И политические идеологии
Вопросы для изучения:
1. Политическое сознание: структура, условия возникновения и пути формирования.
2. Природа политической идеологии.
3. Политические идеологии современности.
Изучение первого вопроса рекомендуется начать с уяснения сущности и содержания политического сознания. Под политическим сознанием, чаще всего, понимают систему теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, личностями, группами, классами). Сущность политического сознания определяется тем, оно одновременно выступает как результат и как процесс отражения, освоения политической реальности с учетом социальных интересов людей. В структуре политического сознания выделяют: политические идеи; политические теории; политические взгляды; политические интересы; политические настроения и чувства.
Затем следует изучить условия возникновения политического сознания. К ним относят: осознание человеком своей групповой принадлежности (групповая идентификация); понимание невозможности реализации своих групповых интересов без вступления в определенные отношения с политической властью; уяснение человеком своей принадлежности к определенным политическим позициям, уточнение своего гражданского статуса, наделенного правами, свободами и возможностями влиять на политическую власть.
По глубине отражения действительности политическое сознание рассматривается в двух аспектах (в двух уровнях) - как обыденное и как научно-теоретическое. Обыденное формируется на базе жизненного опыта людей. Основные черты: противоречивость, отрывочность, несистематизированность, повышенная эмоциональность. Способ выражения: общественная психология. Научно-теоретическое формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса. Основные черты: целостность, систематизированность, способность прогнозировать. Способ выражения – политическая идеология.
Анализируя проблемы второго вопроса, прежде всего, обратите внимание на различные подходы к пониманию политической идеологии. Одни определяют ее как форму иллюзорного (ложного) сознания, другие - как важнейший политический фактор, обладающий значительным преобразующим потенциалом, третьи - гиперболизируя ее, рассматривают такие формы общественного сознания, как эстетическое и религиозное, в качестве форм проявления политической идеологии. Однако, большинство исследователей трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.
В политической идеологии необходимо различать следующие уровни ее функционирования:
- теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, лежащие в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему.
- программно-директивный,на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам.
- поведенческий,который характеризует степень внедрения в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований и меру изменения типа политического поведения.
Третий вопрос предполагает рассмотрение основных идеологических систем: либерализм, консерватизм, социализм и фашизм.
Либерализм - идеология, в основе которой заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. В 30-х годах XX века формируется идеология неолиберализма, в основе которой переосмыслением экономической и социальной роли государства. В частности, признается необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение активной социальной политики.
Консерватизм -идеология, которая базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм - идея сохранения традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. Исходя из этой установки, консерваторы утверждают приоритет в общественном развитии преемственности перед нововведениями. В конце 70-х - начале 80-х годов ХХ века оформилась идеология неоконсерватизма. Отказавшись от многих крайностей классического консерватизма, она серьезно укрепилась и расширила свое влияние в ряде стран мира.
Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. В ее основе идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулирование общественных отношений. Идеи социализма возникли в глубокой древности. В середине XIX века К.Маркс и Ф.Энгельс дали научное обоснование идеологии социализма. На базе их учения сформировалось крупное идеологическое течение - марксизм, которое было провозглашено идеологией пролетариата. Слабым местом этой идеологии, как показал исторический опыт, оказались: одностороннее преувеличение экономических факторов общественной жизни; абсолютизация роли рабочего класса и недооценка других; чрезмерный акцент на насильственных формах социально-политических преобразований; нетерпимость к инакомыслию.
В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранении при этом социального мира. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно связано с отказом от насильственных форм классовой борьбы и пропагандой концепции социального партнерства, сглаживания социально-экономических противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономическую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу неимущих, развитием государственного сектора экономики и многочисленных государственных социальных программ.
В 1920—1930-х годах ХХ века сформировалась национал-социалистическая идеология, или фашизм. Для нее характерны антикоммунизм, крайний национализм и расизм (идея «высшей расы», якобы признанной господствовать над «низшими расами»), антигуманизм, культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния человека, популизм и демагогия.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит сущность политического сознания и какова его структура?
2. Каковы условия возникновения политического сознания?
3. Что такое обыденное политическое сознания и какова форма его выражения?
4. Что такое политическая идеология?
5. Перечислите функции политической идеологии.
6. Каковы уровни функционирования политической идеологии?
7. Какие типы идеологических систем Вы знаете? Какая идеология Вам ближе и почему?
Используемая литература: [1,2, 3, 4, 5 ,6, 11, 12, 15, 26, 29].