Каково ваше мнение о природе данных общественных отношений?
2. Русаков купил автомашину «Жигули», в соответствии с законодательством зарегистрировал ее в отделе ГИБДД. Он обратился с заявлением в городскую администрацию с просьбой
выделить ему земельный участок под строительство гаража. Во время поездки по городу Русаков нарушил правила проезда перекрестка, иего автомашина столкнулась с автомашиной, управляемой Кирсановым. Обе автомашины получили повреждения. Инспектор ГИБДД составил протокол и передал его начальнику отдела ГИБДД, который подверг Русакова штрафу. Русаков своевременно штраф не уплатил, поэтому постановление о наложении штрафа было направлено в бухгалтерию по месту его работы для взыскания из зарплаты.
Проанализируйте основания, юридическую природу и структуру данных правоотношений.
3. При поступлении на государственную службу гражданина Дудина ознакомился с приказом по министерству, согласно которому ему как лицу, допущенному к секретным работам, документам и изделиям, запрещается посещать посольства, консульства и другие представительства иностранных государств, частных компаний и фирм, устанавливать и поддерживать непосредственно или через других лиц связь с иностранными гражданами, если это не входит в круг его служебных обязанностей.
Соответствует ли данный правовой акт действующему законодательству?
4. На практическом занятии при изучении правового положения государственных служащих между студентами возникли разногласия. Одни утверждали, что министры государственными
служащими не являются, поскольку им не присваиваются квалификационные разряды и они не состоят на государственной службе. Другие отмечали, что министры замещают государственные должности, их работа связана с осуществлением государственно-властных полномочий, оплачивается из государственного бюджета, и поэтому их следует считать государственными служащими.
Кто прав и почему?
5. 27 мая студент второго курса Университета дружбы народов Гарин пришел на занятия в нетрезвом виде. На замечания своего сокурсника Ломова по поводу его внешнего вида Гарин ответил нецензурной бранью. А когда началась лекция, Гарин перочинным ножом пытался вырезать свою фамилию на крышке парты. Затем, прервав лектора, через всю аудиторию обратился к Ломову с вопросом, зачем тот к нему, Гарину, приставал. На замечание лектора Гарин грубо ответил и в течение лекции несколько раз прерывал занятия, отвлекая лектора вопросами, не относящимися к теме лекции.
К какому виду ответственности можно привлечь Гарина за совершенные им проступки?
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(заочная форма обучения сокращенные сроки на базе СПО)
№ темы | Наименование темы | Кол-во часов (лекц.) | Кол-во (практ. Занят.) |
1. | Понятие, предмет, метод, система административного права. Место административного права в правовой системе РФ. | ||
2. | Субъекты административного права. | ||
3. | Административное принуждение. | ||
4. | Административная ответственность. | ||
Всего: |
Программа практических (семинарских) занятий для студентов заочной формы обучения сокращенные сроки на базе СПО
ТЕМА 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации. (4 часа)
1. Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации. Функции и принципы административного права.
2. Понятие управления. Современные представления о механизме государственного управления.
3. Исполнительная власть. Система исполнительных органов.
4. Предмет административного права. Совокупность общественных отношений, регулируемых административным правом.
5. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Цели административно-правового регулирования.
6. Система административного права.
7. Административное право как наука.
8. Соотношение отрасли административного права с другими отраслями права.
9. Роль административного права в создании правового государства. Основные направления административной реформы в РФ.
Тема 1. Понятие административного права. Место административного права в правовой системе российской Федерации.
Административное право как отрасль российского права является областью публичного права. Слушателям надлежит уяснить, что административное право как отрасль права есть совокупность юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Глубокое и основательное изучение данной темы слушателями является важной задачей, поскольку, не разобравшись в вопросах о понятии, предмете и системе отрасли административного права, невозможно уяснить отдельные правовые институты, взаимосвязь между ними. Эти вопросы имеют исходное значение и дают ключ к правильному пониманию сущности всей отрасли права в целом.
Узловым является вопрос о предмете отрасли. Предметом административного права являются административно-правовые отношения. Это отношения, складывающиеся в сфере управления государственной власти и ее взаимоотношений с субъектами административного права.
Необходимо обратить внимание на методы административно-правового регулирования и цели. При подготовке вопроса о системе административного права необходимо обратить внимание на понятие и сущность системы, назвать основные элементы системы. Роль административного права в создании правового государства сложно переоценить и потому при подготовке на данный вопрос необходимо дать понятие правового государства, рассмотреть историю возникновения и становления правового государства.
Дополнительная литература к теме 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности";
6. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
7. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016);
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) "О Счетной палате Российской Федерации";
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
ТЕМА 2. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. (4 часа)
1. Понятие и виды субъектов административного права.
2. Граждане РФ как субъекты административного права: административное право-, дееспособность граждан.
3. Административно-правовая опека. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
5. Специальные административно-правовые статусы граждан.
Тема 2. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Особое значение в административном праве имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение. Преобразования, происходящие в стране, можно считать оправданными только в том случае, если они осуществляются для блага человека, который является высшей ценностью общества и государства. Равенство интересов государства (власти) и личности (человека и гражданина) достигается при ограничении власти в пользу гражданских свобод. При этом свобода личности также имеет установленные законодательством пределы. Административно-правовое регулирование взаимоотношений государства и личности определяется теоретической концепцией, положенной в его основу.
При подготовке вопросов данной темы студентам необходимо усвоить понятие статуса личности в административном праве. В структуре статуса личности выделяют следующие институты: гражданство, общей правоспособности, основных прав и свобод, основных обязанностей, гарантий прав и свобод и их защиты, принципов правового положения человека в правовой системе. Гражданство, представляя собой правовое состояние, отличается устойчивой связью и длящимся характером отношений государства и человека. Гражданство порождает взаимные права и обязанности государства и гражданина. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности исполнительной власти и государственного управления.
Административная опека является ярким проявлением социальной политики государства. Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии и т.д. Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты – выплаты пенсий связанных с трудовой деятельностью и т.п. Говоря об административной опеке необходимо разграничивать правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, а также административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. При разграничении правового статуса данных групп населения необходимо пользоваться соответствующими законами.
Говоря о специальном административно-правовом статусе граждан можно использовать критерий социальной роли индивида и сгруппировать в несколько групп: члены административных коллективов, субъекты административной опеки, жители территорий с особым административно-правовым режимом.
Дополнительная литература к теме 2. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
3. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(ред. от 16.04.2010);
4. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации";
5. О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, Федеральных Законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. // С3. 1994. № 8.
6. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
ТЕМА 3. Административное принуждение(4 часа)
1. Административное принуждение. Понятие и цели административного принуждения.
2. Виды принуждения по административному праву.
3. Административно-предупредительные меры. Правовые основания и особенности их применения.
4. Административно – пресекательные меры. Правовые основания и особенности их применения.
5. Меры административной ответственности - как вид административного принуждения.
6. Применение сотрудниками милиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Составьте процессуальные документы об избрании предупредительных, пресекательных мер, а также мер административной ответственности.
Тема 3. Административное принуждение.
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, одним из методов государственной деятельности. Принуждение представляет собой применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний. Административно-предупредительные меры многообразны, все они предусмотрены нормативными правовыми актами, определяющими соответствующие полномочия органов и должностных лиц на их применение. Система мер административного пресечения адекватна многообразию общеобязательных правил, защищаемых мерами административного принуждения.
Дополнительная литература к теме 3. Административное принуждение.
Нормативный материал:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015);
6. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Федеральной службе безопасности".
ТЕМА 4. Административная ответственность. (4 часа)
1. Понятие и признаки административной ответственности, ее цели.
2. Характеристика оснований административной ответственности.
3. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности.
4. Особенности административной ответственности должностных лиц.
5. Особенности административной ответственности юридических лиц.
6. Особенности административной ответственности физических лиц.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Подготовьте доклад на тему «Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности».
Тема 4. Административная ответственность.
Рассматривая административную ответственность необходимо исходить из того, что она является видом юридической ответственности и выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность отличается от уголовной, гражданской, дисциплинарной и материальной. Под законодательными основами административной ответственности необходимо понимать систему нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.
Дополнительная литература к теме 4. Административная ответственность.
Нормативный материал:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
Судебная практика:
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(заочная форма обучения сокращенные сроки на базе ВПО)
№ темы | Наименование темы | Кол-во часов (лекц.) | Кол-во (практ. занят.) |
1. | Понятие, предмет, метод, система административного права. Место административного права в правовой системе РФ. | ||
2. | Субъекты административного права. | ||
3. | Административное принуждение. | ||
Всего: |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Семинарские занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее трудных вопросов учебной дисциплины, выработки навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства.
Процесс подготовки к семинарским занятиям студент должен начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. Затем студенту целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому обсуждаемому на семинаре вопросу.
Кроме рекомендованной литературы, студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные законодательные акты и результаты обобщения местной практики. В ходе семинарского занятия студент должен принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов и приводить примеры из практики.
На семинарских занятиях студенты могут выступать с тематическими рефератами по обсуждаемым проблемам. Сообщения или рефераты могут готовиться по инициативе самого студента, а также по заданию преподавателя. Тема выступления должна быть согласована с преподавателем. Продолжительность выступления не должна превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный характер содержать анализ, выводы и примеры. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный материал и конспект своего ответа.
Выполнение данных рекомендаций поможет получить твердые знания по курсу «Административное право».
7. Программа практических (семинарских) занятий для студентов заочной формы обучения сокращенные сроки на базе ВПО
ТЕМА 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации. (4 часа)
1. Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации. Функции и принципы административного права.
2. Понятие управления. Современные представления о механизме государственного управления.
3. Исполнительная власть. Система исполнительных органов.
4. Предмет административного права. Совокупность общественных отношений, регулируемых административным правом.
5. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Цели административно-правового регулирования.
6. Система административного права.
7. Административное право как наука.
8. Соотношение отрасли административного права с другими отраслями права.
9. Роль административного права в создании правового государства. Основные направления административной реформы в РФ.
Тема 1. Понятие административного права. Место административного права в правовой системе российской Федерации.
Административное право как отрасль российского права является областью публичного права. Слушателям надлежит уяснить, что административное право как отрасль права есть совокупность юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Глубокое и основательное изучение данной темы слушателями является важной задачей, поскольку, не разобравшись в вопросах о понятии, предмете и системе отрасли административного права, невозможно уяснить отдельные правовые институты, взаимосвязь между ними. Эти вопросы имеют исходное значение и дают ключ к правильному пониманию сущности всей отрасли права в целом.
Узловым является вопрос о предмете отрасли. Предметом административного права являются административно-правовые отношения. Это отношения, складывающиеся в сфере управления государственной власти и ее взаимоотношений с субъектами административного права.
Необходимо обратить внимание на методы административно-правового регулирования и цели. При подготовке вопроса о системе административного права необходимо обратить внимание на понятие и сущность системы, назвать основные элементы системы. Роль административного права в создании правового государства сложно переоценить и потому при подготовке на данный вопрос необходимо дать понятие правового государства, рассмотреть историю возникновения и становления правового государства.
Дополнительная литература к теме 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности";
6. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
7. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016);
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) "О Счетной палате Российской Федерации";
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
ТЕМА 2. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. (4 часа)
1. Понятие и виды субъектов административного права.
2. Граждане РФ как субъекты административного права: административное право-, дееспособность граждан.
3. Административно-правовая опека. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
5. Специальные административно-правовые статусы граждан.
Тема 2. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Особое значение в административном праве имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение. Преобразования, происходящие в стране, можно считать оправданными только в том случае, если они осуществляются для блага человека, который является высшей ценностью общества и государства. Равенство интересов государства (власти) и личности (человека и гражданина) достигается при ограничении власти в пользу гражданских свобод. При этом свобода личности также имеет установленные законодательством пределы. Административно-правовое регулирование взаимоотношений государства и личности определяется теоретической концепцией, положенной в его основу.
При подготовке вопросов данной темы студентам необходимо усвоить понятие статуса личности в административном праве. В структуре статуса личности выделяют следующие институты: гражданство, общей правоспособности, основных прав и свобод, основных обязанностей, гарантий прав и свобод и их защиты, принципов правового положения человека в правовой системе. Гражданство, представляя собой правовое состояние, отличается устойчивой связью и длящимся характером отношений государства и человека. Гражданство порождает взаимные права и обязанности государства и гражданина. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности исполнительной власти и государственного управления.
Административная опека является ярким проявлением социальной политики государства. Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии и т.д. Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты – выплаты пенсий связанных с трудовой деятельностью и т.п. Говоря об административной опеке необходимо разграничивать правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, а также административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. При разграничении правового статуса данных групп населения необходимо пользоваться соответствующими законами.
Говоря о специальном административно-правовом статусе граждан можно использовать критерий социальной роли индивида и сгруппировать в несколько групп: члены административных коллективов, субъекты административной опеки, жители территорий с особым административно-правовым режимом.
Дополнительная литература к теме 2. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
3. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(ред. от 16.04.2010);
4. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации";
5. О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, Федеральных Законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. // С3. 1994. № 8.
6. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
ТЕМА 3. Административное принуждение(4 часа)
1. Административное принуждение. Понятие и цели административного принуждения.
2. Виды принуждения по административному праву.
3. Административно-предупредительные меры. Правовые основания и особенности их применения.
4. Административно – пресекательные меры. Правовые основания и особенности их применения.
5. Меры административной ответственности - как вид административного принуждения.
6. Применение сотрудниками милиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.
Тема 3. Административное принуждение.
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, одним из методов государственной деятельности. Принуждение представляет собой применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний. Административно-предупредительные меры многообразны, все они предусмотрены нормативными правовыми актами, определяющими соответствующие полномочия органов и должностных лиц на их применение. Система мер административного пресечения адекватна многообразию общеобязательных правил, защищаемых мерами административного принуждения.
Дополнительная литература к теме 3. Административное принуждение.
Нормативный материал:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015);
6. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Федеральной службе безопасности".
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих практические семинарские занятия.
Тема 1. Понятие административного права. Место административного права в правовой системе РФ.
В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на то, что в самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Эта функция организованных систем любой природы и сложности и связано с воздействием управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения задач, стоящих перед системой.
Хотя в соответствии с временными представлениями государственное управление понимается в широком смысле – как совокупная деятельность всех ветвей власти. Вместе с тем реализация методов государственного управления занимает разный объем в работе органов законодательной, исполнительной власти, суда. Связано это прежде всего с тем, что управление включает в себя не только принятие управленческого решения, но и осуществление непосредственного управленческого воздействия на объект управления, то есть исполнение принятого решения.
Законодательные органы, как правило, занимаются реализацией управленческих решений, по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, в виде принятия законов и иных нормативно-правовых актов, и лишь в определенной степени осуществляют контроль за их исполнением.
Аналогичная ситуация складывается в работе судебной власти.
Органы исполнительной власти помимо принятия управленческих решений в виде принятия большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных с созданием непосредственного управленческого воздействия на объекты управления, с обеспечением выполнения установленных правил, претворением в жизнь требований законодательных и иных актов. Проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов называется исполнением и определяет основное направление деятельности этих органов, что и лежит в основе их названия.
С тем, чтобы объекты управления исполняли требования нормативных актов и принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми для этого юридически гласными полномочиями, иметь механизм их реализации, средства достижения данной цели. Использование необходимых юридически гласных полномочий называется распорядительством, что также присуще работа органов исполнительной власти. В связи с этим можно утверждать, что органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность.
Управление требует постоянного и непосредственного руководства управляемой системой.
Одна из главных особенностей организационного построения исполнительных органов – вертикальность системы. Она означает, что органы, ниже стоящие в системе государственного управления, подчинены по целому ряду вопросов вышестоящим органом, выполнение распоряжений которых нижестоящими структурами обязательны.
Подобная организация системы исполнительных органов не свойственны ни законодательным, ни судебным органам.
Административное право – отрасль правовой системы РФ, обладающая, наряду с конституционным с гражданским и уголовным правом, качествами основной отрасли права.
Под предметом той или иной правовой отрасли, как известно понимается определенный круг общественных отношений, попадающих под ее регулятивное воздействие. Так, конституционное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе реализации законодательной власти, гражданское право – отношения имущественного характера.
Свой предмет имеет и административное право. Его нормы предназначены для регулирования особого рода общественных отношений. Их спецификой является то, что они возникают в процессе реализации исполнительной власти. То есть общественные отношения неразрывно связаны с государственно-управленческой деятельностью.
Основной предпосылкой, необходимой для «выполнения» управленческих отношений из общей массы общественных связей, является наличие в них действующего субъекта – исполнительной власти, использующего предоставленные ему полномочия, необходимые для осуществления задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Особенности предмета административного право проявляются также в характере правовых средств (способов) регулирующего воздействия на управленческие общественные отношения. Под ними следует понимать метод административно-правового регулирования. По своей сути данный метод лежит в основе взаимоотношений между сторонами управленческих отношений, одна из которых является управляющей, а другая управляемой.
В процессе административно-правового регулирования используются все свойственные правовому воздействию на общественную жизнь средства. Это предписания, запреты и дозволения.
Причем предписания – наиболее характерный способ правового воздействия, используемый субъектами исполнительной власти.
Вариантом предписания являются запреты, то есть установления прямой юридической обязанности воздержаться от совершения определенных действий в условиях, предусмотренных нормой.
Дозволения – кА способ правового воздействия на общественные отношения является конкретным вариантом диспозитивности ил юридического управомочения. Его суть – предоставление административно-правовой нормой возможности совершить в условиях, предусмотренных данной нормой, определенные действия либо воздержаться от их совершения.
Для административно правового регулирования наиболее характерными являются предписания и запрет.
Административное право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право играет в правовой системе системообразующую роль. Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов прав