Действующие политические партии Беларуси
Таким образом, на политической арене Беларуси в настоящее время действуют 15 политических партий.
Партии, поддерживающие политику президента
* Аграрная партия
* Белорусская социально-спортивная партия
* Коммунистическая партия Белоруссии
* Либерально-демократическая партия
* Республиканская партия труда и справедливости
* Белорусская патриотическая партия
* Республиканская партия
Оппозиционные партии
* Партия БНФ
* Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»
* Объединённая гражданская партия
* Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)
* Консервативно-христианская партия — БНФ
* Белорусская социал-демократическая партия (Громада)
* Социал-демократическая партия Народного согласия
* Белорусская партия «Зелёные»
Незарегистрированные партии и общественные движения, ошибочно причисляемые к партиям
* Белорусская партия труда
* Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада)
* Белорусская экологическая партия зелёных «БЭЗ»
* Партия свободы и прогресса (ПСП)
* Белорусская партия свободы
* Над Барьером (правозащитное движение)
* Молодой фронт (оппозиционное движение)
* Белорусское отделение АКМ (леворадикальное движение)
* Революционное действие (анархистское движение)
* Белорусское отделение НБП (национал-большевики)
* Белорусская региональная организация РНЕ (движение русских националистов)
* Славянский собор Белая Русь (движение русских националистов)
Партии, находящиеся в процессе создания
* Белорусская христианская демократия (оппозиционная)
Партии, прекратившие существование
* Белорусская социалистическая громада (1902-18 гг.)
* Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия (1917-? гг.)
* Коммунистическая партия Западной Белоруссии (1923—1938 гг.)
* Белорусская национал-социалистическая партия (1933—1944 гг.)
* Партия любителей пива (1993—1997 гг.)
* Белорусская партия женщин «Надзея» (1994—2007 гг.)
Что касается Социал-демократической партии народного согласия (ПНС), то она, не примыкая к оппозиции, выступает за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время согласие не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали.
Следует подчеркнуть, что Либерально-демократическая партия, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларусь и с критикой действий ряда оппозиционных партий.
В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин белорусские партии можно классифицировать следующим образом: «левой» (коммунистической идеологии) придерживаются Белорусская патриотическая партия, Компартия Белоруссии, Партия коммунистов Белорусская. В отличие от ПКБ, руководители которой единым фронтом с правыми силами выступили против существующего режима, его внутренней и внешней политики, Компартия Белоруссии поддержала экономический курс А. Г. Лукашенко в его практической работе по выводу экономики и социальной сферы из кризиса, заняла принципиальную позицию в отношениях к союзу с Россией, реформам. Вместе с тем обе партии отстаивают социалистический способ производства, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния народа. В социальной политике они выступают за реализацию права на труд, за обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.
Ко второй группе (социал-демократические партии) можно отнести: Аграрную партию, Белорусскую партию женщин «Надзея», Белорусскую социал-демократическую партию, Белорусскую социально-спортивную партию, Партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Республиканскую партию, Республиканскую партию труда и справедливости, Социал-демократическую партию
народного согласия. Они выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма.
Третью группу составляют либеральные партии: Либерально-демократическая партия и Объединенная гражданская партия. Обе партии подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод.
К четвертой группе (национально-демократические партии) относятся Консервативно-Христианская партия – БНФ и Партия БНФ. Разделение БНФ на две самостоятельные организации тесно связано с резким падением его авторитета и влияния на политическую жизнь страны, а также с противоположными взглядами на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия внутри БНФ усилило нежелание сторонников 3. Позняка менять стратегию и тактику в национально-демократическом движении, идти на компромиссы с потенциальными сторонниками. Раскол БНФ, срыв сотрудничества с политическими партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому падению рейтинга обеих партий.
К пятой группе (экологические партии) принадлежат Белорусская партия «Зеленые» и Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ».
Следует заметить, что такая традиционная классификация политических партий (левые, правые, центристы) применительно к белорусским партиям является условной, поскольку белорусское общество находится на начальном этапе многопартийности, когда еще не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои интересы и готовые отстаивать их с помощью политических партий. Вместе с тем можно предположить, что из вышеназванных формирующихся политических групп именно две первые способны занять доминирующее положение в структуре общественно-политических сил страны, потому что их социальные ценности в большей мере соответствуют менталитету белорусов.
В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности.
Не все партии способны разработать научно-обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступает за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси, в их программах отсутствуют механизм такого перехода, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта.
Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую осуществляет назначенное Президентом и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей Национального собрания избраны 16 представителей от шести политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий (от Компартии Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической – 1).
В условиях размытости и неопределенности социального адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу.
Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией не проявилась тенденция к взаимопониманию, сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических партий: двух БНФ, двух с ориентацией на развитие республиканского строя, двух экологического характера, столько же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических партий.
В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.
Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем трудящихся, люди не видят в их существовании большой пользы и не нуждаются в них. Этим частично объясняются низкие рейтинги политпартий.
Наличие объективных трудностей во многом объясняет причины слабости политических партий, но отнюдь не умаляет их собственных ошибок. К ним прежде всего относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др.
Итак, множество партий – это еще не есть многопартийная система, а лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом.
Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от способности получить поддержку на выборах, от взаимоотношений со структурами власти, налаживания конструктивных переговоров с ними. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности позиций и цивилизованного решения конфликтов.
Подлинная многопартийная система в белорусском обществе возможна в том случае, когда в нем сложатся предпосылки (социально-экономические, правовые), установятся устойчивые группы интересов населения, которые затребуют своего представительства в выборных государственных органах. По мере того, как будут структурироваться интересы граждан, возможно сокращение количества партий. Естественно, что для эффективного развития общества, стабильности политической жизни и консолидации в стране наиболее желательными являются варианты политической системы, где будут доминировать две-три крупные партии.
Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси на первоначальном этапе становления. Ее формирование – это долгий и противоречивый процесс. Реальное состояние политического спектра будет определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые завоюют доверие народа, включатся в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государственных дел, на решение важнейших проблем, которые стоят перед народом.
Заключение
Как показывает общественная практика, политические партии являются основным инструментом формирования политических систем, важнейшим механизмом взаимосвязи государства и гражданского общества, выразителем и проводником интересов различных категорий населения. Именно политические партии представляют интересы граждан на законодательном уровне власти. Через деятельность политических партий частные интересы отдельных граждан, социальных слоев и групп оформляются в совокупный общий интерес, который, как известно, определяет социальную политику государства. Бесспорной истиной, своеобразной аксиомой стало признание политическими субъектами того обстоятельства, что от устойчивости и развитости партийной системы во многом зависит социальная стабильность любого общества.
Литература
1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие
Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова; М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
2. Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений. // Международная жизнь. - 2004.- №4. - С. 14-26
3. Ирхин Ю.В., Золотов В.Д. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2001
4. Мельник В.А. Политология: Учебник. – Мн.: Амалфея, 2006
5. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн.: Амалфея, 2008
6. Википедия — свободная энциклопедия