Лекция № 17. Тема: Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Формы деятельности органов государственного управления: понятие, значение, виды. Организационные и правовые формы управленческих действий. Понятие, признаки и юридическое значение актов государственного управления. Функции актов государственного управления. Специфические черты актов государственного управления, их отличия от актов законодательных и судебных органов, органов прокуратуры, актов общественных объединений, некоммерческих организаций, предприятий, учреждений. Виды актов государственного управления, критерии их классификации. Форма актов государственного управления. Иерархия актов государственного управления. Содержание актов государственного управления. Порядок и стадии принятия и издания актов государственного управления. Реквизиты актов государственного управления. Действие актов государственного управления во времени, в пространстве и по кругу лиц. Приостановление действия актов государственного управления, утрата актами юридической силы. Субъекты приостановления и отмены актов государственного управления, порядок приостановления и отмены актов государственного управления. Внесение изменений в акты государственного управления. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, последствия их несоблюдения. Законность – основная группа требований, предъявляемых к актам государственного управления. Условия законности актов государственного управления. Дефектность актов государственного управления, последствия дефектности. Ничтожность и оспоримость актов государственного управления. Условия, при наличии которых акт государственного управления может быть признан ничтожным. Последствия ничтожности актов государственного управления. Варианты оспаривания актов государственного управления. Административно-правовые договоры: понятие, правовая природа, значение, сущность. Признаки административно-правового договора. Участники административно-правового договора. Виды административно-правовых договоров. Порядок заключения административно-правового договора. Лицензионно-разрешительная система в РФ: понятие, значение, сущность. Административный надзор в РФ: понятие, сущность, отличия от контроля. Органы, осуществляющие административный надзор. Компетенция и подведомственность органов административного надзора.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Семинарские занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее трудных вопросов учебной дисциплины, выработки навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства.
Процесс подготовки к семинарским занятиям студент должен начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. Затем студенту целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому обсуждаемому на семинаре вопросу.
Кроме рекомендованной литературы, студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные законодательные акты и результаты обобщения местной практики. В ходе семинарского занятия студент должен принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов и приводить примеры из практики.
На семинарских занятиях студенты могут выступать с тематическими рефератами по обсуждаемым проблемам. Сообщения или рефераты могут готовиться по инициативе самого студента, а также по заданию преподавателя. Тема выступления должна быть согласована с преподавателем. Продолжительность выступления не должна превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный характер содержать анализ, выводы и примеры. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный материал и конспект своего ответа.
Выполнение данных рекомендаций поможет получить твердые знания по курсу «Административное право».
Планы практических занятий
ТЕМА 1: «Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации». (6 часов)
1. Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации. Функции и принципы административного права.
2. Понятие управления. Современные представления о механизме государственного управления.
3. Исполнительная власть. Система исполнительных органов.
4. Предмет административного права. Совокупность общественных отношений, регулируемых административным правом.
5. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Цели административно-правового регулирования.
6. Система административного права.
7. Административное право как наука.
8. Соотношение отрасли административного права с другими отраслями права.
9. Роль административного права в создании правового государства. Основные направления административной реформы в РФ.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Чем отличается Административное право от Государственного права.
Задание № 2. Написать доклад на тему «Роль административного права в современной жизни общества».
Тема 1. Понятие административного права. Место административного права в правовой системе российской Федерации.
Административное право как отрасль российского права является областью публичного права. Слушателям надлежит уяснить, что административное право как отрасль права есть совокупность юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Глубокое и основательное изучение данной темы слушателями является важной задачей, поскольку, не разобравшись в вопросах о понятии, предмете и системе отрасли административного права, невозможно уяснить отдельные правовые институты, взаимосвязь между ними. Эти вопросы имеют исходное значение и дают ключ к правильному пониманию сущности всей отрасли права в целом.
Узловым является вопрос о предмете отрасли. Предметом административного права являются административно-правовые отношения. Это отношения, складывающиеся в сфере управления государственной власти и ее взаимоотношений с субъектами административного права.
Необходимо обратить внимание на методы административно-правового регулирования и цели. При подготовке вопроса о системе административного права необходимо обратить внимание на понятие и сущность системы, назвать основные элементы системы. Роль административного права в создании правового государства сложно переоценить и потому при подготовке на данный вопрос необходимо дать понятие правового государства, рассмотреть историю возникновения и становления правового государства.
Дополнительная литература к теме 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 05.04.2016);
6. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
7. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016);
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) "О Счетной палате Российской Федерации";
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
ТЕМА 2. Нормы и отношения. Источники административного права. (4 часа)
1. Понятие и признаки административно-правовых норм.
- Структура и виды административно-правовых норм.
- Способы реализации административно-правовых норм. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Административно-правовые отношения: понятие и виды.
- Основания возникновения, изменения, прекращения административно- правовых отношений.
- Понятие и виды источников административного права.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Чем административно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права? Приведите примеры.
Тема 2. Нормы и отношения. Источники административного права.
При подготовке к данному семинару слушателям важно уяснить, что административно-правовые нормы имеют особенности, проявляющиеся в их содержании, в форме и структуре.
Административно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако присутствие всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в административном праве не обязательно. Отвечая на этот вопрос, следует привести аргументированные примеры.
Нормам административного права присущи и такие особенности: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные отношения, многие из них имеют весьма общий характер, они не являются представительно-обязывающими.
Принимая во внимание то, что система административного права РФ содержит большое число норм, студенты должны уметь их классифицировать. В качестве оснований для классификации можно предложить следующие: по функциональной направленности, по способу воздействий на субъекты, по характеру регулируемых общественных отношений, по действию во времени и др.
Отвечая на вопрос об отношениях, студенты должны усвоить следующие характеристики регулируемых административным правом отношений: во-первых, одной из сторон (обеими сторонами) в рассматриваемых отношениях выступает государство или его представитель (иногда общественное объединение или орган самоуправления); во-вторых, стороны таких отношений, как правило, неравноправны; в-третьих, их содержание связано с осуществлением властных полномочий (управление, руководство, уполномочивание, гарантирование и пр.) или самоуправлением.
Принципиально важное значение имеет правильное уяснение вопроса об источниках административного права. Источники административного права — это внешняя форма установления и выражения административно-правовых норм. К источникам административного права относятся правовые акты, отвечающие следующим требованиям: 1) они должны являться нормативными; 2) содержать нормы, регулирующие административно-правовые отношения.
Система правовых актов, являющихся источниками административного права, многообразна и включает в себя несколько видов.
Установление нормы в том или ином виде актов не произвольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих административно-правовые нормы, последние формируются в различных источниках.
Дополнительная литература к теме 2. Нормы и отношения. Источники административного права.
Нормативный материал:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
10. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
- "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(ред. от 08.05.2015);
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации";
4. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
ТЕМА 3. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (6 часа).
1. Понятие и виды субъектов административного права.
2. Граждане РФ как субъекты административного права: административное право-, дееспособность граждан.
3. Административно-правовая опека. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
5. Специальные административно-правовые статусы граждан.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1.Чем отличается административно правовая опека от социальной помощи.
Задание №2. Сравните объем прав и обязанностей граждан РФ, и административных иностранцев и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.
Задание №3. Составить решение о депортации.
Тема3. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Особое значение в административном праве имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение. Преобразования, происходящие в стране, можно считать оправданными только в том случае, если они осуществляются для блага человека, который является высшей ценностью общества и государства. Равенство интересов государства (власти) и личности (человека и гражданина) достигается при ограничении власти в пользу гражданских свобод. При этом свобода личности также имеет установленные законодательством пределы. Административно-правовое регулирование взаимоотношений государства и личности определяется теоретической концепцией, положенной в его основу.
При подготовке вопросов данной темы студентам необходимо усвоить понятие статуса личности в административном праве. В структуре статуса личности выделяют следующие институты: гражданство, общей правоспособности, основных прав и свобод, основных обязанностей, гарантий прав и свобод и их защиты, принципов правового положения человека в правовой системе. Гражданство, представляя собой правовое состояние, отличается устойчивой связью и длящимся характером отношений государства и человека. Гражданство порождает взаимные права и обязанности государства и гражданина. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере деятельности исполнительной власти и государственного управления.
Административная опека является ярким проявлением социальной политики государства. Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии и т.д. Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты – выплаты пенсий связанных с трудовой деятельностью и т.п. Говоря об административной опеке необходимо разграничивать правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, а также административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. При разграничении правового статуса данных групп населения необходимо пользоваться соответствующими законами.
Говоря о специальном административно-правовом статусе граждан можно использовать критерий социальной роли индивида и сгруппировать в несколько групп: члены административных коллективов, субъекты административной опеки, жители территорий с особым административно-правовым режимом.
Дополнительная литература к теме 3. Субъекты административного права РФ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О гражданстве Российской Федерации";
- Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) "О беженцах";
- Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 30.12.2015) "О вынужденных переселенцах";
- Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 05.02.2016) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию";
- Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 29.02.2016) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 06.08.2014) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 131 (ред. от 25.07.2014) "Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава".
ТЕМА 4. Субъекты административного права. Органы государственной исполнительной власти (4 часов)
1. Понятие и признаки государственной исполнительной власти.
2. Основные принципы организации и деятельности в РФ исполнительной власти: законность, демократизм, федерализм, иерархия.
3. Виды и система органов государственной исполнительной власти.
4. Административно-правовой статус Правительства РФ.
5. Федеральные органы государственной исполнительной власти.
6. Органы государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Взаимодействие исполнительной власти с законодательной и судебной властью.
8. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. В чём отличия системы органов государственной исполнительной власти от структуры органов государственной исполнительной власти.
Тема 4. Субъекты административного права. Органы государственной исполнительной власти
Для полного усвоения материала необходимо начать с определения понятия и признаков государственной исполнительной власти. Можно классифицировать по: характеру компетенции, по основаниям и порядку образования, по порядку решения вопросов, по территории деятельности. Говоря о принципах организации и деятельности исполнительной власти необходимо воспользоваться конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, соответствующими законами в которой указаны основные принципы. К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим руководство соответствующими отраслями государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни, относятся прежде всего федеральные министерства. Федеральные министерства осуществляют свою деятельность на основе единоначалия и коллегиальности. Государственные и федеральные службы, а также агентства и департаменты РФ формируются с целью реализации определенных функций государства.
Каждая организационная структура имеет вертикальную связь между соподчиненными органами управления и горизонтальное построение отдельных подразделений. Орган исполнительной власти можно рассмотреть через его руководство, коллегиальный орган, аппарат управления. Говоря о взаимодействии исполнительной, законодательной и судебной властей необходимо говорить о принципе сдержек и противовесов. Реализация данного принципа законодательно закреплена в невмешательстве ни одной из властей в деятельность другой. Разногласия между законодательной и исполнительной властью призвана урегулировать судебная власть, руководствуясь конституцией РФ.
Дополнительная литература к теме 4. Субъекты административного права. Органы государственной исполнительной власти.
Нормативный материал:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации";
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016);
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации";
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016);
- Указ Президента РФ от 25.03.2004 N 400 (ред. от 31.12.2014) "Об Администрации Президента Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";
- Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 20.10.2015) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе";
- Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 05.02.2016) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".
ТЕМА 5. Субъекты административного права. Государственные служащие как субъекты административного права (4 часа)
1. Понятие и основные принципы государственной гражданской службы. История государственной службы.
2. Правовое положение гражданского служащего.
3. Порядок поступления на гражданскую службу и прохождение гражданской службы. Служебный контракт.
4. Основания и порядок прекращения гражданской службы.
5. Оплата труда гражданского служащего. Государственные гарантии на гражданской службе
6. Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе.
7. Порядок формирования кадрового состава гражданской службы. Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
8. Военная служба.
9. Правоохранительная служба.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Назовите специальные принципы государственной военной службы и государственной правоохранительной службы.
Тема 5. Субъекты административного права. Государственные служащие как субъекты административного права.
При подготовке к данной теме студенту необходимо обратить внимание на то, что гражданская служба – самостоятельный вид государственной службы, характеризующийся как общими так и специфическими признаками. Говоря о правовом положении гражданского служащего необходимо воспользоваться широким кругом не только законодательных актов, но и подзаконных. Важным компонентом правового статуса гражданского служащего является его юридическая ответственность. Раскрывая вопрос о правоохранительной службе необходимо правильно раскрыть понятие правоохранительной службы, принципы, правовое положение и ответственность сотрудников правоохранительных органов. Рассматривая вопрос о военной службе важно знать, что военная служба – вид федеральной государственной службы.
Дополнительная литература к теме 5. Субъекты административного права. Государственные служащие как субъекты административного права.
Нормативный материал:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации";
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015);
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О воинской обязанности и военной службе";
- Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной охране";
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О судебных приставах";
- Указ Президента РФ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации".
ТЕМА 6. Регламентация общественно-политической деятельности. (6 часа)
1. Понятие и виды общественных объединений.
2. Административно-правовой статус общественных объединений.
3. Административно-правовой статус религиозных объединений.
4. Административно-правовой статус политических партий.
5. Понятие порядок реализации права граждан на массовые мероприятия.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. В чём состоит отличие государственного предприятия и государственного учреждения от государственного органа.
Тема 6. Регламентация общественно-политической деятельности.
Административная правосубъектность общественных объединений, религиозных объединений и политических партий включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Наиболее существенные вопросы, связанные с деятельностью общественных объединений, религиозных объединений и политических партий урегулированы соответствующими законами. Основным принципом деятельности является взаимное невмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних – в деятельность указанных органов и их должностных лиц.
Дополнительная литература к теме 6. Регламентация общественно-политической деятельности.
Нормативный материал:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации";
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) "Об общественных объединениях";
6. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О политических партиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016);
7. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях";
8. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
ТЕМА 7. Право гражданина на защиту от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.(4 часа)
1. Понятие права граждан на обращения в органы государства, муниципальных образований, а также к иным субъектам власти.
2. Понятие административного порядка обжалования.
3. Производство по общим административным жалобам.
4. Специальные жалобы в административном праве.
5. Судебный порядок обжалования.
6. Возмещение гражданам ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти и ее должностных лиц.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Составьте предложение, заявление, жалобу в орган государственной исполнительной власти и в орган местного самоуправления.
Тема 7. Право граждан на защиту от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.
Преобразования, происходящие сегодня в стране, можно считать только в том случае оправданными, если они осуществляются для блага человека, который является высшей ценностью общества и государства. Жалоба – вид обращения граждан. Производство по обращениям граждан является обязательным во всех государственных органах и органах местного самоуправления. Нормы о производстве по жалобам содержаться в нормативных правовых актах о делопроизводстве, указах, инструкциях. Необходимо помнить, что существует два способа обжалования действий и бездействий органов и должностных лиц – административный и судебный.
Дополнительная литература к теме 7. Право гражданина на защиту от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.
Нормативный материал:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации";
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016);
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
- "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016);
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015);
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации";
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
ТЕМА 8. Административный надзор (6 часов)
1. Понятие и содержание административного надзора.
2. Субъекты, осуществляющие административный надзор за деятельностью организаций и граждан.
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
5. Судебный надзор за законностью отравления правосудия.
6. Надзор органов прокуратуры за соблюдением законов на территории РФ.
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Составьте акты прокурорского реагирования на нарушения прав и законных интересов человека и гражданина (три различных акта).
Тема 8. Административный надзор.
Рассматривая вопросы данной темы необходимо уяснить, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля, который состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Основной задачей органов административного надзора является обеспечение законности в управлении. Раскрывая вопрос о судебном контроле, как способе обеспечения законности в управлении, важно уяснить, что он состоит в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.
Дополнительная литература к теме 8. Административный надзор.
Нормативный материал:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ);
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации";
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации";
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016);
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации";
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015);;
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации";
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
ТЕМА 9. Административный контроль.(4 часа)
1. Понятие и виды контроля.
2. Президентский контроль за органами исполнительной власти.
3. Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
Задание для самостоятельной работы:
Задание №1. Подготовьте доклад на тему «Некоторые методы используемые органами законодательной власти при осуществлении контроля за органами исполнительной власти Российской Федерации».
Тема 9. Административный контроль.
Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах: непосредственный контроль Президента РФ, президентский контроль через соответствующие президентские структуры. Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-к<