Политика как социальное явление
Говоря о политике как предмете политологии, мы уже отметили различие подходов к этому понятию, вызванное его многосторонностью, многоаспектностью, сложностью.
Как сфера общественной жизни политика связана с делением общества на группы, классы, слои, имеющие свои специфические интересы и борющиеся за осуществление этих интересов. В этом смысле политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, группами, нациями, этносами, другими социальными общностями, по поводу завоевания, удержания и использования власти, прежде всего, государственной.Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно, связано с групповыми интересами, проблемой власти.
Предметом политики как особой сферы общественной жизни является государственная власть. Властьесть способность класса (или социальной группы) подчинить себе волю других классов и социальных групп. Ее объективная основа заложена в экономических отношениях, прежде всего, в отношениях собственности, а государственная власть как раз и призвана защищать собственность экономически господствующей социальной группы или класса. Класс-носитель собственности всегда выступает носителем политической власти. Отсюда следует, что субъективная основа политики связана с деятельностью господствующего класса по сохранению своего положения как внутри страны (внутренняя политика), так и вне ее (внешняя политика), а также с деятельностью противоположных ему классов и социальных групп, направленных на изменение существующих социальных порядков.
Субъектом политики выступают классы, социальные группы, осознавшие свои классовые, групповые интересы (социальные группы, не осознавшие свои собственные интересы, остаются только объектом политики), а высшей формой организации политической жизни выступает государство. Через него господствующая социальная группа или класс осуществляют свои властные и управленческие функции, регулируют свои отношения с другими социальными группами, причем, в значительной степени – путем подавления и насилия.
Однако, сведение содержания политики к выражению только групповых, классовых интересов было бы неправильным, упрощенческим; дело в том, что в деятельности государства всегда можно выделить и такую сторону, как выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества как сложной системы взаимодействующих социальных общностей с различными, в том числе, и противоречивыми интересами. Здесь государство должно, в интересах всего общества, примирять столкновения между группами, стремиться, чтобы эти группы не уничтожили в бесплодной борьбе друг друга и общество.
В этом плане мы должны говорить о политике государства как о интегрирующем и объединяющем факторе. Обеспечение целостностиобщества – это функция политики в наше время не только сохраняется, но и усиливается. Сейчас никто не сможет отрицать, что целостность казахстанского общества во многом сохраняется благодаря политике Президента Н.А. Назарбаева.
Идеал целостности состоит в достижении внутренней последовательности, гармонии. Достижение полной гармонии в рамках одной общности или, тем более, общества в целом практически невозможно. Целостность общества и общностей относительна. Большое число людей может быть едино в ограниченном круге вопросов: на основе общего интереса, однотипного мотива, страха. Обеспечение целостности всегда условно. Целостности постоянно противостоит частное, групповое, региональное. В современном обществе общегосударственный консенсус достижим только в ограниченном круге вопросов. Исключение составляют особые периоды в жизни общества: война, объединение в сложное время вокруг лидера или в связи с возникновением на определенном этапе общенациональной идеи.
Политика присутствует там, где прямо и последовательно выражена ориентация на консолидацию, объединение.
Но политика проявляется и там, где функция целостности уходит на задний план, и первоочередной задачей видится задача разрушения, слома старых структур и отношений, но всегда разрушение мотивируется необходимостью созидания нового.
Политика достижения целостности общества обусловлена особенностями организации субъектов политической деятельности. Интеграционное назначение политики начинает проявляться там, где происходит осознание общности интересов. Отсюда вытекает внутренняя противоречивость политики: стремление обеспечить целостность общества и невозможность ее полной и всесторонней реализации. Политическая целостность непостоянна, подвижна и поэтому противоречива.
Политические процессы складываются из сближений и размежеваний, объединений и расколов. Политические объединения осуществляются по разным основаниям – социальным, национальным, религиозным, территориальным, идеологическим. Они могут быть устойчивыми и временными, хорошо или плохо организованными. Причем, основания консолидации и разъединения, в свою очередь, могут дифференцироваться под влиянием различных факторов. Так, в эпоху классовых битв сущность политики в целом определяется характером классовых отношений. В современных условиях преобладающую роль в этих процессах играют общечеловеческие ценности, например, борьба за чистоту окружающей среды, за демократию и т.д.
Политика выполняет еще одну важную функцию – определение ведущей ориентации в социально-экономической сфере. В современном казахстанском обществе условием целостности становится сочетание и углубление социальных различий с гарантированным социальным минимумом, социальной защищенностью малоимущих.