Установление отцовства в судебном порядке.

Установление отцовства влечет необходимость несения отцом определенных законом обязанностей, возникающих в связи с рождением ребенка. Поэтому далеко не все лица при рождении ребенка у не состоящей с ними в браке женщины добровольно признают свое фактическое отцовство, уклоняясь от его «оформления» путем подачи соответствующего заявления в орган загса. Это нередко приводит к установлению происхождения ребенка от конкретного мужчины (отцовства) в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц.

К необходимым условиям установления отцовства лица в судебном порядке закон (ст. 49 СК) относит следующие обстоятельства:

1. отсутствие зарегистрированного брака между родителями ребенка;

2. отсутствие совместного заявления родителей или отца ребенка в орган загса об установлении отцовства;

3. отсутствие согласия органа опеки и попечительства на установление отцовства по заявлению отца ребенка в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав.

Установление отцовства в судебном порядке чаще всего происходит по иску матери ребенка. Несовершеннолетняя мать ребенка вправе самостоятельно обратиться в суд с иском об установлении отцовства с четырнадцатилетнего возраста. Статьей 49 СК предусмотрена возможность подачи заявления в суд об установлении отцовства и отцом ребенка.

Такое может быть в случаях, если мать ребенка:

1. отказалась подать совместное с отцом ребенка заявление в орган загса об установлении отцовства;

2. если мать умерла, признана недееспособной, невозможно установить место ее нахождения либо она лишена родительских прав, а орган опеки и попечительства не дал согласия на установление отцовства в органе загса только на основании заявления отца ребенка.

К числу лиц, имеющих право обратиться в суд с исковым заявлением об установлении отцовства конкретного лица, относится также опекун (попечитель) ребенка. Исковое заявление может быть подано и лицами, на иждивении которых находится ребенок, при этом они не являются его опекунами (попечителями).

На практике ими чаще всего являются близкие родственники ребенка (бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.д.), хотя не исключено нахождение ребенка на иждивении и у совершенно посторонних для него лиц. Обратиться в суд с требованием об установлении отцовства вправе и сам ребенок по достижении им совершеннолетия.

Учитывая, что законом не установлен срок исковой давности по делам данной категории, отцовство лица может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. Однако необходимо иметь в виду, что в силу п. 4 ст. 48 СК установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет, допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Дела об установлении отцовства рассматриваются судами в порядке искового производства. Естественно, что чаще всего иск предъявляется к предполагаемому отцу ребенка, в том числе к несовершеннолетнему или недееспособному (его интересы в суде будет представлять опекун), за исключением весьма редко встречающихся в судебной практике случаев, когда иск подан им самим вследствие отказа матери подать в орган загса совместное заявление об установлении отцовства.

Одновременно с иском об установлении отцовства может быть предъявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка. С иском об установлении отцовства и взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка истец вправе по своему выбору обратиться в суд по месту жительства ответчика или в суд по своему месту жительства. В случаях если место пребывания лица, к которому предъявлен иск об установлении отцовства и взыскании алиментов, неизвестно, судом в соответствии со ст. 120 ГПК объявляется его розыск.

Судебные споры об установлении отцовства относятся к категории достаточно сложных дел. Как правило, они продолжительны по срокам рассмотрения и морально тяжелы для всех участвующих в них лиц.

Запись об отце ребенка, произведенная органом загса, является доказательством происхождения ребенка от указанного в ней лица. Поэтому при рассмотрении иска об установлении отцовства в отношении ребенка, отцом которого уже значится конкретное лицо, оно должно быть обязательно привлечено судом к участию в деле, так как в случае удовлетворения заявленных требований прежние сведения об отце должны быть исключены (аннулированы) из актовой записи о рождении ребенка.

Если при рассмотрении дела об установлении отцовства ответчик выразил согласие подать заявление об установлении отцовства в орган загса, суд должен выяснить, не означает ли это признание ответчиком своего отцовства, и обсудить вопрос о возможности признания ответчиком иска и вынесения решения об удовлетворении заявленных требований, а утверждать мировые соглашения по данной категории дел суды не могут.

30. Порядок и основания оспаривание отцовства (материнства).

Доказательством происхождения ребенка от конкретных лиц является произведенная в установленном законом порядке запись родителей в книге записей рождений. Однако такая запись согласно п. 1 ст. 52 СК может быть оспорена в судебном порядке. Ранее предусмотренный ч. 5 ст. 49 КоБС годичный срок исковой давности для оспаривания записи об отцовстве (материнстве) в ст. 52 СК отсутствует, в результате чего ликвидированы временные ограничения реализации заинтересованными лицами своего права на оспаривание отцовства (материнства).

Вместе с тем положения ч. 5 ст. 49 КоБС о сроке исковой давности должны применяться при оспаривании записи об отце (матери), произведенной в отношении ребенка, родившегося до 1 марта 1996 г. В соответствии с КоБС такая запись могла быть оспорена в течение года с того времени, когда лицу, записанному в качестве отца или матери ребенка, стало или должно было стать известным о произведенной записи. В тех случаях, когда к моменту, с которого начинается течение давностного срока, лицо не достигло совершеннолетия, срок исковой давности для оспаривания произведенной записи об отце (матери) ребенка исчисляется со времени достижения им восемнадцати лет.

Оспаривание отцовства (материнства) возможно в случаях, когда в книге записей рождений отцом (матерью) записано не то лицо, которое фактически им (ею) является. На практике такие факты встречаются, например, тогда, когда муж не является отцом ребенка, хотя и записан им (например, нахождение мужа в момент зачатия ребенка в длительной командировке или невозможность быть отцом по состоянию здоровья).

Требования об исключении записи об отце, произведенной в актовой записи о рождении в соответствии с п. 1, 2 ст. 51 СК (на основании записи о браке родителей ребенка или на основании добровольного или судебного установления отцовства лица), и внесении новых сведений об отце (т.е. об установлении отцовства другого лица) рассматриваются судом в исковом порядке, даже если между заинтересованными лицами (например, между матерью ребенка и лицом, записанным в качестве отца, и фактическим отцом ребенка) отсутствует спор по этому вопросу, поскольку в силу п. 3 ст. 47 ГК аннулирование записи акта гражданского состояния полностью либо в части может быть произведено только на основании решения суда.

СК значительно расширил по сравнению с прежним законодательством круг лиц, обладающих правом оспорить запись об отцовстве (материнстве). Наряду с лицами, записанными в качестве отца или матери ребенка (несовершеннолетние родители вправе оспаривать отцовство и материнство на общих основаниях — п. 3 ст. 62 СК), такое право предоставлено лицу, фактически являющемуся отцом или матерью ребенка, опекуну (попечителю) ребенка, опекуну родителя, признанного недееспособным, а также самому ребенку по достижении им совершеннолетия.

Как и прежде, не наделены подобными полномочиями родители несовершеннолетних родителей, т.е. бабушка, дедушка ребенка, поскольку решение вопроса об оспаривании отцовства (материнства) является исключительно личным делом самих лиц, записанных родителями ребенка. Однако это не относится к случаям, когда родители несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, исполняют обязанности опекунов ребенка несовершеннолетних родителей.

Суд, рассматривая требования об оспаривании отцовства (материнства), должен установить, соответствует ли действительному происхождению ребенка сделанная органом загса запись о родителях, т.е. является ли лицо, записанное отцом (матерью) ребенка, его биологическим отцом (матерью). При этом суд будет принимать во внимание любые предоставленные сторонами доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

Закон вводит некоторые ограничения по реализации права на оспаривание записи об отцовстве (материнстве) в п. 2, 3 ст. 52 СК прежде всего с целью защиты интересов детей. Эти ограничения заключаются в том, что ряд лиц не вправе при оспаривании отцовства (материнства) ссылаться на отсутствие кровной связи с ребенком как основание своих исковых требований, но могут оспаривать отцовство (материнство) по иным основаниям.

Во-первых, согласно п. 2 ст. 52 СК не могут быть удовлетворены требования об оспаривании отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, но записанного отцом ребенка по совместному с матерью или собственному заявлению, а равно по решению суда (при отсутствии согласия органа опеки и попечительства установить отцовство по заявлению отца ребенка — п. 3 ст. 48 СК), если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка. Предполагается, что при принятии решения об «оформлении» своего отцовства мужчина учитывал все его возможные правовые последствия для себя, даже с учетом того, что фактически отцом ребенка является иное лицо.

Именно поэтому произвольное изменение им в последующем первоначально принятого решения или отзыв поданного заявления в орган загса об установлении отцовства после его государственной регистрации не допускаются. Вместе с тем СК не исключает права лица, записанного отцом ребенка по его заявлению об установлении отцовства, оспаривать произведенную запись по мотивам нарушения волеизъявления (например, если заявление об установлении отцовства было подано под влиянием угроз, насилия либо в состоянии, когда гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить

Во-вторых, п. 3 ст. 52 СК запрещает супругу при оспаривании отцовства ссылаться на факт применения метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, если им предварительно было дано письменное согласие на производство операции такого вида жене.

В-третьих, закон не допускает спор о действительном происхождении ребенка, выношенного и рожденного суррогатной матерью, уже после записи его родителей в книге записей рождений. В п. 3 ст. 52 СК указано, что супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства. Большую роль в закреплении подобной нормы имел опыт зарубежных государств, где подобные ситуации не редкость и даже являлись предметом громких судебных разбирательств.

При рассмотрении дела об оспаривании записи об отцовстве (материнстве) суд обязан учитывать правило ст. 57 СК о праве ребенка выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы.

При удовлетворении судом требования об оспаривании отцовства (материнства) прежние сведения об отце (матери) ребенка должны быть исключены органом загса из актовой записи о рождении ребенка.

Наши рекомендации