Мировые политические идеологии

Развитие политической мысли, участие людей в осуществлении тех или иных политических идей в реальной жизни, оценка соответствия этих идей интересам различных социальных групп постепенно привели к оформлению целостных систем взглядов и идей. К концу XIX в. это были либерализм, консерватизм и социализм. Политическая проблематика являлась стрежнем этих мировоззрений.

Либерализм (от латинского – «свободный») разрабатывали на протяжении XVII–XIX вв. Локк, Вольтер, Монтескье, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А. Смит, Гете и др.

Свобода человека (центральное положение либерализма) предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпимость. Гарантией свободы личности является наличие частной собственности. Либералы являлись сторонниками свободного рынка, конкуренции, возражали против вмешательства государства в экономику. Условиями самореализации индивида либералы считают зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм, правовое государство.

В первой половине XX в. классический либерализм трансформировался в неолиберализм. Под влиянием революционного движения и примера СССР либералам пришлось признать необходимость расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Новые либералы стали признавать для правительства важность ориентации на моральные ценности и принципы, на большее участие масс в политическом процессе при реальной конкуренции элит. Государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы. К такой принципиальной позиции пришли неолибералы.

Реакцией на либерализм, на идеи Французской революции стал консерватизм (в переводе с латинского – «сохранять, охранять, заботиться о сохранении»).

Автором термина считается французский писатель и политический деятель Ф. Р. Шатобриан. «Отцом‑основателем» консерватизма стал Эдмунд Берк (1729–1797 гг.). Он считал: «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага». Берк, являясь английским государственным деятелем, полагал, что основная цель государства – охранять закон и порядок. Меньшинство с помощью парламента управляет большинством в благожелательной форме, но избранники народа не должны действовать по инструкции избирателей, быть их «посланцами». Берк выступал за своевременное реформирование общества с целью его сохранения.

Главными принципами классического консервативного мировоззрения конца XVIII–XIX вв. стали традиционализм, религиозность, авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерваторы подозрительно относились ко всякого рода политическим преобразованиям, видя в них угрозу сложившемуся балансу сил, интересов, политической стабильности. К началу XX в. консерваторы признали полезность индивидуализма, принципов свободного рынка, конкуренции. После Второй мировой войны консерваторы признали принцип разделения властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право.

В отличие от либералов, консерваторы интересы государства, нации, общности ставят выше интересов индивидуума или какой‑либо группы. В последней трети XX в. в противовес либеральной доктрине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «правового социального государства». Они выступают за сильное государство, обеспечивающее порядок и стабильность в стране. Поскольку человека неоконсерваторы считают греховным, алчным и властолюбивым по натуре, то проявляют недоверие к демократии, находят правление большинства несовершенным.

Истоки социализма, как и либерализма, и консерватизма, можно найти в глубокой древности. Часто говорят о первобытном коммунизме, о равенстве и братстве в раннехристианских общинах. Теорию социализма разрабатывали Томас Мор (1478–1535 гг.), Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), Роберт Оуэн (1771–1858 гг.), Шарль Фурье (1772–1837 гг.), Анри Сен‑Симон (1760–1825 гг.). Они предложили ряд проектов политической организации общества на социалистических началах.

В наиболее разработанном виде социалистическая теория, получившая название марксизма, представлена в трудах Карла Маркса (1818–1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820–1895 гг.). Немецкие теоретики полагали, что факторы материального производства составляют основу человеческого общества, обеспечивают его прогресс. Политику и политические институты они считали производными от экономической структуры общества, политической надстройкой над базисом, который составляют производительные силы и производственные отношения. Главное в этих отношениях, по их мнению, форма собственности. Маркс и Энгельс, их последователи, которых стали называть марксистами, утверждали, что государство, все политические структуры, а также право выражают интересы класса собственника. Они обосновали необходимость политической революции, которая приведет к уничтожению буржуазного государства как органа политического господства капиталистов‑собственников. Маркс и Энгельс главную революционную силу видели в пролетариате. Они считали, что пролетарии, лишенные собственности и эксплуатируемые классом капиталистов, составляют революционный класс, который способен не только уничтожить буржуазную экономическую и политическую систему, но и сможет построить новое общество.

На рубеже XIX–XX вв. русские марксисты Г. В. Плеханов (1856–1918 гг.) и В. И. Ленин (1870–1924 гг.) обосновали возможность перехода России от капитализма к социализму революционным путем. Они создали Российскую социал‑демократическую рабочую партию (РСДРП), которая в лице своего радикального крыла – большевиков – под руководством В. И. Ленина пришла к власти в 1917 г.

В России впервые в мировой истории была предпринята попытка строительства общества на социалистических началах. Вслед за СССР началось строительство социализма в Китае, Вьетнаме, Северной Корее, в Польше, Чехословакии, Венгрии и в других странах.

Идеи социализма оказали огромное влияние на все мировое развитие, на эволюцию либерализма и консерватизма. Во второй половине XX в. во многих странах были проведены крупные социальные реформы.

Наши рекомендации