Механизм формирования и функционирования международных политических отношений

Механизм формирования и функционирования международных политических отношений включает в себя по меньшей мере три тесно связанных между собой элемента: 1) взаимоотношение субъектов и участников этих отношений; 2) процесс принятия ими внешнеполитических решений; 3) способы разрешения международно-политических конфликтов.

Международные политические отношения прежде всего выступают как пространство, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. В зависимости от той роли, которую они играют в формировании и функционировании международных политических отношений, указанные силы подразделяются на два главных типа: субъекты и участники. Первые, по выражению польского политолога Э. Палыги, имеют инициативный характер и наделены международно-правовым статусом, а втррые имеют исполнительный характер и, как правило, таким статусом не обладают .

В современной политологической литературе нет единого мнения по вопросу о том, кто является основным субъектом

К оглавлению

==250


международных политических отношений. До сих пор весьма распространенным является взгляд, согласно которому таковым выступает государствоили группа государств. Как отмечает польский политолог Ю. Кукулка, «межгосударственные отношения имеют главенствующее значение в отношениях между остальными актерами, создавая дляних правовые рамки и вещественные условия, и образуют точку отсчета для внегосударственных отношений» . Сказанное объясняется главным образом тем, что государство выступает в качестве единственного общенационального института, имеющего полномочия осуществлять внешнюю политику, участвовать в отношениях с другими государствами и международными организациями, заключать договоры, объявлять войну и т. д.

Этатистскии (государственный) подход к формированию и функционированию международных политических отношении, являющийся следствием действия юридической традиции в современной политической мысли, нашел свое отражение в создании различного рода межгосударственных объединений, союзов и организаций, призванных обеспечивать безопасность народов как в отдельных регионах, так и в мире в целом. В последние годы этот подход был дополнен более широким — политическим — подходом, представители которого в качестве основного субъекта международных политических отношений предложили рассматривать национальную политическую систему как таковую. Преимущество данного подхода, по их мнению, состоит в том, что он позволяет включить в систему международных политических отношений не только само государство, но и на равных правах с ним ряд других важных институтов: национальные политические организации и учреждения, политикокультурные и правовые общности.

Наряду с этатистским подходом достаточно широко представлен и антиэтатистский подход, сторонники которого роль основного субъекта международных политических отношении предписывают негосударственным и даже неполитическим организациям и движениям. Их аргументация сводится к тому, что авторитет государства как основного звена международного политического механизма все более падает: во-первых, из-за его неспособности справиться с глубочайшими кризисными явлениями, происходящими в современном мире; во-вторых, вследствие паралича, стагнации и отсутствия воли у самих правительств; в-третьих, по причине явного аморализма этого органа, который «играет в великодержавные игры и обманывает своих граждан»; и, в-четвертых, потому, что оно, по выражению американского политолога Дж. Стоуна, «самим фактом своего существования и деятельности препятствует возникновению пересекающего границы

==251


сознания, которое необходимо для поддержания институтов, выполняющих важные функции для планетарного общества»' .

В свою очередь, считают антиэтатисты, авторитет негосударственных организаций в системе международных политических отношений неуклонно растет и расширяется, что отражает общую тенденцию к повышению роли гражданских структур в мировом сообществе. Свидетельством тому, по их мнению, являются транснациональные корпорации (ТИК), преобразующие все стороны человеческой деятельности, в том числе деятельность политическую, переводящие мировое сообщество в новую историческую эпоху. Отдавая должное повышению роли ТНК в системе международных политических отношений, отечественные исследователи вместе с тем подчеркивают, что оно происходит не за счет государства. «Правоспособность международных организаций и органов,— пишет в данной связи А.К. Гливаковский,— не замещает, а дополняет компетенцию государства, государственную власть» .

В роли важных субъектов международных политических отношений выступают религия и церковь, что объясняется усилением земного мессианского начала католического и некатолического христианства, ислама и иудаизма, а также развитием экуменического движения. Социально-политические проблемы, являющиеся ранее как бы внешними для церкви, все более становятся ее внутренними проблемами. В качестве примера можно сослаться на то, что еще в феврале 1984 г. на собрании для дипкорпуса папа Иоанн-Павел II заявил о необходимости выработать новую международную мораль в духе Иисуса Христа по социальным, расовым, экономическим и политическим вопросам. Свои претензии на роль важнейшего субъекта международных политических отношений религиозные идеологи оправдывают не только всевозрастающим моральным авторитетом религий и церквей, но и тем, что они стоят над общественными и политическими системами, являясь своего рода высшей инстанцией, имеющей право оценивать действительность в соответствии со своими нормами.

Особое место в системе субъектов международных политических отношений занимает масонство, которое в результате многовековой и кропотливой работы создало такую ситуацию в странах Запада, когда стало практически невозможным пробиться к власти без его помощи. Как отмечают авторы недавно изданной в России монографии , масоны воздействуют не только на кадровый состав внешнеполитического аппарата, но и на сам международный курс Запада, выступая в роли разработчиков внешнеполитической стратегии, а также контролируя ее осуществление через своих ставленников в правительстве. Для осуще-

==252


ствления своей деятельности масонство имеет специализированные внешнеполитические ассоциации, комплектуемые из элитарных слоев международного сообщества, «которые, с одной стороны, призваны убедить общественность в легальности, открытости стратегического планирования, а с другой — дают возможность объединить усилия профессионалов — политиков, военных, ученых — для разработки конкретных внешнеполитических доктрин и мероприятий» . Среди них Совет по международным отношениям, Бильдербсргский клуб, Атлантический совет, Трехсторонняя комиссия, Комитет по существующей опасности и др.

И наконец, весьма важным субъектом формирования и функционирования международных политических отношений выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. «Там, где речь идет о жизненных вопросах будущего человечества,— пишет американский ученый Дж. Визнер,— граждане должны осознавать, что здесь их представления по меньшей мере столь же реальны, как и представления и оценки военных и политических руководителей, а может быть, и более реальны, поскольку граждане свободны от давления противоречивого комплекса фактов и аргументов, которое постоянно оказывается на официальных лиц» . Поэтому традиционной «государственной дипломатии» люди планеты противопоставляют свою «гражданскую дипломатию», конкретные формы деятельности которой складываются из следующих основных элементов: «отказа» — пассивного сопротивления деятельности официальных политических институтов; «обструкции» — активного сопротивления политике правительства путем организации пикетов и демонстраций; «разрушения» старого консенсуса по вопросам внешней политики и «формирования» нового консенсуса, адекватно отражающего реалии современной эпохи. «Гражданская дипломатия» — этонепросто активная общественная деятельность, а зародыш будущих отношений мира, сотрудничества и взаимопомощи между людьми разных стран, выражение их веры в единство всего человечества .

Как уже отмечалось выше, с вопросом о субъектах и участниках международных политических отношений тесно связан вопрос о процессе принятия ими внешнеполитических решении. К нему можно подходить по-разному. В данном случае речь идет, с одной стороны, о том воздействии, которое названные субъекты оказывают на подготовку, принятие и реализацию внешнеполитических решений, а с другой — о тех конкретных организационно-технических и политико-правовых формах, в которых это воздействие выражается. Говоря о воздействии

==253


субъектов международных политических отношений на подготовку, принятие и реализацию внешнеполитических решений, следует подчеркнуть, что оно зависит от множества факторов, в том числе от состояния общей международной обстановки; степени развитости и организованности международных гражданских и политических структур; активности международных и национальных средств массовой информации; стабильности и непротиворечивости международно-правовых норм; эффективности международных договоров и соглашений.

Применительно к нынешнему состоянию международных политических отношений это воздействие характеризуется: необычайной широтой и разноплановостью, поскольку охватывает множество проблем, начиная с глобальных проблем современности и кончая соблюдением прав человека в отдельных странах; несомненной остротой и результативностью, о чем свидетельствуют коллективные меры, принятые международным сообществом для поддержания мира и безопасности в разных регионах земного шара; четко выраженной целевой направленностью, особенно проявляющейся в решительной поддержке радикальных социально-экономических и политических преобразований, осуществляемых в странах Европы и СНГ.

Что касается конкретных организационно-технических и политико-правовых форм, в которых указанное воздействие выражается, то о них можно судить на примере Европейского сообщества (ЕС), которое обладает всеми атрибутами политической власти . Во-первых, оно имеет Европейский парламент, существующий с 1979 г., представительство в котором варьируется в зависимости от численности населения того или иного государства. Для осуществления своей деятельности по принятию решений Европарламент наделен законодательной, бюджетной, политической и контролирующей функциями, которые не должны, однако, превышать прерогативы представительных органов странучастниц. Во-вторых, в рамках Европейского сообщества учреждена Комиссия ЕС, состоящая из 17 членов, которые назначаются согласно международным договорам на 4-летний срок и сохраняют полную независимость от собственных национальных правительств. Комиссия ЕС наряду с другими функциями выполняет функцию контроля за правильным исполнением принятых договоров и решений, а также за деятельностью фирм и компаний, действующих в рамках территории ЕС. В-третьих, в ЕС создан и успешно функционирует Совет министров, который выступает решающей инстанцией в процессе принятия внешнеполитических решений. Поскольку эти решения должны синтезировать в себе национальные и общеевропейские интересы, то по процедуре они принимаются Советом министров большинством голосов, что, с одной

==254


стороны, не дает какой-либо отдельной стране возможности заблокировать жизненно важные решения, а с другой — позволяет крупнейшим странам-участницам считаться с мнением менее значимых государств. В совокупности с другими органами (Европейским советом. Социально-экономическим и Консультативным комитетами, Судом, Европейским инвестиционным банком) Европейское Сообщество представляет собой достаточно мощный инструмент воздействия не только на европейские, но и на другие международные политические отношения.

Заканчивая характеристику механизма формирования и функционирования международных политических отношений, следует особо сказать о таком его элементе, как способы разрешения возникающих конфликтов. В современной политологической литературе предлагается множество таких способов . Несомненный интерес представляет способ институционализации международно-политических конфликтов, суть которого состоит в том, что по мере нарастания и углубления конфликта'создаются различного рода организации и учреждения (в том числе посреднического характера), которые ведут работу по упорядочению требований, претензий и устремлений прежде разобщенных и разрозненных участников конфликта, а также по поиску разумных путей их ; примирения. Важным условием институционализации международно-политических конфликтов является также согласие сторон принять «определенные правила игры, составляющие рамки их взаимоотношений», в том числе включающие такие вопросы: где и как их представителям провести встречу для переговоров, с чего начинать, каким образом продвигаться к соглашению, какие санкции применять в случае несоблюдения соглашений и как изменять сами эти правила .

Заслуживающим внимания является способ регулирования международно-политических конфликтов с помощью посредничества третьей стороны. Роль такого рода посреднической стороны в конфликте могут выполнять как отдельные государства, международные правительственные и неправительственные учреждения, так и конкретные уполномоченные на то лица. Посредничество третьей стороны, особенно когда в ее роли выступают государства и их международные учреждения, весьма часто является эффективным, поскольку последние обладают уже сложившимся в общественном и личном сознании имиджем как традиционные носители и выразители законности и порядка в обществе; концентрируют в своих руках преимущественную долю разнообразной информации, которой они могут распорядиться по своему усмотрению и с наибольшей для себя выгодой; располагают .легальными возможностями для применения в необходимых

==255


случаях экономических, социальных, политических и военных санкций.

И наконец, широкое распространение получил способ регулирования международно-политических конфликтов, разработанный специалистами Школы государственного управления имени Дж. Кеннеди при Гарвардском университете, который именуется методом «единого текста». Его суть заключается в том, что конфликтующим сторонам от имени посредника предлагается поочередно заранее подготовленный текст возможного соглашения. При этом особо оговаривается, что данный текст не отражает позицию самого посредника и не претендует на то, чтобы быть принятым в данном варианте. Его можно критиковать, дополнять, изменять и даже отвергать, предлагая взамен свой вариант, совершенно не похожий на прежний. После многократных переделок, произведенных конфликтующими сторонами, посреднику в конечном итоге возвращается текст, который может служить основой для заключения соглашения, приемлемого для всех.

Само собой разумеется, что перечисленные способы разрешения международно-политических конфликтов могут применяться как самостоятельно, так и в определенной комбинации друг с другом.

Наши рекомендации