Судопроизводство
ПРОЦЕСС | ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА |
Уголовный | Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания |
… | Исковые дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) взгляды;2) идеалы;3) представления;4) мировоззрение;5) ценностные установки.
3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения;3) достоверность и проверяемость результатов;4) нацеленность на получение объективной истины;5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу. |
| 1) | способность к совместной преобразовательной деятельности | | 2) | стремление к самореализации | | 3) | умение приспосабливаться к природным условиям | | 4) | устойчивые взгляды на мир и свое место в нем | | 5) | потребность в воде, пище, отдыхе | |
5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ | А) | премьера телесериала | Б) | конкурс фольклорных коллективов | В) | празднование дня Ивана Купалы | Г) | скандал с участием поп-звезды | Д) | переиздание детектива-бестселлера Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | | | | |
|
6. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы. | | 2) | В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты. | | 3) | Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства. | | 4) | Природные факторы оказывают влияние на развитие общества. | | 5) | Информационные технологии являются важнейшим фактором производства. | | 6) | Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства. | |
|
7. Найдите в приведенном ниже списке рычаги правового регулирования рынка со стороны государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | принятие законов в поддержку «малого бизнеса» | | 2) | принятие антимонопольного законодательства | | 3) | выдача субсидий малым предприятиям | | 4) | установление нормы обязательного банковского резерва | | 5) | подготовка экономистов в государственных вузах | |
8. Установите соответствие между примерами и видами безработицы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ | А) | в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала | Б) | выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую | В) | в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров | Г) | в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы | Д) | полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу | | | 1) | циклическая | 2) | структурная | 3) | фрикционная | 4) | сезонная | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z –– центральный банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки. | | 1) | Банк осуществляет эмиссию денег. | | 2) | Банк осуществляет кредитование физических лиц. | | 3) | Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм. | | 4) | Банк лицензирует деятельность финансовых организаций. | | 5) | Банк устанавливает учётную ставку процента. | | 6) | Банк обслуживает расчёты фирм. | | 10. На рисунке отражено изменение предложения бытовой техники на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | появление на рынке новых производителей | | 2) | удорожание электроэнергии для производителей | | 3) | рост цен на комплектующие для производства бытовой техники | | 4) | ужесточение требований к качеству материалов, используемых при производстве бытовой техники | | 5) | увеличение доходов населения | |
11. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | совместное проживание нескольких поколений | | 2) | принятие решений всеми членами семьи | | 3) | экономическая самостоятельность женщины | | 4) | организация быта как основная экономическая функция | | 5) | жёсткое распределение мужских и женских обязанностей | | 6) | совместная производственная деятельность | | 12. В ходе социологического опроса респондентам с разным уровнем образования предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены в виде диаграммы. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Среди респондентов со средним образованием мнение, что в молодости важнее создать семью, менее популярно, чем мнение, что надо пожить в своё удовольствие. | | 2) | Среди респондентов с высшим образованием тех, кто считает, что в молодости важнее сделать карьеру, больше, чем тех, кто считает, что важнее создать семью. | | 3) | Независимо от уровня образования респонденты считают, что в молодости пожить в своё удовольствие предпочтительнее, чем создать семью. | | 4) | Каждый пятый респондент с высшим образованием считает, что в молодости важнее всего пожить в своё удовольствие. | | 5) | Равные доли респондентов с образованием ниже среднего считают, что в молодости важнее пожить в своё удовольствие и сделать карьеру. | |
13. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие правовое государство от всех прочих государств, и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | равное действие закона для всех граждан, государственных органов и должностных лиц | | 2) | действие принципа независимости и разделения властей | | 3) | наличие суверенитета государства | | 4) | формирование государственной службы, состоящей из профессиональных чиновников | | 5) | верховенство закона | | 6) | наличие армии и полиции, выполняющих функции защиты государственных интересов | |
| 14. Установите соответствие между примерами и принципами классификации партий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | | ПРИМЕРЫ | | ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ | А) | легальные | Б) | правящие | В) | экстремистские | Г) | массовые | | | 1) | по составу | 2) | по отношению к закону | 3) | по отношению к власти | 4) | по методам отстаивания интересов | | | Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). |
15. Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение? | |
| 1) | возникло раньше других социальных институтов | | | 2) | обладает наивысшей концентрацией власти | | | 3) | выполняет определённые общественные функции | | | 4) | устанавливает общеобязательные нормы | | | 5) | регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории | | | 6) | его деятельность регулируется определёнными нормами | | 16. На уроке обществознания учащиеся выявляли особенности административного права. Какие черты этой отрасли российского права они могли выявить? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие черты. | | 1) | В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных проступков людей. | | 2) | Эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. | | 3) | В правоотношениях, регулируемых этой отраслью права, воля одной из сторон главенствует над волей другой стороны. | | 4) | К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят конфискацию (изъятие) орудия совершения или предмета правонарушения. | | 5) | К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят штраф, пожизненное лишение свободы. | | 6) | Пример нормы данной отрасли права: гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. | | | | | | | | |
17. Найдите в списке субъектов права юридические лица и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | коллектив одноклассников | | 2) | собственники жилья | | 3) | акционерные общества | | 4) | иностранные граждане | | 5) | унитарные предприятия | |
18. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | | УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА | | СТОРОНЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА | А) | подозреваемый | Б) | прокурор | В) | адвокат | Г) | потерпевший | Д) | обвиняемый | | | | | Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). 19. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –– обязанность государства. | | 2) | Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. | | 3) | Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. | | 4) | Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. | | 5) | Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. | | |
| | |
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Деньги были придуманы __________ (А), прежде всего, для облегчения обмена. Первоначально роль денег играли различные __________ (Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции средства __________ (В) рыночной ценности товаров и средства сбережения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством __________ (Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить __________ (Д) и облегчить всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой __________ (Е) и учитывать их для нужд контроля и управления». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| Список терминов: | 1) | человечество | 2) | измерение | 3) | издержки | 4) | бартер | 5) | обмен | 6) | система | 7) | прибыль | 8) | предметы | 9) | инфляция | |
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания к нему (21- 24):
Статья 2.2. Формы вины
1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 2.8. Невменяемость
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Судопроизводство
ПРОЦЕСС | ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА |
Уголовный | Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания |
… | Исковые дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) взгляды;2) идеалы;3) представления;4) мировоззрение;5) ценностные установки.
3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения;3) достоверность и проверяемость результатов;4) нацеленность на получение объективной истины;5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу. |
| 1) | способность к совместной преобразовательной деятельности | | 2) | стремление к самореализации | | 3) | умение приспосабливаться к природным условиям | | 4) | устойчивые взгляды на мир и свое место в нем | | 5) | потребность в воде, пище, отдыхе | |
5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ | А) | премьера телесериала | Б) | конкурс фольклорных коллективов | В) | празднование дня Ивана Купалы | Г) | скандал с участием поп-звезды | Д) | переиздание детектива-бестселлера Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | | | | |
|
6. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы. | | 2) | В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты. | | 3) | Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства. | | 4) | Природные факторы оказывают влияние на развитие общества. | | 5) | Информационные технологии являются важнейшим фактором производства. | | 6) | Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства. | |
|
7. Найдите в приведенном ниже списке рычаги правового регулирования рынка со стороны государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | принятие законов в поддержку «малого бизнеса» | | 2) | принятие антимонопольного законодательства | | 3) | выдача субсидий малым предприятиям | | 4) | установление нормы обязательного банковского резерва | | 5) | подготовка экономистов в государственных вузах | |
8. Установите соответствие между примерами и видами безработицы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ | А) | в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала | Б) | выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую | В) | в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров | Г) | в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы | Д) | полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу | | | 1) | циклическая | 2) | структурная | 3) | фрикционная | 4) | сезонная | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Банк Z расположен в деловом районе столицы государства. По каким признакам можно установить, что Z –– центральный банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки. | | 1) | Банк осуществляет эмиссию денег. | | 2) | Банк осуществляет кредитование физических лиц. | | 3) | Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм. | | 4) | Банк лицензирует деятельность финансовых организаций. | | 5) | Банк устанавливает учётную ставку процента. | | 6) | Банк обслуживает расчёты фирм. | | 10. На рисунке отражено изменение предложения бытовой техники на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | появление на рынке новых производителей | | 2) | удорожание электроэнергии для производителей | | 3) | рост цен на комплектующие для производства бытовой техники | | 4) | ужесточение требований к качеству материалов, используемых при производстве бытовой техники | | 5) | увеличение доходов населения | |
11. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | совместное проживание нескольких поколений | | 2) | принятие решений всеми членами семьи | | 3) | экономическая самостоятельность женщины | | 4) | организация быта как основная экономическая функция | | 5) | жёсткое распределение мужских и женских обязанностей | | 6) | совместная производственная деятельность | | 12. В ходе социологического опроса респондентам с разным уровнем образования предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены в виде диаграммы. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Среди респондентов со средним образованием мнение, что в молодости важнее создать семью, менее популярно, чем мнение, что надо пожить в своё удовольствие. | | 2) | Среди респондентов с высшим образованием тех, кто считает, что в молодости важнее сделать карьеру, больше, чем тех, кто считает, что важнее создать семью. | | 3) | Независимо от уровня образования респонденты считают, что в молодости пожить в своё удовольствие предпочтительнее, чем создать семью. | | 4) | Каждый пятый респондент с высшим образованием считает, что в молодости важнее всего пожить в своё удовольствие. | | 5) | Равные доли респондентов с образованием ниже среднего считают, что в молодости важнее пожить в своё удовольствие и сделать карьеру. | |
13. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие правовое государство от всех прочих государств, и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | равное действие закона для всех граждан, государственных органов и должностных лиц | | 2) | действие принципа независимости и разделения властей | | 3) | наличие суверенитета государства | | 4) | формирование государственной службы, состоящей из профессиональных чиновников | | 5) | верховенство закона | | 6) | наличие армии и полиции, выполняющих функции защиты государственных интересов | |
| 14. Установите соответствие между примерами и принципами классификации партий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | | ПРИМЕРЫ | | ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ | А) | легальные | Б) | правящие | В) | экстремистские | Г) | массовые | | | 1) | по составу | 2) | по отношению к закону | 3) | по отношению к власти | 4) | по методам отстаивания интересов | | | Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). |
15. Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение? | |
| 1) | возникло раньше других социальных институтов | | | 2) | обладает наивысшей концентрацией власти | | | 3) | выполняет определённые общественные функции | | | 4) | устанавливает общеобязательные нормы | | | 5) | регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории | | | 6) | его деятельность регулируется определёнными нормами | | 16. На уроке обществознания учащиеся выявляли особенности административного права. Какие черты этой отрасли российского права они могли выявить? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие черты. | | 1) | В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных проступков людей. | | 2) | Эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. | | 3) | В правоотношениях, регулируемых этой отраслью права, воля одной из сторон главенствует над волей другой стороны. | | 4) | К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят конфискацию (изъятие) орудия совершения или предмета правонарушения. | | 5) | К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят штраф, пожизненное лишение свободы. | | 6) | Пример нормы данной отрасли права: гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. | | | | | | | | |
17. Найдите в списке субъектов права юридические лица и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | коллектив одноклассников | | 2) | собственники жилья | | 3) | акционерные общества | | 4) | иностранные граждане | | 5) | унитарные предприятия | |
18. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | | УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА | | СТОРОНЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА | А) | подозреваемый | Б) | прокурор | В) | адвокат | Г) | потерпевший | Д) | обвиняемый | | | | | Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). 19. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –– обязанность государства. | | 2) | Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. | | 3) | Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. | | 4) | Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. | | 5) | Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. | | |
| | |
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Деньги были придуманы __________ (А), прежде всего, для облегчения обмена. Первоначально роль денег играли различные __________ (Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции средства __________ (В) рыночной ценности товаров и средства сбережения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством __________ (Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить __________ (Д) и облегчить всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой __________ (Е) и учитывать их для нужд контроля и управления». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| Список терминов: | 1) | человечество | 2) | измерение | 3) | издержки | 4) | бартер | 5) | обмен | 6) | система | 7) | прибыль | 8) | предметы | 9) | инфляция | |
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания к нему (21- 24):
Извлечения из Кодекса РФ об административных правонарушениях.