Тема 2. Конституция Российской Федерации: история, юридические свойства, структура
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий | ||
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | ||
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Целями освоения дисциплины «Конституционное право» являются формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти
и местного самоуправления; осуществления правозащитной деятельности
в области прав и свобод человека и гражданина; осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции Российской Федерации; преподавания основ конституционного права
в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Задачи, к выполнению которых готовится студент в рамках учебной дисциплины «Конституционное право»:
участвовать в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности;
уважать конституционные ценности и занимать активную жизненную позицию в области их охраны;
обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией конституционно-правовых норм;
владеть навыками разработки и экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления — источников конституционного права;
владеть навыками властно-организационной и правоприменительной деятельности в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработки и экспертизы соответствующих правоприменительных актов;
владеть навыками правозащитной деятельности; обжалования действий (бездействия) должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультирования граждан по вопросам реализации
и защиты их прав и свобод;
владеть навыками консультирования органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права;
владеть навыками преподавания основ конституционного права.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
Коды компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: - нормативные положения Конституции Российской Федерации, принципы российской правовой системы. Уметь: - обобщать полученные знания в области конституционного права; - правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; - правильно оценить свою роль в решении конкретной правовой проблемы. Владеть: навыками: - работы с конституционно-правовыми актами; - разрешения конституционно-правовых проблем и коллизий; - толкования и реализации норм материального и процессуального права в конкретных жизненных ситуациях; - принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере конституционно-правового регулирования. | |
ОК-4 | способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | Знать: - сущность и содержание основных конституционно-правовых понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Уметь: - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционно-правовые отношения; - правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений; Владеть: Навыками: - применения законов логики в конкретных государственно-правовых ситуациях; - толкования конституционно-правовых норм, применяя различные способы и виды толкования. | |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: - общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве. Уметь: - анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; - осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - правильно составлять и оформлять юридические документы. Владеть: - юридической техникой; - навыками исследования фактического материала для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций развития государства и права | |
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знать: - основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов РФ. Уметь: - ориентироваться в действующем конституционном законодательстве; - применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; - анализировать юридические факты в сфере конституционно-правового регулирования и возникающие в связи с ними конституционно-правовые отношения; - принимать решения и совершать юридические действия в сфере конституционно-правового регулирования в точном соответствии с законом. Владеть: - Навыками анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности | |
ПК-9 | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Знать: - основы правового положения личности; - становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; - способы защиты прав и свобод личности. Уметь: - осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в области прав и свобод человека и гражданина; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области прав и свобод человека и гражданина. Владеть: - навыками применения процедурных конституционно-правовых норм, необходимых для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также принятия необходимых мер по их защите | |
ПК-12 | способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | Знать: - основы организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления в России, а также иных государственных органов. Уметь: - анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы по противодействию коррупционного поведения, а также его пресечению; - оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию; - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: навыками: - оценки коррупционного поведения; - работы с правовыми актами по противодействию коррупционного поведения. | |
ПК-19 | способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать: - значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; - основы правового положения личности; - федеративное устройство России; - конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. Уметь: - обобщать полученные знания в области конституционного права; - свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; - правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений. Владеть: - нормами языка и культурой речи, как письменной, так и устной публичной; навыками: - самостоятельного обучения; - научного исследования конституционно-правовых явлений и процессов; - использования теоретических знаний о науке и отрасли конституционного права при осуществлении правового воспитания. |
В результате обучения студенты должны знать:
общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В результате обучения студенты должны уметь:
обобщать полученные знания в области конституционного права;
правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации
и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека
и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления;
осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов;
давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам конституционно-правового регулирования.
В результате обучения студенты должны владеть:
конституционно-правовой терминологией;
навыками:
работы с конституционно-правовыми актами;
анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
анализа правоприменительной и правоохранительной практики в сфере конституционно-правового регулирования;
разрешения конституционно-правовых проблем и коллизий;
толкования и реализации норм материального и процессуального права в конкретных жизненных ситуациях;
принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере конституционно-правового регулирования.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части Профессионального цикла Б.3. (Б.4).
Качественное усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся с литературой и нормативными документами.
Входные знания, умения и навыки обучающихся, необходимые для усвоения данной учебной дисциплины, формируются при изучении таких предшествующих дисциплин, как «Теория государства и права», «Конституционное право зарубежных стран», «Правоохранительные органы».
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Изучение дисциплины «Конституционное право» предусматривает
6 зачетных единиц (216 академических часов).
3.1. Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
Объем дисциплины | Всего часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость по учебному плану | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторные занятия, в том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Практические занятия | - | |
Самостоятельная работа | ||
Промежуточная аттестация обучающегося: экзамен |
3.2. Объем дисциплины по семестрам (в часах)
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | |
Всего | 2 сем. | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Экзамен |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | |
Всего | 2 курс | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Практические занятия | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Экзамен, контрольная работа |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Учебно-тематический план
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Количество часов по видам занятий: | Самостоятельная Работа в т.ч. экзамен | ||||
Из них аудиторных: | Лекции | Семинарские занятия | Практические Занятия | Др. виды занятий | ||||
1. | Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина | |||||||
2. | Конституция Российской Федерации: история, юридические свойства, структура | |||||||
3. | Основы конституционного строя Российской Федерации | |||||||
4. | Конституционные основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации | |||||||
5. | Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | |||||||
6. | Федеративное устройство России | |||||||
7. | Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации | |||||||
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации | ||||||||
9. | Президент Российской Федерации | |||||||
10. | Федеральное собрание Российской Федерации | |||||||
11. | Правительство Российской Федерации | |||||||
12. | Судебная власть и прокуратура Российской Федерации | |||||||
13. | Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации | |||||||
14. | Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | |||||||
Форма контроля - экзамен | ||||||||
Итого по дисциплине: |
Заочная форма
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Количество часов по видам занятий: | Самостоятельная Работа в т.ч. экзамен | ||||
Из них аудиторных: | Лекции | Семинарские занятия | Практические Занятия | Др. виды занятий | ||||
1. | Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина | |||||||
2. | Конституция Российской Федерации: история, юридические свойства, структура | |||||||
3. | Основы конституционного строя Российской Федерации | |||||||
4. | Конституционные основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации | |||||||
5. | Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | |||||||
6. | Федеративное устройство России | |||||||
7. | Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации | |||||||
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации | ||||||||
9. | Президент Российской Федерации | |||||||
10. | Федеральное собрание Российской Федерации | |||||||
11. | Правительство Российской Федерации | |||||||
12. | Судебная власть и прокуратура Российской Федерации | |||||||
13. | Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации | |||||||
14. | Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | |||||||
Форма контроля - экзамен | ||||||||
Итого по дисциплине: |
4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Тема 1. Конституционное право России как отрасль права, наука
и учебная дисциплина.
Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли права. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты. Конституционно-правовые отношения, их особенности и виды. Источники конституционного права. Структура отрасли конституционного права. Конституционно-правовая ответственность. Место и роль конституционного права в системе Российского права. Конституционное право как наука. Конституционное право как учебная дисциплина.
Используемая литература: [1-6, 53-69].
Тема 10. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации. Совет Федерации: состав, порядок формирования, полномочия, внутреннее устройство, органы, порядок деятельности. Государственная Дума: состав, полномочия, внутреннее устройство, органы, порядок работы. Законодательный процесс.
Используемая литература: [6, 21, 22, 36, 38, 46, 48, 49, 54-69].
Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Глава высшего органа исполнительной власти (высшее должностное лицо) субъекта Российской Федерации: порядок избрания, компетенция, правовые акты. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Используемая литература: [6, 35, 36, 54-69].
Содержание лекций
№ Раздела (темы) | Название разделов (тем) | Содержание | Кол-во часов |
Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина. | Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли права. Источники конституционного права России. Структура конституционного права России: нормы, институты, подотросли.Конституционно-правовые отношения. Система конституционного права России. Место и роль конституционного права России в системе российского права. Конституционное право как наука и учебная дисциплина. | ||
Конституция Российской Федерации: история, юридические свойства, структура. | Понятие и сущность конституции. Основные этапы развития Конституции Российской Федерации. Юридические свойства и основные черты Конституции Российской Федерации. Структура Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятие конституционных поправок. Толкование Конституции Российской Федерации. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. | ||
Основы конституционного строя Российской Федерации. | Понятие конституционного строя и его основ. Человек, его права и свободы – высшая конституционная ценность. Российская Федерация: демократическое, федеративное, правовое государство. Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти. Многонациональный народ Российской Федерации – носитель суверенитета и единственный источник власти. Референдум и свободные выборы. Местное самоуправление в системе народовластия. Конституционные основы общественно-политических, социально-экономических и духовно-культурных отношений. | ||
Конституционные основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации | Понятие основ правового статуса личности. Принципы правового статуса личности Понятие и принципы гражданства Российской Федерации. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации. Порядок изменения гражданства детей и недееспособных лиц. Гражданство детей при усыновлении. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Предоставление политического убежища. Правовой статус соотечественников. | ||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Основные обязанности. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Специальные гарантии прав и свобод человека и гражданина. | ||
Федеративное устройство России. | Становление и развитие федеративного устройства Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. | ||
Конституционные основы системы органов государственной власти Российской Федерации. | Понятие и признаки государственного органа в Российской Федерации. Принципы деятельности государственных органов. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Контрольно-надзорные органы в системе органов государственной власти России. | ||
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. | Выборы и избирательный процесс в Российской Федерации. Избирательное право в Российской Федерации. Принципы избирательного права. Понятие и виды избирательных систем. Источники избирательного права Российской Федерации. | ||
Президент Российской Федерации. | Конституционно-правовой статус Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность Президента Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации. Правовые акты Президента РФ. Администрация Президента РФ. Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ. Основания прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. | ||
Федеральное Собрание Российской Федерации. | Федеральное собрание – парламент Российской Федерации. Совет Федерации: состав, порядок формирования, полномочия, внутреннее устройство, органы, порядок деятельности. Государственная Дума: состав, полномочия, внутреннее устройство, органы, порядок работы. Законодательный процесс. | ||
Правительство Российской Федерации. | Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти РФ. Порядок формирования, состав и срок полномочий Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. Акты Правительства РФ. | ||
Судебная власть и прокуратура Российской Федерации. | Общая характеристика и функции судебной власти. Судебная система Российской Федерации. Конституционные принципы правосудия. Конституционный Суд РФ: полномочия, состав, порядок формирования и срок полномочий судей. Решения Конституционного Суда РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов. Функции прокуратуры. Система и организация прокуратуры. | ||
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации | Принципы деятельности и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ. | ||
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. | Понятие местного самоуправления и основы его функционирования. Функции местного самоуправления. Организационные формы осуществления местного самоуправления. |
Содержание семинарских занятий
№ Раздела (темы) | Название разделов (тем) | Содержание | Кол-во часов |
Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина | Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты. Конституционно-правовые отношения, их особенности и виды. Источники конституционного права. Система отрасли конституционного права. Место и роль конституционного права в системе Российского права. Конституционное право как наука. Конституционное право как учебная дисциплина. | ||
Конституция Российской Федерации: история, юридические свойства, структура | Понятие и сущность конституции. История развития Конституции Российской Федерации. Юридические свойства и основные черты Конституции Российской Федерации. Структура Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятие конституционных поправок. Толкование Конституции Российской Федерации. | ||
Основы конституционного строя Российской Федерации | Понятие конституционного строя и его основ. Российская Федерация: демократическое, федеративное, правовое государство. Референдум и свободные выборы. Конституционные основы общественно-политических, социально-экономических и духовно-культурных отношений. | ||
Конституционные основы правового статуса личности. Гражданство Российской Федерации | Понятие основ правового статуса личности. Принципы правового статуса личности. Система конституционных прав и свобод личности. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации. Порядок изменения гражданства детей и недееспособных лиц. Гражданство детей при усыновлении. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Предоставление политического убежища. Правовой статус соотечественников. | ||
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации | Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Основные обязанности. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Специальные гарантии прав и свобод человека и гражданина. | ||
Федеративное устройство России | Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. | ||
Конституционные основы системы органов государственной власти Российской Федерации | Понятие и признаки государственного органа в Российской Федерации. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Принципы организации и деятельности органов государственной власти. Контрольно-надзорные органы в системе органов государственной власти России (Банк России, Счетная палата, ЦИК). | ||
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации | Выборы и избирательный процесс в Российской Федерации. Избирательное право в Российской Федерации. Понятие и виды избирательных систем. Принципы избирательного права. Источники избирательного права Российской Федерации. | ||
Президент Российской Федерации | Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. Порядок выборов и вступление в должность Президента Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации. Правовые акты Президента Российской Федерации. Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации. Основания прекращения исполнения полномочий Президентом Российской Федерации. | ||
Федеральное Собрание Российской Федерации | Федерально< Наши рекомендации
|