Полит. процесс: сущность и типология
Полит.процесс представляет собой совокупность всех динамич.изменений в поведении и отношении S-ов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех элементах полит.пространства, осущ-хся под влиянием внешн.и внутр. факторов. Специфика полит. процесса заключается в том, что она сориентирована на отображение полит. реальности, которая явл-ся в свою очередь результатом переплетения различных типов полит. поведения группы граждан и деят-ти институтов власти, т.е. она отражает реальность, в которой действует противоречие партий. Раскрывая содержание политики через различные формы исполнения полит. субъектов своих функций. Полит. процесс демократизирует, как осуществление этих функций, способствует воспроизводству одних элементов полит. жизни, развитию других и разрушению третьих. Полит. процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию полит. систем, ее изменение во времени и пространстве. С точки зрения содержания полит. субъектами своих функций означает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление полит. мобилизации граждан, контроль за элитами, принятие полит. решения и т.п. Полит. процесс входит и в такие формы полит. систем, как заговор, террор, деятельность нелегальных партий. Центральной проблемой полит. процесса явл-ся принятие и реализация полит. решений, которые признаны интегрирующим различные интересы граждан и должны быть выражены в соответствующем им в сложной системе обще коллективных целей или полит. воле общ-ва. Выработка этих целей происходит на пересечении деят-ти официальных институтов власти, группы интересов, а также механизмов общественности. Центральная роль в этом процессе принадлежит гос-ву. Стили полит. процесса: представление полит. интересов групп и граждан институтом, принимающим полит. решения; выработка и принятие полит. решений; этап реализации полит. решений через сложные взаимоотн-я верхов и низов по организации масс и мобилизации властных ресурсов. 3 режима существования полит. процесса: функционирование – когда происходит простое воспроизводство уже сложившихся отн-й между элитой и электоратом, гражданами и гос-вом; режим развития – структура и механизм власти выводят политику на новый уровень, позволяющий адекватно ответить на вызовы времени; режим упадка, деградации. Полит. процесс бывает: внешний и внутриполит. (различаются особыми способами взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и закономерностями развития) демократический и недемократ., открытый (через выборы) и скрытый (теневой) (открытость не распространяется на механизмы управления, выработку целей и решения; революционный и эволюционный; стабильный и переходный (первые имеют ярко очерченную направленность изменений., преобладание определенного типа власт.отношений,форм орг-ии власти. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и др.конфлит.ситуаций, вторые – отсутствует четкое преобладание тех или иных баз.св-тв организаций власти, кот.исключают качеств индификацию изменений)
Полит. участие.
Если политики занимаются свой деятельностью профессионально, то осн.масса населения время от времени принимает в политике участие. Под термином подразумевают разнообразные формы непрофесс.полит.дея-ти, когда полит.активные люди, непосредственно не связанные с функционированием гос или правит.аппарата, стремятся влиять на его работу. Полит. участие –одна из важнейших хар-к полит. процесса. По степени участия выделяются группы: аполитичная, т.е. не участвующая в политике; голосующая на выборах, т.е. все участие сводится только к голосованию; участвующая в деят-ти полит. партий; искатели полит. карьеры и полит. лидеры, т.е. политики на профессиональной основе. (существуют активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие) Полит. участие – это действие , предпринимаемое частными лицами, которые имеют целью повлиять на гос. политику; на управление гос. делами, на выборы; полит. лидеров на любом уровне власти. Есть конвенциальные формы участия, т.е. признанные общ-вом и не конвенциальные, т.е. осуждение общ-вом. Полит. участие м.б. организованным и неорганизованным, периодическим и постоянным. 2 вида участия: автономное – сознательная деят-ть граждан более или менее осведомленная в области полит. жизни, целью которых явл-ся оказать влияние на позицию и деят-ть политиков; мобилизованное – вынужденные действия, когда участие в полит. жизни вызвано не полит. факторами. Роль выборов: позволяют избирателям сформулировать свои требования, соответствующие как подлинным, так и мнимым интересам; голосование – один из важнейших механизмов урегулирования конфликтов в общ-ве, т.к. на выборах мирная конкуренция; важнейшее средство легитимизации; средство полит. социализации. Выборы могут нести негативный заряд тогда, когда в стране идет системный кризис. Причины неучастия в полит. жизни: Полит. безразличие явл-ся характерной причиной большинства полит систем. Существует несколько групп людей, добровольно отказывающихся от участия в полит. жизни. Причины: апотичные – отказ от участия по жизни в силу вовлечения в свои личные проблемы; отчужденные – считают, что политики отказались от них; полагают, что политики обслуживают интересы только элиты, из-за своей пассивности они представляют большую потенциальную опасность; аналогичные – потеряли веру в собственную возможность, не имеют цели в жизни, утратили соц. корни; гражданин, который отказался от участия в политике в силу особого доверия к властям, уважения к закону. Считают, что без их участия перспективы полит. жизни будут складываться благоприятно. Участие зависит от социального статуса, пола, образования, места жительства.