Направления американской политической мысли
Политические взгляды американских просветителей представляют собой яркую страницу в истории передовой общественной мысли. Они формировались под непосредственным воздействием борьбы колониальной Америки против английского владычества, которую не без оснований называют революционно-освободительной войной (1775-1783). Некоторые из просветителей были ее участниками, более того, возглавляли и направляли ее, стояли у истоков образования государства - Соединенные Штаты Америки. Так, А. Гамильтон был секретарем Дж. Вашингтона во время Войны за независимость и министром финансов в его правительстве, когда Вашингтон стал первым президентом США. Дж. Адамс, Т. Джефферсон и Дж. Медисон - соответственно второй, третий и четвертый президенты этой страны. Б.Франклин - один из авторов Декларации независимости и Конституции США, будучи крупным ученым-естествоиспытателем, в течение ряда лет находился на государственной и дипломатической службе.
Политические взгляды этих просветителей органично сливались с практикой их собственной политической деятельности, обогащались этой практикой и реализовались на ее основе. Они были воплощены в основополагающих документах становления и развития государства США. Теоретическими предпосылками их политических взглядов были главным образом учения английского буржуазного либерализма и французского Просвещения христианской этики.
Политические воззрения Томаса Джефферсона (1743-1826) были выражены в Декларации независимости (1776), главным автором которой он был. В Декларации провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось. В частности, дано обоснование принципов взаимоотношений между людьми в новом государстве, гражданских прав и свобод личности, проблем социального равенства. В Декларации сказано: «Мы считаем следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем очевидным (прирожденными и неотчужденными) правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью».
В то же время в Декларации говорится о стремлении человека к счастью как о важнейшей морально-психологической установке его существования в обществе. В этом заметно влияние на политические воззрения Джефферсона соответствующих положений христианской этики.
Джефферсон придавал большое значение также «теории морального чувства», согласно которой такое «чувство», как «нравственный инстинкт», присуще всем нормальным людям.
Большое влияние на умы людей оказали взгляды видного представителя демократического направления американского Просвещения Томаса Пейна (1737-1809). В памфлете «Здравый смысл» он еще до Вашингтона и Джефферсона провозгласил и обосновал лозунги борьбы за американскую независимость и сам был активным участником Войны за независимость и Французской революции. В памфлете «Права человека» Пейн более подробно изложил свои политические взгляды, прежде всего на права человека и его гражданские свободы.
Подобно другим просветителям и политикам США, Пейн придавал решающее значение соблюдению Конституции. Он охарактеризовал ее как «свод положений, на который можно ссылаться, цитируя статью за статьей». Он писал, что на принципах Конституции должны основываться государственная власть, ее структура и полномочия; способ избрания и продолжительной власти - все то, что касается «организации гражданского правления в обществе и государстве». Единственным источником Конституции Пейн признавал «народную волю».
В то же время Т. Пейн не видел несправедливости в существовании имущественных различий граждан. А «основополагающим принципом свободы» считал обеспечение политического и правового равенства граждан.
Ярким выразителем другого направления американской общественно-политической мысли XVIII в. был Александр Гамильтон (1757-1804). Он выражал экономические и политические интересы не широких демократических масс, как Т. Пейн и Джефферсон, а узкого слоя торговой и промышленной буржуазии. Он обосновал необходимость развития капитализма в США и всячески поддерживал представителей крупного капитала.
Гамильтон рассматривал общество как арену столкновения интересов различных классов и социальных групп. В этой борьбе побеждает тот, у кого богатство, деньги, этим завоевывается и политическая власть. Социальное неравенство он характеризовал как естественное и необходимое, которое требует соответствующей формы государственного устройства. Государство, по Гамильтону, должно защищать и укреплять, прежде всего, власть богатых людей, которые призваны играть главную роль в обществе, развивать его экономику и культуру и могут содержать сом государство.
Политические взгляды Джефферсона, Пейна, Гамильтона и других американских просветителей XVIII в. при всех их сходствах и различиях оказали серьезное воздействие на развитие политического сознания американского общества и решение практических проблем становления государственности Соединенных Штатов Америки.
( Вот отсюда http://knowledge.allbest.ru/political/3c0a65625b2bc78b5d43a89521216c27_0.html )
Ныне политологи США акцентируют внимание на анализе сложнейших проблем современной эпохи и их влияния на политику: глобализации, постмодерна, информационной революции, эффекта “столкновения цивилизаций и культур”, противоборства между демократическими и авторитаристскими (авторитарно-корпоративистскими) тенденциями развития; совершенствуют теорию и методологию политической науки.
Американская политология тяготеет к конституционализму, рационалистической аналитике, управленческому прагматизму, комплексным прикладным исследованиям. Политическая наука США является, по справедливому мнению Д. Белла, “с точки зрения теории – аналитической, по использованию деталей – эмпирической, по методикам – преимущественно квантитативной”.
Обучение.
В университетах США обстоятельно изучается весь спектр политологических дисциплин. В зависимости от специализации студентов и характера образовательной программы, акцент делается на преподавание и изучение соответствующих направлений политической науки: американской политике, сравнительной политологии, международным отношениям, политической теории и методологии, политическому анализу, политической экономии, методике прикладных исследований.
Подготовка специалистов осуществляется по общепринятой на Западе и распространяемой в России образовательной системе: бакалавриат (4 года) + магистратура (1-2 года) + аспирантура (докторантура) (2-3 года), завершающаяся защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук (PhD) по одной из политологических дисциплин.
В вузах США практикуется поздняя специализация. На первых двух курсах делается акцент на общегуманитарные и общеполитологические знания. Характерно в этом смысле выступление на политологичеком отдеелнии МГУ известного американского политолога Р. Пайпса, отметившего, что “он бы сосредоточил 70% всех кадров на кафедре истории политических учений” [1].
На старших курсах – наблюдается четкая сфокусированность и прикладная ориентация политологических направлений. Вузы поощряют участие студентов в научно-исследовательской и общественной деятельности. Модель американского студента-политолога предполагает наличие у него как общепрофессиональных, так и особенно прикладных знаний и умений для условий США, формирование облика сознательного гражданина и патриота. В США существуют стандартные политологические тематические блоки, но их взаимоувязка и содержательное наполнение варьируются от вуза к вузу. Американские студенты имеют возможность широкого выбора профессиональных курсов. Так, в Стэнфордском университете только на отделении политической науки читается более 100 специальных курсов. Американские университеты обычно хорошо обеспечены политологической литературой, специализированными интернет-классами и лабораториями, студенты активно используют вузовские, издательские, национальные и международные компьютерные базы данных, современные учебники на дешевых компакт-дисках, а также политологические журналы, доступные в Интернете.
Обращает на себя внимание обмен кадрами между высшей школой и государственно-политическими институтами. Существует большое количество программ, нацеленных на обеспечение широкого сотрудничества между федеральными и местными властями, с одной стороны, и академическими и вузовскими учреждениями, с другой. Одним из важных направлений американской политической науки является разработка проблем “электронной демократии”. Эта тема созвучна и российским политологам и политикам, все шире использующим интернет-технологии в политическом процессе. Актуальны и иные сферы сотрудничества между российскими и американскими политологами: совместное изучение проблем международного терроризма, электорального поведения, создания совместных электронных учебников.
В политической науке США есть ряд проблем. Д. Истон выделял: переоценку прикладных исследований по сравнению с фундаментальными, проблемность универсальности политологических понятий, а точнее их несхожести в условиях растущей культурной диверсификации мира, необходимость интеграции общественных наук. Проявляется и идеологизированность политической науки США.
Итак, целесообразно рационально-критически использовать компендиум американской политологии для развития профессионального мастерства в интересах своих стран и их граждан.
(По Ю. Ирхину, всю статью можно посмотреть здесь http://viperson.ru/articles/doktor-filosofskih-nauk-professor-yu-v-irhin-o-statuse-politicheskoy-nauki-ssha )