Зарождение и становление социологии как науки
В 1839 году Огюст Конт опубликовал 3-й том своей работы "Курс позитивной социологии", в котором впервые употребил термин "социология" и сформулировал задачу изучения общества на научной основе, то есть обозначил объект и методы исследования. Возможность научного исследования общества Конт обосновывал тем, что общество, как и любой другой феномен объективной реальности, поддается наблюдению, фиксации закономерностей и постоянных связей, а значит может быть объектом научного анализа, а не только философского осмысления. Таким образом, Конт приравнивал общество к другим системам взаимосвязанных фактов, изучаемых позитивными науками, оговариваясь при этом, что общество является высшим, наиболее сложно устроенным и функционирующим видом таких систем. Практическим доводом в пользу необходимости специальной науки, изучающей общество, для Конта были социальные реалии современной ему Европы, о которых уже говорилось ранее. Причем Конт не просто констатировал эти реалии, но и выявил их возможную причину - разделение и кооперацию труда в процессе развития общества.
Сами по себе эти явления имели для развития общества ключевое позитивное значение, открыв социальным системам путь интенсивного развития, повышения благосостояния, роста социального многообразия. Но одновременно с тем разделение труда привело и к негативным побочным следствиям - разрушению общественного фундамента. Концентрация богатства, возникновение эксплуатации человека человеком, однобокая специализация, часто уродующая личность и получившая наибольшее распространение в условиях капиталистического общества - все эти явления привели к возникновению и колоссальному росту неравенства между людьми и, как следствие, нарастанию все более глубокой разобщенности. Социальные чувства, которые ранее объединяли всех членов общества в единое целое, теперь могут возникать только между членами отдельных групп, например, представителей определенной профессии или сферы деятельности. В результате возникают своеобразные корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которая вполне допускает решение корпоративных задач за счет интересов других групп, всего общества. Таким образом, возникает межкорпоративная враждебность, которая разрушает социальное единство.
Как инструмент восстановления прежней социальной солидарности Конт и предложил социологию - науку, изучающую общественные явления. В соответствии со своими представлениями о развитии О. Конт подразделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика призвана изучать условия и закономерности существования общественных систем. В рамках этого раздела социологии Конт предполагал изучать основные общественные образования, или институты (в социологическом смысле этого слова; подробнее о социальных институтах см. в подразделе Социальные институты), с точки зрения их социальных функций. В разделе социальной динамики Конт развивал теорию направленных социальных изменений, среди которых особую роль придавал духовному, умственному развитию человека, которое и должно обусловить социальный прогресс.
Одним из ярких представителей натуралистического направления в социологии, без сомнения, является англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), считавший себя последователем О. Конта. Наиболее емко его подход к решению теоретических проблем социального знания выражен в таком утверждении: "Невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии" (Спенсер Г. Социология как предмет изучения. - СПб., 1996. - С.327). Таким образом, Спенсер переносит в социальное знание сформулированные в ХIХ столетии основные законы биологического развития, поэтому наиболее характерными чертами его социологической концепции являлись эволюционизм и органицизм. Спенсер утверждал, что общество правомочно уподобить сложно организованной биологической системе, только кирпичиками этой системы являются не клетки - первоэлементы биологических систем (открытые в 1838 г. немецкими учеными Шлейденом и Шванном), а индивиды, создающие общественные системы. Исходя из такой аналогии, Спенсер и обосновывал правомочность использования законов биологической эволюции при изучении общественных систем.
По мнению Спенсера, суть эволюции заключается в интеграции материи, то есть в ее переходе во все более структурированное, организованное состояние, высшим примером которого и является общество. Не меньшее значение в социологической концепции Спенсера имел тезис о том, что процесс развития любой системы идет по пути усложнения структуры этой системы, то есть ее дифференциации. Таким образом, критериями эволюционного процесса для Спенсера являются степень интегрированности и дифференциации системы, будь то организм биологический или социальный. Усложнение системы, постоянное выделение и усложнение подсистем должно сопровождаться соответствующими процессами интеграции (встраивания, объединения). По мере нарастания различий между отдельными элементами системы - будь то специализированные клетки живой материи или профессионально ориентированные индивиды (дифференциация) - возрастает и их взаимозависимость, необходимость скоординированного совместного функционирования, взаимного обмена ресурсами и функциями (интеграция).