Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита личных и имущественных прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в случаях:
- смерти родителей;
- лишения их родительских прав;
- ограничения их в родительских правах;
- признания родителей недееспособными;
- болезни родителей;
- длительного отсутствия родителей;
- уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
- в других случаях отсутствия родительского попечения.
СК возлагает на эти органы следующие функции:
- по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету;
- устройству таких детей;
- осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Данные обязанности являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.
Согласно ст. 122 СК должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны:
- близкие родственники ребенка;
- жилищные органы;
- органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях);
- суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.);
- органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей);
- другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей;
- руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник;
- общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях;
- учреждения и граждане.
Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязан:
- провести обследование условий жизни ребенка;
- обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников).
В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен:
- в воспитательное учреждение;
- лечебное учреждение;
- учреждение социальной защиты населения.
СК устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений, в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью.
Руководители указанных учреждений привлекаются к административной ответственности в случаях:
- несообщения таких сведений;
- нарушения установленных законом сроков их представления;
- представления заведомо недостоверных сведений;
- совершения иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, в порядке, установленном законом.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание:
- в семью:
- на усыновление (удочерение);
- под опеку (попечительство);
- в приемную семью;
- в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (при отсутствии возможности передачи на воспитание в семью):
- воспитательные учреждения;
- лечебные учреждения;
- учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка. В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в указанные учреждения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.
Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.
При устройстве ребенка должны учитываться его:
- этническое происхождение;
- принадлежность к определенной религии и культуре;
- родной язык;
- возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также, если не удалось в течение месяца подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Порядок формирования и пользования данными о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».