Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Вы интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились за земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную: и будете наказаны собственным безумием, своими страстями. Вы пренебрегли живою водою, светом животворным, солью земли и истяжаетесь в истление своем вечном, не увидите во веки света божия, но пребудете во тьме. Вы предпочли Христу – Льва Толстого, высших светских писателей, умноживших свое борзописание до бесконечности так, что некогда христианину взяться за слово Божие, - которое есть источник чистоты. Света, правды, вечной жизни и блаженства.»
«Держись Россия, твердо веры твоей и Церкви и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяческих иноверцев, стремящихся истребить друг друга.»
«Молись с кровавыми слезами, об общем безверии и развращении России»
«Плоть господствует и в образовании людей. Смотрите, научаются ли в заведениях важнейшему христиансому делу – молитве, научаются ли зреть Бога? Плоть будет господствовать в мIре до скончания века».
Священномученик Иларион (Троицкий)
«Там на западе, достигли большого благоустройства внешней жизни, и люди возгордились этими успехами, полюбили себя до забвения Бога и ближнего. Греховное себялюбие, презрение к ближнему, там проповедует и модная философия, и художественная литература… Больше и больше проникает к нам западноевропейское себялюбие. Наша литература, которая раньше была проповедницей любви и нравственного возрождения, особенно в бессмертных произведениях великого Достоевского, в последние годы в лице, например Горького, Андреева и им подобных преклонила колена пред западноевропейским Ваалом гордого себялюбия и самообожения»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас»
«Рационализм со своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого столетия; чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев, как из французкой революции родился его предъизображение-колосальный гений, Наполеон»
Россия в эти годы возведена была Христом на Крест, не любой народ мог взойти на Крест, российский смог. Скорби и страдания величайший дар Бога человеку. Многие путем страданий вошли в Царство и причислены были к лику святых, за веру во Христа. Страданиями лечатся язвы душевные, не помогали таблетки, не помогали лекарства и наконец Крест! Вскрылись помышления многих сердец в России, поделена была Россия на правых и левых разбойников, кто отдал кровь, тот принял Дух, кто не отдал кровь, пошел путем левого разбойника. Не все смогли до крови сражаться против греха, против отступничества. Не все достойны были страданий за Христа, «Грешников намеренных и произвольных Господь не признает достойными скорбей, как не принявших учения Христова… К чему им скорби? они не понесут их с благодарением, а только ропотом, унынием, хулою на Бога, отчаянием умножат грехи свои», - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Рациональный Запад купается в комфорте, заблуждаясь сам и вводя в заблуждение других, не зная законов Духа, мертвеет рациональный запад. «Не Дух Божий живет в тех кто пребывает в покое (комфорте А.Г.), а дух диаволов, тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях и страданиях, а мIр гордится роскошью и покоем» преподобный Исаак Сирин.
Наш известный художник В. Верещагин, в своих записках (это 19 век) об американской жизни, набросал следующую весьма типичную картину нового цивилизованного человечества: «В Америке (сейчас в 21 веке можно говорить про весь запад А.Г.), есть и хорошие и умные и даже религиозные люди, но христиан, в смысле соблюдения заповедей о незлобивости, нестяжания, презрении богатства там нет… беспрерывная погоня за наживой создала общий тип человека безжалостного»
Если не покаемся, говорит Евангелие, то с нами случится то же самое, если не хуже, а что хуже? Единая религия мIра, с ее проповедником, гением из гениев, антихристом, человеком греха. Что значит покаяться? Читаем ли мы мIряне святых Отцов Церкви? Ведь они ведут нас к Иисусу, а значит и к правильному покаянию. «Привяжи обремененную ладию твою к ковчегу отцов твоих и они управят тебя к Иисусу», - говорят знаменосные отцы наши преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, насаждаем ли мы в нашем сердце, внимательную, с благоговением и сокрушением, молитву Иисусову?, о которой святые отцы говорили: «Именем Иисуса Христа, бей супостатов, потому что ни на небе, ни на земле, нет оружия более крепкого и мощного». Если нет, то скоро, да здравствует католицизм, протестантизм, атеизм и сатанизм, а с ними и все безобразия которые мы видим в Европе. Ищите что есть, что пить, и во что одеться, хлеба и зрелищ, вот голос мертвящего духа, который идет к нам с запада, и мы уже дышим им. Закон духовный непреложен: «Сердце пораженное тлением, становится жилищем демонов»
Священномученик Анатолий Левицкий.*
Одним из тех, кто отдал кровь и принял Дух, кто услышал слова Христа: «ныне со Мною будешь в раю», является наш соотечественник Анатолий Афанасьевич Левицкий.
Анатолий Афанасьевич Левицкий родился
в семье священника в 1894 году
в Воткинском заводе Вятской губернии.
Окончил Вятскую ДС, рукоположен
во священника, назначен благочинным.
В 1933 году тройкой ОГПУ Западносибирского края
приговорен к 5 годам заключения и сослан
в Новоивановское отделение Сиблага.
30 сентября 1937 года арестован в лагере вместе
со священномучениками архиепископом Павлином (Крошечкиным)
и епископом Аркадием (Ершовым) по обвинению
в контрреволюционной агитации. Виновным себя
не признал. Расстрелян 3 ноября 1937 года
близ города Кемерово по приговору
тройки УНКВД от 28 октября 1937 года.
Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 года.
Анатолий Афанасьевич Левицкий до 1933 года являлся священником в селе Бачаты (ныне Беловского района). Анатолий, как представитель священнического сословия пошел по стопам отца. В 1919 году закончил Вятскую Духовную семинарию. Но над страной уже кружил вихрь Гражданской войны, который захватил и молодого выпускника семинарии. В 1919 году Анатолий начал служить в армии Колчака письмоводителем при штабе Воткинской дивизии. Вместе с армией эвакуировался из Урала в Сибирь. В 1920 году армия Колчака была разгромлена. Теперь служба в Белой армии даже в должности писаря, как и происхождение из духовного сословия были в глазах новой власти очерняющими обстоятельствами. Несмотря на опасные для служителей Христа обстоятельства, в 1922 году, когда уже шли репрессии против церкви, Анатолий принял сан священника и начал служить в храме. Сразу же вслед за этим он лишился избирательных прав. Был женат на Надежде Николаевне, которая позже работала счетоводом на железнодорожной станции Топки. Детей в супружестве не было, и жили они потом отдельно .
К 1933 году он уже являлся благочинным, проживал в селе Бачаты Беловского района, служил в Никольском храме.
26 января 1933 года Левицкого арестовали по месту проживания в селе Бачаты, обвинив его в контрреволюционной деятельности. По делу проходили священники семи имеющихся в Беловском районе церквей.
Начались допросы. Их было три: 31 января, 16 февраля и 18 февраля.
В мае 1933 года отец Анатолий был осужден «тройкой» при ОГПУ на пять лет концлагерей и сослан в Сиблаг. К тому времени он уже болел туберкулезом.
После печально известного секретного указа НКВД № 00447 от 31 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», который дал старт новому витку террора, в лагерях Кузбасса были организованы несколько групповых политических процессов: Антибесский – 2 процесса, Ахпунский – 2 процесса, Ново-Ивановский – 2, Сусловский –1, Юргинский – 2. Таким образом, всего прошло девять процессов, которые закончились для подавляющего большинства их участников казнями.
Процессы в лагерях, как и повсеместно, заранее режиссировались: подбирались жертвы, «руководители». Сразу после указа НКВД № 00447 в лагерях произвели перемещения заключенных: некоторых епископов, архиепископов перевели в те лагеря, где планировалось организовать крупные групповые политические процессы. Так, архиепископа Евсевия Рождественского в августе 1937 года переводят из Юргинского в Ахпунский лагпункт. Епископ Аркадия Ершов в сентябре 1937 года был переведен из Мариинского распределительного пункта в Ново-Ивановский лагерь, где готовится дело архиепископа Павлина (Крошечкина). По нему был арестован и отец Анатолий Левицкий.
Аресты всех участников процесса прошли 30 сентября – 1 октября 1937 года. Было арестовано восемь заключенных: архиепископы Павлин Крошечкин, Глеб Покровский епископ Аркадий Ершов, иеромонах Петр Чернышов, священник Анатолий Левицкий, священник Никандр Чернелевский, псаломщик Киприан Анников, имя восьмого арестованного установить не удалось. Сразу же они были допрошены.
На допросе отец Анатолий был тверд, немногословен. Теперь его не сбивали с толку ничьи показания и свидетельства. Он усвоил: любые компромиссы со следствием невозможны, они не улучшают участи и только растравляют совесть. Вины своей не признал.
Протокол допроса от 30 сентября 1937 года:
Вопрос: «Вам предъявляется обвинение, что вы, находясь в подконвойном городе Ново-Ивановского отделения, участвовали в контрреволюционной группе, возглавляемой заключенным Крошечкиным, вели среди заключенных контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию соввласти. Дайте показания по существу предъявленного вам обвинения.
Ответ отца Анатолия: Предъявленные мне обвинения я отрицаю. В контрреволюционной группе я не участвовал. Не отрицаю, что с заключенным я знаком, также не отрицаю и того, что с каждым из указанных мной лиц неоднократно беседовал по вопросам, касающимся только нашей службы в прошлом, но вопросов политического характера в беседах не затрагивали. Не скрываю, я и собирались на исполнение своих религиозных обрядов. Надо отметить, что бывал на этих сборищах реже, чем мы все остальные.
Вопрос: Кто руководил этими сборищами?
Ответ отца Анатолия: Этими сборищами руководил….
Вопрос: Кто оповещал вас об этих сборищах?
Ответ отца Анатолия: Оповещать никто не оповещал, но заранее условливались о времени и месте сборища.
Вопрос: Вы не говорите всей правды, скрываете. На этих сборищах велись контрреволюционные разговоры. Следствие требует говорить правду.
Ответ отца Анатолия: Я заявляю, что на этих сборищах проводилось только исполнение религиозных обрядов. На политические темы мы никаких разговоров не вели, и контрреволюционных разговоров там не было».
Вопрос: «Вы на допросе 30 сентября сего года отрицали вашу принадлежность к контрреволюционной группе, а также отрицали, что вы занимаетесь контрреволюционной агитацией. Вам зачитываются показания Серебреникова, изобличающие вас в вашей контрреволюционной агитации. Дайте правдивые показания следствию.
Ответ отца Анатолия: Показания Серебреникова я категорически отрицаю, ни о каком советском собачьем ящике я не говорил. Также не говорил во время проверки, что получается как при опричнине Ивана Грозного. И не говорил 26-27 сентября о шкурке от жидовского чина. Никакой контрреволюционной агитацией я не занимался и заниматься не намерен.
Вопрос: Вы лжете, дайте правдивые показания.
Ответ отца Анатолия: Я дал правдивые показания, так как я этого не говорил.
Вопрос: Вы отрицаете, что вы занимались контрреволюционной агитацией, но вы изобличаетесь свидетельскими показаниями. Вам зачитываются показания свидетеля. Дайте следствию правдивые показания.
Ответ отца Анатолия: Показания свидетеля я отрицаю, так как это ложь.
Вопрос: Вам зачитываются показания третьего свидетеля Савченко, изобличающие вас в контрреволюционной агитации. Дайте правдивые показания.
Ответ отца Анатолия: показания Савченко я отрицаю, так как я этого не говорил.
Вопрос: Вы категорически отрицаете показания всех свидетелей, но вы лжете. Дайте следствию правдивые показания.
Ответ отца Анатолия: Все показания свидетелей я отрицаю полностью, так как на меня показывают ложно.
Вопрос: Что еще можете показать по вашему делу?
Ответ отца Анатолия: Больше по делу показать ничего не могу
Батюшка засвидетельствовал свою верность Христу, он признал, что вместе с другими священнослужителями участвовал в молебнах в лагере, но отверг все обвинения в контрреволюционной деятельности.
28 октября отца Анатолия и других обвиняемых приговорили к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года он вместе с другими шестью осужденными был расстрелян и погребен в безвестной могиле. Судьба восьмого безымянного арестованного неизвестна. На Архиерейском Соборе РПЦ 20 августа 2000 года были причислены к лику святых пять казненных по делу архиепископа Павлина Крошечкина священнослужителей, среди которых был и отец Анатолий Левицкий.
*-использован материал с сайта http://cyberleninka.ru/article/n/novomuchenik-iz-sela-bachaty-belovskogo-rayona