Новые веяния XIX-XX подробнее
Если в XIX в. европейская политическая наука, в основном, сводилась к изучению государства, то в XX в. спектр исследований значительно расширился. Предметом внимания политологов стали: сущность и место политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы, динамика политических элит, особенности и условия становления политических режимов. По-прежнему политологи открывали и переоткрывали заново демократию, осознавая, что она, как форма жизни, не может стоять на месте. Чтобы жить, ей нужно развиваться в соответствии с переменами, уже свершившимися и грядущими.
Если в XIX в. европейская политическая наука, в основном, сводилась к изучению государства, то в XX в. спектр исследований значительно расширился. Предметом внимания политологов стали: сущность и место политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы, динамика политических элит, особенности и условия становления политических режимов. По-прежнему политологи открывали и переоткрывали заново демократию, осознавая, что она, как форма жизни, не может стоять на месте. Чтобы жить, ей нужно развиваться в соответствии с переменами, уже свершившимися и грядущими.
В 20-30-е гг. возникло новое политическое явление - тоталитаризм, предопределив особое направление политических исследований. Богатую пищу дали мировые и локальные войны, заставив философов, политологов, социологов обратиться к проблемам войны и мира (Б. Рассел, США).
Политическая практика XX в. вносила коррективы в идеологию либерализма, социализма, консерватизма, порождала новые идеологические построения (например, фашизм). Кроме того, происходит разделение политической науки на политическую философию, политическую историю, политическую социологию, политическую психологию, политическую статистику, политическое моделирование и т.д.
Наибольший вклад в развитие европейской политической науки внесли ученые Германии, Франции, Италии, Англии. Общепризнанным основателем европейской школы политологии является немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920).
Германия.
Круг его интересов чрезвычайно широк: сущность политики, государство как легитимное насилие, основные типы легитимного господства и др. Вебер создал знаменитую теорию бюрократии. Бюрократию он считал самой эффективной системой государственной организации. Ученый описал черты, свойственные идеальному типу бюрократии:
- разделение труда, обусловленное правилами и законами;
- подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;
- подбор служащих на основе их профессиональной квалификации;
- оплата труда в соответствии с рангом;
- безличностный подход государственных служащих к принятию решений, жестокое следование должностным инструкциям;
- соблюдение правила для служащих государственного аппарата: работа в нем - основное занятие, которое нельзя совмещать с бизнесом и т. д.
М. Вебер показал, что наличие этих правил вносит порядок в деятельность государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, устраняет произвол начальства и регулирует личностные отношения между государственными служащими.
Вебер отмечал растущую роль бюрократии в современном обществе, указывает на возрастающую в связи с этим угрозу демократии. Теоретическим ответом ученого на эту угрозу стала теория плебисцитарной демократии, суть которой в том, что выбранный народом лидер страны, не будучи связанным с бюрократией, должен контролировать ее. Однако реалии XX в. показали слабость этой модели контроля бюрократии.
Фундаментом европейской политологии является теоретическое наследие другого немецкого мыслителя - Роберта Михельса (1976-1936). Его исследовательское пространство: социализм, национализм, фашизм, но главное детище - политические партии; главный политологический труд: "Социология политической партии в условиях демократии" (1911).
Р. Михельс считал, что политические партии - необходимый инструмент защиты социальными слоями своих главных интересов. Он говорил о том, что лидеры внутри партии устанавливают монополию на власть, в результате чего происходит вырождение внутрипартийной демократии, формируется партийная олигархия. Этот процесс Михельс сформулировал как "железный закон олигархизации", в силу которого властные ресурсы партии используются не столько для защиты интересов масс, сколько для реализации интересов партийных лидеров.
Значительный вклад в европейскую политологию внесла Ханна Аренд- немецко-американский политолог. Во время фашистского правления она эмигрировала из Германии сначала во Францию, затем в США. Ханна Аренд стала одной из первых исследователей тоталитарных режимов. Ее крупнейшая работа "Истоки тоталитаризма" вышла в свет в 1951 г., за пять лет до публикации по этой же проблеме работы американских политологов З. Бжезинского и К. Фридриха. Впоследствии эта тема нашла развитие в трудах многих политологов, в том числе в конце 1990- начале 2000 гг. - российских.
Мировое признание получили труды немецкого философа и политического мыслителя Карла Ясперса (1883-1969).Он посвятил свою творческую деятельность проблеме политической свободы. К. Ясперс четко сформулировал признаки политической свободы, связал ее существование с демократией и правовым государством. Ясперс видел политическую свободу как необходимую предпосылку для обеспечения других прав и свобод человека. Ученый раскрыл механизм возможного перерастания демократии, как господства массы, в охлократию, а затем тиранию, в переход власти в руки случайно поднявшейся
Италия.
К основателям европейской политологии ХХ в., оказавшим большое влияние на ее становление, относятся итальянцы Вильфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858-1941). Они вошли в историю политической науки как классики теории элит.
В. Парето создал много трудов об обществе, теория элит - только часть их. Он считал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Правление требует наличия весьма противоположных качеств у элиты, оно нуждается в хитрости, гибкости, силе убеждения, а также готовности использовать насилие для подавления оппозиции. Эти качества, по мнению Парето, соответствуют двум противоположным психологическим типам - классу I - (лисам) и классу II -(львам) и редко сочетаются в одной элите. "Лисы" хитры и изворотливы и поддерживают власть пропагандой. "Львы" - элиты, которые предпочитают насилие. Политический процесс - это всего лишь "циркуляция элит", то одни, то другие становятся непригодными в конкретных условиях и приходят на смену друг другу.
Гаэтано Моска - свой основной труд "Правящий класс" (1896) тоже посвятил теории элит. Как и Парето, он все общества делил на управляющих и управляемых.
По его мнению, господство элит - закон. Каждая управляющая элита опирается на комплекс ресурсов власти: военную силу, знание, опыт в сфере государственного управления и т.д., которые использует, чтобы сохранить, увековечить свою власть. Даже либеральные демократии - это тоже правление политической элиты, которая управляет не только с помощью силы и манипуляции, но и посредством идеологической или политической доктрины. Благодаря универсальным иллюзиям, либеральной элите удаётся убедить население в легитимности своего государства. Такую господствующую доктрину, как "воля большинства", Моска называл обманом. Политический процесс по Моска, - это вырождение одних элит и замена их контрэлитами. Одна из отрицательных тенденций - это превращение элит в замкнутую группу, передающую власть по наследству. Моска выступал за открытость и преемственность в функционировании элит как гарантию стабильности общества и политической системы.
Франция
Важнейшей частью современной политической мысли Европы является политическая наука Франции. В ходе становления и развития политологии во Франции можно выделить два этапа: первый начинается в конце XIX в. и завершается Второй мировой войной; второй охватывает конец 40-х г. ХХ в. и до настоящего времени.
Для первого этапа характерно отделение политической науки от конституционного права. Начало этому процессу положил
А. Эсмен, который наряду с традиционными проблемами кон-ституционного права описал "игру политических сил" в об-ществе. Продолжили процесс политизации конституционного права Л. Дюги и особенно М. Ориу, который сформулировал понятия института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.
Параллельно с политизацией начался процесс социализации конституционного права, формирование политической социологии. И в этот же период появились уже чисто политологические исследования. Родоначальником их стал русский профессор-юрист М.Я. Острогорский, который в 1902 г. опубликовал работу "Демократия и организация политических партий".
Второй этап (конец сороковых годов и до конца века) характерен быстрым развитием французской политической мысли. Характерные направления: политические институты и отношения, избирательные системы и выборы, общественное управление и политика. Наиболее яркими фигурами 60-70 г.г. XX в., кроме названных, стали М. Прело, Ж. Баренс, Ф. Буррико, Ж. Бнердо,
Р. Арон, М. Дюверже и др.
Мировую известность приобрел французский политолог Раймон Арон (1905-1983). Его работы расходились большими тиражами во всём мире. Среди проблем, которые оказались предметом внимания Р. Арона, - предмет и содержание политической теории, проблема политической власти, анализ сущности, содержания политических режимов, их исторических этапов, анализ истории политической мысли, проблемы международной политики, социологии международных отношений. Наиболее значимые работы Р. Арона: "Мир и война между нациями" (1962), "Политические исследования" (1972), "Демократия и тоталитаризм" (М., 1993), "Этапы развития социологической мысли" (М., 1993) и др.
Арон, как теоретик, исходил из того, что нельзя рассматривать политическое явление, подходить к этому по упрощённой схеме, односторонне. Теоретическая разработка должна побуждать к осознанию плюрализма (множественности целей и мотивов), так как односторонний подход всегда неполный и неточный. В частности, Арон критикует Маркса за то, что у него все политические и социальные процессы в обществе вытекают из экономического развития.
Говоря о международных отношениях, Арон отмечал, что отношения между государствами содержат в своей сути альтернативу между войной и миром. Пока человечество не объединится в универсальном государстве, будет различие между внутренней и внешней политикой. Если внутренняя политика стремится к господству Закона, то внешняя - это объективное стремление к выживанию государства перед той вероятной угрозой, которую создаёт существование других государств.
Р. Арон, выделяя отличительные особенности международно-политического поведения, отмечает в первую очередь авантюрность и неопределённость. Правила дипломатической игры нарушаются, как только игроку это бывает выгодно. Международный суд, если он и существует (ООН), может выносить свои решения, но они будут проигнорированы. Арон считает, что если международные отношения и напоминают какой-то вид спорта, то это кэтч- борьба без правил.
Другой французский политолог Морис Дюверже (1917) известен как специалист по проблемам конституции и избирательных систем, политических партий и партийных систем, немалое место в его теоретических трудах уделено проблеме политических конфликтов.
Говоря о политике, Дюверже сравнивал её с "двуликим Янусом". С одной стороны, политика - это конфликт, в котором власть позволяет тому, кто ею владеет, получать выгоду и управлять обществом. С другой стороны, политика - это попытка внести в жизнь общества правила порядка и справедливость, где власть гарантирует общий интерес и всеобщее благо против давления частных интересов.
Согласно Дюверже, политический конфликт может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальный - между теми, кто имеет власть и теми, кто её не имеет, горизонтальный - внутри правящего класса. Формы политических конфликтов зависят от институтов, систем ценностей и коллективных представлений.
Дюверже внёс огромный вклад в теории политических партий и партийных систем. Он связывал возникновение и развитие, а также функционирование политических партий с деятельностью парламентов. Он дал классификацию партий, выделив основные типы - кадровые и массовые партий. Эта типизация воспринята и широко используется политологами. Дюверже раскрыл связь между партийными и избирательными системами.
Австрия
Яркой фигурой в европейской политологии является австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883-1950). Широкая известность пришла к нему после публикации в 1942 г. работы "Капитализм, социализм и демократия". В ней он дал анализ капитализма после кризиса 1929-1933 гг. и затянувшейся депрессии. Шумпетер дал своё толкование демократии. "Не народ
в действительности поднимает и решает вопросы, эти вопросы, определяющие его участь, поднимаются и решаются за него".
"Шумпетеровская демократия" - это такое устройство, где право принимать политические решения принимается через конкурентную борьбу за голоса избирателей. Демократия означает лишь право народа принять или не принять тех людей, которые должны ими управлять.
(из лекций НГТУ, составители: Зайцева Т.И.; Крамаренко Р.А.; Коновалова Н.В)
Обучение
Ж.-Л.Кермон [Quermonne 1996: 15-16] отмечает тенденцию тематической фрагментации, что, на его взгляд, уравновешивается растущей значимостью исследований по публичной политике и связанным с этим вновь открытым понятием правления. Он особо отмечает, что давняя проблема общей идентичности политической науки в Европе еще не нашла удовлетворительного решения. Следующие пять положений он считает принципиально важными для будущего развития политической науки в Европе [ibid: 18-20]:
1. Решить проблему идентичности европейской политической науки;
2. Способствовать развитию общего рынка для политической науки в Европе;
3. Развивать сравнительные исследования и анализ международных отношений и организаций;
4. Осуществлять поиск баланса когнитивных и нормативных элементов в европейской политической науке;
5. Создавать соответствующие структуры и инвестировать в них
Политические усилия по гармонизации высшего образования в Европе оказали глубокое воздействие на все академические дисциплины, включая политологию. Наличие институтов со штатом политологов – предпосылка существования политической науки как дисциплины. Ричард Роуз (1990) описал процесс институционализации политической науки в европейских университетах как переход от дилетантизма к профессионализму. Пионеры современной политической науки неизбежно были любителями, а не профессиональными политологами, так как сам предмет политологии просто отсутствовал в университетских учебных программах. Постепенно политическая наука стала профессией с четко определенными стандартами обучения и трудоустройства, на базе национальных университетских систем с серьезными транснациональными связями между индивидуумами и институтами по всей Европе.
По-прежнему существует разногласие между двумя методологическими под- ходами. Одни делают акцент на теории и количественных методах, другие – на истории и герменевтике. По-прежнему наблюдается растущая тенденция к дифференциации дисциплины. Разделы политической науки, которые долгое время считались ее интегральной частью, теперь выделяются в самостоятельные дисциплины. Таким образом, помимо факультетов или институтов “полито- логии” и “политических исследований”, мы все чаще сталкиваемся с факультетами “европейских исследований”, “государственного управления” (“public administration”), “политической социологии” или “политической коммуникации”. Преподавательский корпус “политологов” включает профессоров, преподающих международные отношения, европейские исследования или государственное управление.
Приведу несколько таблиц, показывающих ситуацию в Западной Европе яснее.
(По Х.-Д. Клингеманну)