Правовая культура и правовое воспитание
Правовая культура– это особое юридическое богатство общества, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности, общества и социальной группы.
Виды правовой культуры:
1) правовая культура общества– это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества.
Черты правовой культуры общества:
а) правовая активность населения государства;
б) уровень совершенства законодательства;
в) степень развития юридических норм, литературы и образования;
г) соотношение в праве общечеловеческого и национального начал;
д) эффективность осуществления деятельности правоприменительных органов;
2) правовая культура личности– это культура отдельного человека.
Элементы правовой культуры личности:
а) знание, а также понимание права;
б) отношение человека к праву – привычка, которая выражается в правомерном и законопослушном поведении человека;
в) навыки правового поведения – юридические значимое поведение, которое может выражаться в наличии у человека навыков эффективного использования правовых средств с целью реализации субъективных права и свобод, а также для достижения своих личных целей;
г) правовая психология;
д) правовая идеология;
3) правовая культура социальной группы– специфическая культура для таких социальных групп, как молодежь, профессиональные группы и т. д.
Черты правовой культуры социальных групп:
а) знание, уважение права и законодательства;
б) соблюдение законности;
в) наличие умения пользоваться предоставленной властью;
г) наличие способности по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;
д) правовое воспитание и обучение;
е) наличие способности быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.
Функции правовой культуры:
1)познавательно–преобразовательная,которая связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;
2) право-регулятивная,которая направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом;
3) ценностно–нормативная,проявляющаяся в различных, имеющих ценностное значение жизненных фактах, которые отражаются в сознании и поступках людей;
4) правосоциализаторская,посредством которой правовая культура проявляется в формировании правовых качеств личности, организации самовоспитания и правового обучения, оказании юридической помощи;
5) коммуникативная,осуществляемая посредством общения граждан в юридической сфере.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.
Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Характер правового воспитания системный.
Основные элементы правового воспитания:
1) субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;
2) объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;
3) содержание воспитания– передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.;
4) методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:
а) убеждение;
б) принуждение;
в) личный пример;
г) поощрение;
д) наказание и т. д.;
5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуемого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:
1) правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;
2) правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);
3) правовое просвещение;
4) юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.;
5) самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.
Виды форм правового воспитания:
1) письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.;
2) устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.