Источники отрасли конституционное правосудие.
Источники: 1) КРФ, 2) З-ны: ФКЗ "О КС РФ" 1994 г, ФКЗ "О суд. системе" (конст. суды выступают как элементы суд. системы), ФЗ "О статусе судей" и иные; 3) Межд. д-ры, межд. п-пы и нормы; 4) Внутригос. д-ры и соглашения (в основном о разграничении предметов ведения), 5) Уставы и иные з-ны субъектов РФ (в 18 субъектах есть КУСС РФ), 6) Регламенты КС РФ, ГД (порядок выдвижения кандидатов) и СФ (порядок назначения судей КС РФ), 7) Акты Президента и Правительства РФ, 8) Решения КС РФ и решения КУСС РФ, 9) некоторые ученые выделяют в качестве источника и конст. пр. обычай.
Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как науки. Конституционное правосудие как учебная дисциплина: цели и значение
В России образовалось с 90-х гг. Конст. правосудие как наука - совокупность теорий, идей, концепций, взглядов на процесс организации и дея-ти органов конст. контроля на территории гос-ва.
Предметом явл. прежде всего отрасль конст. правосудия. ученые исследуют процесс становления и развития отд. норм, институтов конст. правосудия, анализируют теоретич. и практич. проблемы, вырабатывают рекомендации по совершенствованию з-нодат-ва, регулирующего организацию и дея-ть органов конст. контроля.
Методы: сравнительно-пр., системный, функциональный, статистич., формально-юр. анализа и иные.
Осн. задачи: 1) разработка понятийного аппарата, 2) на основе анализа развития пр. норм и общ. отношений в РФ и заруб. странах выработать наиболее эффективную модель организации и дея-ти органов конст. контроля, 3) на основе систематизации и анализа решений органов конс. контроля определить степень влияния данных органов на полит. ситуацию в стране.
Понятие, основания и виды конституционной ответственности.
Конституционная ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.
Конституционное правонарушение - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности.
Ответственность - обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
В зависимости от характера применяемых санкций различают ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и т.д.
В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную.
Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти.
Формы конституционной ответственности -
- отмена или приостановление антиконституционного акта;
- отрешение от должности;
- признание выборов или результатов референдума недействительными,
- официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной;
- досрочное расформирование подотчетного органа.
Понятие, сущность и виды конституционного контроля.
Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.
Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.
Данный контроль в основном носит абстрактный характер, так как проверка конституционности акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. Такой контроль называется последующим,поскольку проверяется конституционность законов и других актов, вступивших в силу. Исключением из названных правил является конкретный контрольконституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле, а такжепредварительный контрольконституционности не вступивших в силу международных договоров.