Гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в России, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы.
1) Общество в России существовало всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к. ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними. Если подойти к этому вопросу исторически, то надо отметить следующее: общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своему социальному и правовому положению от безропотных подданных феодального общества. Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права.
2) Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определено также право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Заметим, что в тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм как бы поглощено государством, лишено должной самостоятельности, целиком зависит от государства. В такой же зависимости от государства находится и личность.
3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это — предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.
4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства и частной инициативы. При рыночной экономике государство лишается функций хозяина с неограниченными полномочиями, оно берет на себя обязанности защищать и обеспечивать экономические права и свободы человека. Конституция РФ закрепляет и законодательно обеспечивает свободу экономической деятельности, разнообразие в равноправие форм собственности и их равную правовую защиту. Право частной собственности рассматривается как реализация экономической свободы человека. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом. Рыночные отношения возможны только при наличии свободных субъектов-собственников. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей. Все сказанное способствует получению правильного представления об основополагающих предпосылках гражданского общества.
5) Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим лицом является человек — личность — субъект, обладающий экономической и политической свободой. Степень свободы человека непосредственно связана с закрепленными в Конституции его правами и свободами, и комплексом конституционно-правовых гарантий, которые позволяют ему реально защищать свои права и свободы. В условиях гражданского общества изживает себя представление о человеке как «винтике» государственного механизма. Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. Это зависит от многих факторов, в том числе от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе определенные положительные свойства.
Очевидно, в настоящее время наше общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть (возможность выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, возможность стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли и т.д.).
В юридической литературе предлагается следующее определение гражданского общества: гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской и др.) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина.
В исследованиях по этой проблеме рассматриваются не только признаки гражданского общества, но и его принципы. К их числу относят: приоритет прав человека в его взаимоотношениях с обществом и государством; свободу человека в экономической, личной и духовной жизни; идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность; открытость гражданского общества и его вовлеченность в мировое сообщество и др.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ
Гражданское общество возникает после государства на определенной ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в этот момент и рождается гражданское общество. В зависимости от переживаемой исторической эпохи различают разные типы гражданского общества. Предпосылки гражданского общества возникают уже в античное время. Затем они усиливаются в период средневековья, особенно в период позднего феодализма и раннего капитализма (первоначальное накопление капитала). В эпоху капитализма и посткапиталистического развития гражданское общество обретает новые функциональные и институциональные параметры и характеристики.
Специалисты утверждают, что уровень развития гражданского общества, его масштабы и границы определяются: во-первых, отношениями собственности, реально существующими в обществе; во-вторых, уровнем и формой обобществления, и уровнем развития производительных сил; в-третьих, конкретно-историческими условиями страны, системой общественных и политических институтов, характером их деятельности, проводимой политикой. Соотношение указанных трех факторов дает представление о гражданском обществе в той или иной стране.
Рассмотрим разные точки зрения на гражданское общество, начиная с зародышевых форм. Как считают исследователи данной проблемы, первым к ней обратился древнегреческий философ Платон, создатель концепции идеального государства. В его труде «Государство» обоснована мысль о том, что более полное удовлетворение человеческих потребностей связано с разделением труда между членами общества. Все свободное население делится на три сословия: философов (правителей), воинов (стражей), ремесленников и земледельцев (производителей). Эти группы людей, занятые специализированным трудом для удовлетворения общественных потребностей, составляют гражданское общество. Но у Платона, Аристотеля и других мыслителей древности политическое общество (государство) практически еще совпадало с гражданским: член общества был одновременно и членом государства, а понятие «политическое» включало все стороны общественной жизни: экономику, культуру, труд, семью, искусство и так далее, то есть то, что впоследствии составило основу гражданского общества.
Одним из первых мыслителей, кто различал государство и общество был выдающийся теоретик и практик Н.Макиавелли. Он толковал государство лишь как политическую организацию общества, видел и неполитические сферы общественной жизни, задумывался о частной жизни человека, протекающей самостоятельно, по своим законам. По его мнению, человек наделен разумом и обладает свободой волеизъявления, личными интересами и идеалами. В то же время Н.Макиавелли подчеркивал огромную роль государства, считая его воплощением человеческого духа, выделял как лучшую - смешанную форму государства (сочетание монархии, аристократии и демократии) и высшую цель и смысл жизни находил в служении государству.
Значительный вклад в изучение проблемы гражданского общества внесли английские мыслители Т.Гоббс и Д.Локк, идеологи формирующейся буржуазии. Они не только разделяют государство и гражданское общество, но и отводят последнему приоритетное место. Основу гражданского общества Д.Локк, в частности, видит в собственности. Государство же является орудием защиты собственности. Вместе с тем Д.Локк отмечает опасность абсолютизации власти в руках государства, что в конечном счете приведет к ликвидации гражданского общества. В работе «Два трактата о правлении» он пишет: «Абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько же несовместима с ним, как рабство с собственностью».
Заметный след в исследовании гражданского общества своего времени оставили французские философы и просветители Ш.Монтескье и Ж.-Ж.Руссо. Монтескье активно выступал против абсолютизма, и гарантию от произвола и тирании видел в гражданском обществе, которое возникает в результате исторического развития, образуя четвертую ступень в истории человечества (после естественного состояния, семьи, героического времени). Это общество обязательно содержит в себе и государственность. Но народ обладает правом контроля за деятельностью властей и сам участвует в управлении делами общества.
Ж.-Ж.Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» формулирует понятие гражданского общества, опираясь на свою концепцию общественного договора. Он - сторонник народного суверенитета, ненавидит любые проявления диктатуры, обосновывает права человека, причем соединяет их с выполнением людьми их обязанностей. Сердцевину гражданского общества Руссо представляет в сочетании трех принципов: народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве и осуществлении реального контроля за исполнительной властью.
Наибольший вклад в разработку теории гражданского общества внесли представители немецкой классической философии - И.Кант и особенно Г.Гегель. Кант сформулировал следующие принципы гражданского общества: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
Гегель в своем капитальном труде «Философия права» заложил основы понимания концепции гражданского общества, вывел сущность отношений государства и гражданского общества. Гегель рассматривает государство и гражданское общество как самостоятельные образования.
Общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своему социальному и правовому положению от безропотных подданных феодального общества. Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права.