Личность в мире политической культуры
Культура и политика тесно взаимодействуют между собой на протяжении всего существования человеческой цивилизации, регулируя жизнедеятельность общества. В разные исторические времена отношения между культурой и политикой строились по-разному: политика влияла на культуру, нередко путем жесткой политизации культурной сферы общества (в том числе и силовыми методами), приводя к колониальным войнам, к уничтожению произведений искусства и деятелей культуры.
Разные элементы социокультурной системы – ценности и традиции, религиозные и моральные нормы – также, в свою очередь, влияли и продолжают оказывать большое влияние на политические отношения и процессы, определяя на разных этапах развития человечества возможные направления формирования политических сил, особенности кадровой политики, характер политических отношений между народами, государствами и цивилизациями. Такое влияние культурных факторов на формирование и осуществление политики может иметь различные последствия, порождая, например, религиозные войны и конфликты или становясь определяющими для интеграции или дезинтеграции наций, обществ и государств.
Термин «политическая культура», впервые использован немецким философом ХVІІІ ст. И. Гердером, ввел в научный обиход в конце 50- начала 60-х гг. ХХ ст. американский ученый, политолог Рафаэль Алмонд. Изучая политическую систему общества, он выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ценностную ориентацию, которая и получила название «политическая культура». В таком понимании политическая культура – это совокупность индивидуальных политических позиций и ориентаций субъектов политических отношений.
Политическая культура является одним из самых важных компонентов политической системы общества, который выступает своеобразным показателем ее развития, отражает политическое поведение субъектов политики, а также определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.
Политическая культура – явление динамическое, ее содержание и форма постоянно развиваются, обогащаются историей. Политическая культура общества формируется в процессе объединения разных ценностных ориентаций и средств политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, которые отражают устойчивые черты цивилизованного развития общества и государства. Таким образом, политическая культура отражает уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленный политическим опытом прошлых поколений и их повседневным использованием в политической жизни общества.
Современная наука дает целый ряд трактовок понятия политической культуры. В общем смысле политическая культура – это исторически сформированная система относительно стойких ценностей, установок, убеждений и преломляющих их символов, с помощью которых упорядочивается политический опыт и регулируется политическое поведение.
Политическая культура, таким образом, содержит в себе не только политические идеалы, ценности и установки, а и действующие нормы политической жизни, соответствующие модели политического поведения.
В структуре политической культуры выделяют три главных взаимосвязанных элемента: политический опыт, политическое сознание и политическое поведение.
Политический опыт, полученный на протяжении исторического развития общества, существует в определенных формах, заметно влияя на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, определяя политическое поведение людей. Политический опыт фиксируется в таких основных формах:
- в исторических, литературных и научных памятках;
- в политических традициях, обычаях, идеологиях;
- в символах, стереотипах и мифах;
- в форме существующей политической системы общества с ее институтами, нормами, системой связей и моделями поведения.
Политический стереотип (гр. отпечаток) – это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политическом объекте. Определяющими признаками стереотипа есть:
- персонификация событий (причина тех или других событий связывается с деятельностью конкретного лица или группы);
- эмоциональная окрашенность (резкое положительное или негативное отношения к чему-нибудь или кому-нибудь);
- иррациональность (факты, которые противоречат данному представлению, не воспринимаются);
- устойчивость (стереотип сохраняется даже при изменении политической ситуации).
Особым символом политической культуры выступает язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используется для сохранности, преобразование и передачи информации.
Структура языка, понятия, которые в нем существуют, отражают характер социально-политических связей, структуру конкретного типа политической системы, а также саму систему распределения политической власти. Таким образом, язык может выступать не только средством коммуникации, а и средством манипулирования общественным сознанием с целью формирования определенных политических установок и ориентаций.
Языковая общность поддерживает сплоченность общества, ведь общий язык отражает общие для людей политические знания, опыт и модели поведения. Таким образом, язык содействует формированию групповой политической идентичности. Наличие лингвистических подгрупп внутри общества может быть причиной конфликтности в государстве.
Политическое сознание определяется как система политических знаний, ценностей и убеждений людей, на основании которых формируются устойчивые политические ориентации и установки по отношению к политической системе.
Политическое сознание состоит из:
- политических знаний – знания о политической системе, институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие людей в политическом процессе;
- политических ценностей – определенных суждений о политической жизни, политических целях и соответствующих преимуществах – законность, порядок и т.п.;
- политических убеждений, которые формируются на основании знаний и ценностей как совокупности представлений, которые характеризуют определенный политический идеал;
- политических ориентаций – установок на определенную политическую систему и соответствующую модель поведения в политическом процессе.
Политические знания, ценности, убеждение и ориентации не исчерпывают перечень элементов, которые характеризуют структуру политического сознания. В ее структуру можно включить также политические взгляды, вкусы, привычки и т.п. Кроме того, характеристика политического сознания была бы неполной без такого регулятора политического поведения, как социальные нормы – общие правила поведения, которые распространяются на все общество и регулируют общественные отношения. К системе социальных норм относят обычаи, традиции, моральные нормы, религиозные нормы, а также нормы права – систему общих обязательных норм, установленных и поддерживаемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Социальные нормы отражают требования общества к политическому поведению индивидов или определенных социальных групп и позволяют осуществлять социальный контроль.
Политическое поведение как практическое взаимодействие социальных субъектов (отдельных лиц, социальных групп) и политической системы, непосредственно предопределяется политическим сознанием и уровнем политического развития.
Политическое поведение можно поделить на политическое участие и политическое неучастие (абсентеизм).
Политическое участие – это влияние социальных субъектов на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс подготовки политических решений.
На политическое участие граждан влияют как объективные факторы (тип политической культуры, расстановка политических сил), так и субъективные: отношение к политической системе, ценностям данной политической культуры, мотивы участия в политике, потребности, знание и информированность.
Одна из наиболее распространенных классификаций политического поведения предусматривает выделение таких разновидностей политического участия:
- активного участия, которое состоит из участия в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях, участия в деятельности политических организаций и выполнения профессиональных политических функций в государственных институтах;
- пассивного участия – реакции (положительной или негативной) на политическую систему, которая не нуждается в специальных активных действиях (например, соблюдение законов).
Согласно одной из известнейших западных классификаций политического поведения, автором которой является английский ученый А. Марш, выделяют три основных типа политического участия: 1) ортодоксальное участие – действия, которые обеспечивают устойчивое функционирование политической системы (участие в голосовании, лоббирование интересов, митинги, демонстрации); 2) неортодоксальное участие – несанкционированные законом действия или действия, направленные против политической системы – политическая деятельность с использованием нелегитимной силы (революции, войны, терроризм и т.п.).
Американский политолог У. Милбрайт разделяет политическое участие на конвенциональную (легальную, которая регулируется законом) и не конвенциональную (незаконную). К первому типу он относит участие в партиях, избирательных компаниях, голосование на выборах и референдумах, ко второй – забастовки, бунты, отказ подчиняться закону и т.п. При этом не конвенциональное политическое участие может осуществляться не силовыми (демонстрации, митинги) и силовыми средствами (бунт, терроризм).
К наиболее распространенному типу политического участия относят электоральное поведение (участие в выборах). На его направленность влияет идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Круг избирателей, которые голосуют за определенную партию или кандидата, называют электоратом (лат. избиратель). Невозможность или неспособность в целом осознавать реальную политическую действительность и влиять на ситуацию, которая сложилась, называют электоральной пассивностью. На электоральное поведение заметно влияют такие факторы, как уровень индивидуальной политической культуры и политического сознания, степень информированности населения, состояние политической инфраструктуры, социальная динамика и др.
Среди форм политического участия важное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытое проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, а также решениям, которые принимаются политической властью.
Возникновение политического протеста, как правило, связанно с неэффективностью реализации политической власти. К протестным формам относятся митинги, демонстрации, терроризм, а также такие формы, как политический хепенинг, политический анекдот.
Демонстрации и митинги представляют собой массовое собрание населения с целью обсуждения вопросов текущей политической жизни, выдвижение определенных требований к органам государственной власти, высказывание протеста против ее решений и т.п.
Терроризм – насилие или угроза его применения (запугивание) относительно лиц, которые не являются прямыми политическими врагами. Целью терроризма является привлечение внимания к конфликту, в котором принимает участие группа, которая прибегает к данным средствам борьбы. В современном мире наблюдается тенденция к эскалации террористической деятельности, а также к осложнению ее характера.
Политический хепенинг – юмористическая форма политического протеста, который находит свое проявление в театрализованных массовых действиях, которые имеют политический характер.
Политический анекдот – (неопубликованный) лингвистическая форма реакции против отдельных лидеров, действующих институтов власти или существующей идеологии. Пересказ политического анекдота является символической борьбой против определенной политической силы. Причиной существования политического анекдота является отсутствие легальных каналов проявления протеста в сфере политики (выборов, демонстраций и т.п.). Демократизация общества, изменение политической ситуации, появление официальных каналов отреагирования агрессии (от выборов до политических комиксов) снимают напряженность в обществе или направляют агрессивность на другие социальные объекты.
Политическому участию противостоит политическое неучастие – абсентеизм.
Абсентеизм (лат. отсутствующий) – это уклонения от участия в политической жизни, потеря интереса к политике и политическим нормам. Абсентеизм является устойчивой формой современной политической жизни, своеобразным проявлением политической свободы личности, в то время как тотальная политическая активность свидетельствует о псевдо участие (участие без возможности выбора), автократический характер существующего политического режима.
Аполитичность определенной части общества является обычным явлением даже в условиях стабильного демократического государства, которое объясняется социальными и психологическими факторами. Ведь чем более развиты институты гражданского общества, тем больше пространство для самоопределения личности, и как следствие большая вероятность существования абсентеизма. Неучастие в политике может быть следствием социально-экономического благополучия (абсентеизм в данном случае выступает признаком стабильности). Но, кроме аполитичности, когда человек просто не видит ценности своего участия в политике, неучастие в политической жизни может быть демонстрацией отношения к власти, политического режима, в абсентеизме могут быть отображенные и протест, и неудовлетворенность возможностями политического выбора. Особую угрозу представляет полное политико-психологическое отчуждение, которое довольно часто приводит или к полной политической апатии, или к экстремизму. Такое отчуждение находит свое проявление в чувстве политического бессилия невозможности повлиять на политику, государственные органы власти и должностных лиц, бестолковости политики, когда политические институты и процессы представляются непонятными и непредусмотренными, а действия политиков – произвольными и случайными.
Именно поэтому абсентеизм может не только свидетельствовать об экономическом благополучии и политической стабильности в обществе, а и быть отображением отчуждения человека от власти, показателем потери доверия населения к власти, потери интереса к тем или другим направлениям политической деятельности. Превращаясь в массовое явление, абсентеизм может представлять существенную угрозу легитимности представительных органов власти.
Кризис политического участия может быть преодолен решением главных социальных проблем, усвоением новых нормативов участия, характерных для гражданского общества, структурированием общества, развитием конкретных механизмов в политике.
Исследование взаимосвязей политического участия и политической стабильности общества свидетельствуют, что неудовлетворенность населения своим положением, ограничение социальной мобильности приводят к повышению политической активности, к усилению использования протестных форм политического поведения в политической деятельности. При этом, в свою очередь, уровень социально-политической неудовлетворенности повышается в связи с ростом социальной мобилизации и осложнением экономической ситуации в стране. По мнению американского ученого С. Хантингтона, обеспечение стабильности, особенно при условиях модернизации политической системы, нуждается в обязательном ограничении роли политического участия масс с целью сохранения стабильности существующих политических институтов.