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в Министерстве обороны, то имеет в виду чаще всего работу (службу) в определенном ведомстве. Те, кто занимает должности в центральном органе исполнительной власти, чаще всего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате министерства, комитета и т. д.
Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и совместными. Общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые полностью находятся в ведении федеральных органов (Министерство обороны, Министерство путей сообщения, Государственный таможенный комитет и др.).
Центральные органы общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами управления как непосредственно, так и через территориальные федеральные органы, которые подчинены только по вертикали своим, ведомственным центрам и содержатся за счет федерального бюджета.
Иными словами, в системе общефедерального ведомства все органы являются федеральными.
В зависимости от правовой основы образования можно различать органы исполнительной власти, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов. Основными критериями их образования выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие управленческие функции.
Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют.
Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое (функциональное) управление, либо одновременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел; Министерства обороны.
Таким образом, различаются органы общей и специальной (отраслевой, функциональной, смешанной) компетенции.
По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает первый вид органов, а коллегиальных в настоящее время немного (правительства, например). В процессе административной реформы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось.
В своей совокупности федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение конституционной компетенции Правительства РФ. Но для этого каждый орган наделен конкретными полномочиями. Они закреплены в федеральных законах, а также указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, которыми обычно утверждаются положения о том или ином министерстве, государственном комитете, федеральной службе и федеральном надзоре. Рассмотрим правовое положение ведущих министерств и комитетов.
В области финансов, экономики и управления федеральной собственностью действуют несколько министерств, государственных комитетов, федеральных служб и надзоров. Ведущую роль играют следующие.
- Министерство финансов РФ действует на основании Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., которое закрепляет его статус как органа, обеспечивающего проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и координирующего деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются совершенствование бюджетной системы, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, разработка проекта федерального бюджета, разработка программ государственных заимствований, участие в формировании и использовании государственных ресурсов драгоценных металлов и камней и др.
В соответствии со своими задачами Министерство осуществляет широкую деятельность как в сфере финансов, так и экономики.
Своей многогранной деятельностью Министерство финансов оказывает сильнейшее регулирующее воздействие на весь ход экономической жизни страны, часто попадая в центр политических событий.
- Министерство экономики РФ действует на основании Положения о Министерстве экономики РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. (с дополнениями от 27 марта 1997 г.), которое закрепляет его статус как органа, осуществляющего проведение единой государственной социально-экономической политики.
Главной задачей этого Министерства является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.
В числе функций Министерства разработка сводного финансового баланса государства, подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики, выявление диспропорций в ее развитии и определение пути их устранения, а также контроль за выполнением принимаемых Президентом и Правительством решений по развитию экономики и проведению экономической реформы.
- Министерство транспорта РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ от 26 апреля 1997 г., это Министерство обеспечивает проведение государственной политики и управление в транспортном комплексе, а именно воздушным, морским, речным, автомобильным, городским электрическим транспортом и дорожным хозяйством (железнодорожный транспорт управляется Министерством путей сообщения РФ).
Основные задачи Министерство транспорта:
- разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса;
- осуществляет организационно-методическое руководство законо-проектной деятельностью в транспортном комплексе;
- контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе;
- выполняет другие функции.
- Министерство государственного имущества обеспечивает проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности и межотраслевую координацию в процессе приватизации и управления федеральной собственностью.
Министерство разрабатывает государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, организует и контролирует ее реализацию, обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства на территории Российской Федерации и за рубежом; организует и принимает в пределах свой компетенции решения о приватизации находящихся в федеральной собственности государственных предприятий; выполняет дргие функции.
Помимо указанных федеральных органов исполнительной власти, в сфере финансов и экономики, а также строительства, транспорта и связи действуют и другие органы федеральной исполнительной власти (это самая большая группа министерств и ведомств).
Среди них - Министерства РФ:
- по атомной энергии, торговли, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, науки и технологий, по налогам и сборам, региональной политики, природных ресурсов, путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики.
Государственные комитеты РФ: земельный, по рыболовству, стандартизации и метрологии, по строительной, архитектурной и жилищной политике, по государственным резервам, по связи и информатизации, по статистике, таможенный.
Федеральные комиссии: по рынку ценных бумаг, энергетическая.
Федеральные службы: авиационная, лесного хозяйства, налоговой полиции, дорожная, по валютному и экспортному контролю, по геодезии и картографии, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Российские агентства: по патентам и товарным знакам, космическое, правительственной связи и информации при Президенте РФ.
Федеральные надзоры России: горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности.
В области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Исключительная важность государственного управления в этих областях диктует необходимость создания прочной законодательной базы для деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Министерство обороны РФ. Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. распределяет обязанности в этой области между всеми органами государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления). Даже в военное время руководство и управление Вооруженными Силами должно осуществляться в соответствии с этим законом.
Наряду с Вооруженными Силами в стране существуют внутренние войска МВД, пограничные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожные войска, войска гражданской обороны.
В системе МИД важную роль занимают консульские учреждения , Положение о которых утверждено Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г.
В области внешних сношений наряду с Министерством иностранных дел действует также Министерство по делам Содружества Независимых Государств (воссоздано после краткого перерыва в сентябре 1998 г.).
Государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания, является Посольство Российской Федерации. Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. Посольство входит в систему Министерства иностранных дел РФ.
Посольства РФ выполняют широкий круг задач, закрепленных в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.
В социально-политической и социально-культурной областях. В этих областях действует несколько федеральных органов исполнительной власти. Среди них:
Министерства РФ: науки и технологий, региональной политики, национальной политики, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, труда и социального развития.
Государственные комитеты РФ: по кинематографии, по охране окружающей среды, по печати, по физической культуре и туризму, по делам молодежи.
Федеральные службы России: архивная, миграционная, по телевидению и радиовещанию.
Министерство труда и социального развития РФ образовано в августе 1996 г. на базе бывших министерств труда и социальной защиты населения, а также — Федеральной службы занятости. Оно действует на основе Положения, утвержденного Постановлениями Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. и от 24 марта 1998 г. Это Министерство осуществляет руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда и социального развития и координирует соответствующую деятельность в Российской Федерации.
В задачи этого Министерства, в частности, входит:
- разработка и осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непроизводственной сферы и категориям работников, осуществление тарификации и обеспечение единой методологии нормирования труда;
- осуществление мер по совершенствованию пенсионного обеспечения, социального страхования, обеспечение улучшения условий и охраны труда.
Приведенные данные позволяют составить только самые общие представления о задачах и функциях ведущих министерств и ведомств, которые своей деятельностью непосредственно затрагивают конституционные права граждан. Более подробно этот вопрос изучается в курсе административного права.