Полит мысль античности и средневековья
Структура полит науки. Методы и функции политологии.
Структура политологии:1)полит теория (методологические основы теории и истории полит мысли)2)полит институты и полит системы (изучение гос-ва, партий, общественных организаций и движений)3) социальные компоненты власти (формы и методы полит руководства общ-вом, правящая элита, полит лидерство и др.)4)полит культура5)полит поведение6)международные отношения и внешняя пол-ка
Методы:1)общенаучные, к кот относятся анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция;2)специфические: системный метод, психологический, институциональный, сравнительный;3)эмпирические: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, изучение документов, анкетных данных, интервью
Функции: 1)теоретико-познавательная (формирует знания о пол-ке и ее роли в общ-ве ).
2)мировоззренческая (способствует выработке определенного видения полит действительности). 3)методологическая (означает, что выводы полит науки могут выполнять роль основы для более частных полит теорий). 4) регулятивная (усвоение полит знаний путем прямого влияния на полит д-вия). 5)прогностическая (разработка вероятного знания относительно развития процессов в полит сфере; любое полит решение должно быть спрогнозировано) 6)аксиологическая (оценочная). 7)воспитательная(патриотизм).
Становление и развитие политологии, ее взаимосвязь с другими науками.
Первые формы специализированного отображения и осмысления мира пол-ки сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. С середины 1 тысячелетия появляются первые полит категории, дефиниции, а затем – и целые концепции, носящие философско-этническую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля.
Постепенно полит мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этнической формы. Наиболее четкое отмежевание полит науки от богословия, философии, этики, истории осуществил в 16 веке Макиавелли. Он выделил полит исследования в качестве самостоятельного научного направления, что ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку.
Однако только к середине 19 века пол-ка выделилась в предмет самостоятельного исследования. Этапом развития политологии как науки и учебной дисциплины в Германии можно считать образование в первой половине 16 века правовой школы.
В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в основном завершился.
Полит наука стала достаточно самостоятельной, чтобы сотрудничать с другими быстроразвивающимися науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними. С самого зарождения полит наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее становление и развитие тесно переплетались с философскими, этническими, историческими, а впоследствии – социологическими и правовыми исследованиями. Политология – совокупность специализированных наук, научных дисциплин в пределах собственно полит знания и совместных с другими науками субдисциплин, за счет которых это знание расширяется.
Полит мысль античности и средневековья.
Становление и развитие полит мысли в древнем мире идет параллельно с развитием гос-в. Там,где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисленные полит теории.
Платон оставил в наследство свою теорию идеального гос-ва. Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на 3 сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, эмоциональному, чувственному, жаждущему богатства. Разумное начало присуще философам-мудрецам; эмоциональное- воинам; чувственное- земледельцам и ремесленникам.
Этическое воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общ-во, и поэтому предназначение человека- служить гос-ву, а не наоборот.
Пол-ка- царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Идеальной формой гос устройства в ранних работах им считались правление аристократии и монархии, наихудшими же- демократия и тирания, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии.
Аристотель положил начало полит науке об общественной жизни. Общ-во- устоявшийся тип общения между людьми. Он определял человека как существо разумное, нравственное, коллективное, полит. Гос-во- высшая форма общения, воплощение справедливости и закона. Чел- часть гос-ва, он выполняет строго предписанные гос-вом ф-ции. Источником закона является коллективная мудрость всех гр-н. Пол-ка представляется как возможность субъектов гос общения пользоваться властью для достижения общественного блага. Аристотель ставил на первое место человека, а не гос-во, и утверждал, что чел есть существо общественное. Он выступал защитником частной собственности.
Цицерон. Полит идеал Цицерона- «смешанное гос устройство», форма правления, сочетающая в себе эл-ты монархии, аристократии и демократии.
Он первым проследил переход людей от естественного права к гос. Естественное право- это разумные, постоянные, вечные моральные положения, соответствующие природе человека. Законы гос-ва должны основываться на естественном праве, а их содержание- соответствовать интересам народа.
Важнейший вывод, к которому пришла античная и римская полит мысль, - построение лучшего общ-ва возможно, и сделать это можно с помощью чел знаний и воли. Уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить гос-во как результат чел деят-ти, понять пол-ку в связи с интересами людей и их объединений.
Период Средневековья характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на дух жизнь общ-ва религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на гос управление.
Аврелий Августин считал, что в мире существуют две общности: «град божий» и «град земной». Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй- на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того, чтобы гос-во оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать.
Фома Аквинский.Светская власть должна находиться под контролем церкви, подчиняться власти духовной и следовать христианским заповедям. Светской власти принадлежат лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь. Аквинский является одним из отцов католицизма.
5. Полит мысль эпохи Возрождения и Нового времени.Период Возрождения характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, гуманитарных наук, городов, торговли, искусства. Родиной Возрождения была Италия. Здесь на ряду с развитием светской лит-рой и искусства формировалась и полит мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Никколо Макиавелли.Гос-во-явление естественное, а не божественное, это плод чел разума и опыта. Макиавелли относится к тем полит мыслителям, которые причины проявления гос-вв связывают с несовершенной, эгоистичной природой человека. Он сформировал концепцию циклического развития гос форм. Наилучшей формой гос-ва Макиавелли считает смешанную, воплощение которой видит в республике, сочетающей в себе достоинства монархии, аристократии и демократии. Макиавелли по праву считается родоначальником полит науки. Он сформулировал предмет и метод политологии, обосновал самостоятельность полит сферы жизни общ-ва, ее относительную автономность от др областей. Мыслитель перенес пол-ку в плоскость объективного и реального. Метод полит реализма, кот. ввел в политологию Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.Томас Мор. Основными ф-циями конструируемого Мором гос-ва являлись руководство народным хоз-вом и образованием, организация пр-ва и распределения. Мор и др представители раннего периода утопического социализма предлагали заменить частную собственность, в кот. они видели источник всех бед, общественной и сформировать общ-во с грубой уравнительностью.
Период Нового времени характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции. Одной из главных проблем в полит науке этого времени была проблема взаимоотношений личности и гос-ва.
Томас Гоббс обосновывал возникновение гос власти необходимостью упорядочения «естественного состояния» людей, в котором отношения между ними представлялись как «война всех против всех». Он изображал гос-во как сложный механизм господства и подчинения: гос-во не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительной деят-тью, поощрять всякого рода хоз. занятия.
Гоббс- сторонник сильной власти. Его симпатия на стороне абсолютной монархии. Джон Локк и Шарль Луи Монтескье, разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей.Гоббс, Локк и Монтескье-одни из первых представителей идейно-полит течения «Просвещение». Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности чел разума и науки в деле рациональной перестройки общ-ва. Иммануил Кант обосновал выдвинутую античными мыслителями идею правового гос-ва, в кот. верховенствуют юридические законы. Установление правового гос-ва он связывал с нравственностью и формированием гражданского общ-ва.
Гегель. Гражданское общ-во он трактовал как систему полит институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп. Серьезное внимание им было уделено роли индивидуальных и групповых интересов в полит жизни и развитии гражданского общ-ва. Гос-во- система всеобщего интереса, гражданское общ-во- система частного интереса. Основным принципом взаимоотношений в гражданском общ-ве является индивидуализм.