Ограничение родительских прав
Ограничение родительских прав представляет собой отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав. Ограничение родительских прав в зависимости от обстоятельств может быть как мерой защиты интересов детей, так и мерой ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 73 СК дети могут быть отобраны у родителей, если оставление ребенка с ними опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителей. В частности, такая ситуация может возникнуть, если один из родителей страдает психическим расстройством, иным хроническим заболеванием или не может заботиться о ребенке в результате стечения тяжелых обстоятельств. В этих случаях родители не виновны в сложившемся положении, поэтому к ним не могут быть применены меры ответственности.
Ограничение родительских прав производится в судебном порядке. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются в порядке искового производства с обязательным участием прокурора и органов опеки и попечительства. Иск в суд могут предъявить те органы и организации, в чьи обязанности входит охрана прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т. п.), близкие родственники ребенка и другие лица, которые соприкасаются с ребенком в повседневной жизни: работники дошкольных учреждений, школ, лечебных и других учреждений, а также прокурор.
В отличие от лишения родительских прав ограничение родительских прав применяется в случаях, когда родители не в состоянии надлежащим образом осуществлять свои родительские права не по своей вине (психическое или иное тяжелое заболевание, стечение тяжелых жизненных обстоятельств и т. п.) или когда оставление ребенка с родителями опасно для него вследствие их поведения, однако лишение родительских прав, по мнению суда, является нецелесообразным. В последнем случае поведение родителей в течение шести месяцев находится под контролем органа опеки и попечительства. Если родители в указанный срок не изменят своего поведения в лучшую сторону, орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении таких родителей родительских прав. В интересах ребенка иск может быть предъявлен и до истечения шестимесячного срока.
Последствия ограничения родительских прав установлены в ст. 74 СК. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Однако в отличие от лиц, лишенных родительских прав, им могут быть разрешены контакты с ребенком. Эти контакты осуществляются с согласия органов опеки и попечительства или лиц, у которых ребенок находится на воспитании (опекунов (попечителей), приемных родителей, администрации детского учреждения). Контакты не допускаются, если они неблагоприятно отражаются на ребенке (ст. 75 СК).
Отмена ограничения родительских прав возможна только в судебном порядке по иску родителей (или одного из них), в отношении которых было применено это ограничение, но только при уело – вии, если отпали те обстоятельства, которые к этому привели (изменились семейные обстоятельства, которые создавали угрозу для ребенка, родитель излечился от алкоголизма и т. п.). Суд может отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам (ст. 76 СК).
В соответствии с ст. 77 СК допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. Для обеспечения прав ребенка и недопущения самоуправства орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора об отобрании ребенка, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения решения об отобрании обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав.
Закон направлен на возможное сохранение семьи и связи родителей с детьми путем оставления некоторых контактов между ними. Правовая связь ребенка с родителями, чьи родительские права ограничены, создает основу его контактов с ними, когда есть надежда на восстановление нормальных, здоровых отношений. При этом нельзя не учитывать, что ограничение прав чаще всего связано с отсутствием вины родителя. Условием сохранения личной связи родителя, чьи права ограничены, с несовершеннолетними детьми служит соблюдение правила «если это не оказывает на ребенка вредного влияния». Поэтому необходимость продолжения контакта между ними во многом зависит от причин возникновения опасной для ребенка обстановки.
Здесь не может быть одинакового подхода. Когда ограничение родительских прав вызвано тяжелым психическим заболеванием родителя, то в период ремиссии его болезненного состояния имеет смысл не препятствовать его встречам с ребенком. Такие встречи могут быть кратковременными и проходить под контролем лица, заменяющего родителя. Если послужившая причиной ограничения родительских прав опасность исходит от других членов семьи (лишенного родительских прав родителя, отчима, деда и т. п.), вряд ли стоит запрещать свидания с ребенком того родителя, который оказался не способным нейтрализовать эту опасность, устранить ее. Само собой разумеется, что контакт с ним должен осуществляться вне стен дома, где существовала и существует угроза для несовершеннолетнего.
Контакты предполагают существование разных форм общения – от личных (разной продолжительности) встреч до кратких свиданий в присутствии педагога, воспитателя, лица, заменяющего родителей, членов его семьи. Это могут быть и переписка с ребенком, и телефонные переговоры с ним, которые помогают сохранить связь с ребенком, поддержать в нем добрые чувства к родителю, когда они есть. Со временем нить такой связи может окрепнуть и стать реальной предпосылкой устранения существовавшей в семье опасности. Таким образом, вопрос о контакте ребенка с родителями, у которых он отобран по суду, имеет глубокий психологический и педагогический подтекст. Важно, чтобы согласие на это общение дали те, кто имеет возможность оценить конкретную ситуацию, определить подлинные интересы ребенка и, что не менее существенно, воочию убедиться, что связь с родителями (одним из них) полезна или, напротив, способна принести ребенку вред.
Контакты ребенка с родителями могут происходить с согласия органа опеки и попечительства, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка, администрации учреждения, в котором находится ребенок. При этом имеется в виду согласие одного из перечисленных лиц, осуществляющих непосредственно заботу о несовершеннолетнем. Дополнительной санкции на такое согласие со стороны органов опеки и попечительства не требуется. В ситуации, требующей квалифицированного совета, его могут дать органы опеки и попечительства.[8]