Информационно-коммуникативная модель политической системы
Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем. В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о политической системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей.
Этот процесс он разделил на четыре последовательно расположенных блока-субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом. В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды, т. е. из самых разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производятся отбор необходимых данных и их кодирование. Во втором блоке происходят сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами и ее отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, а также ее накапливание и хранение. Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок, или в центр принятия решений. Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решений, т. е. исполнителям, которые не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы, или, говоря другими словами, подают на вход системы сигнал обратной связи.
Обратная связь играет в системе важную роль: она стабилизирует эту динамичную и готовую к неожиданным изменениям конструкцию. Именно поэтому некоторые авторы причисляют систему-процесс Дойча к кибернетическому типу моделей.
Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит от количества и качества поступающей информации и состояния ее коммуникационных сетей. При этом в политическую систему должна поступать как внешняя информация, т. е. весь необходимый для управления объем данных о состоянии общества и окружающей среды, так и внутренняя, т. е. информация о состоянии и динамике изменений самой системы. Дойч, как и многие ученые и политики до него, уподоблял процесс управления обществом управлению кораблем, которое строится на основании знания окружающей среды (в данном случае моря, атмосферы), точного местоположения судна, элементов его движения и расстояния до цели. Целью, а точнее, целями политической системы, по Дойчу, являются обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп. На достижение этих целей системой оказывают воздействие следующие движущие силы:
♦ информационная нагрузка на систему, которая определяется масштабом правительственных программ, частотой и скоростью изменений, заложенных в этих программах;
♦ запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования;
♦ величина приращения реакции самой системы на изменения (чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели);
♦ способность системы к упреждению, т. е. готовность решать новые проблемы, появившиеся на пути к цели.
Анализируя функционирование политической системы в процессе управления обществом с использованием вышеприведенных переменных, Дойч вывел три закономерности:
1)при достижении цели возможность успеха обратно пропорциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы;
2) успешность функционирования системы зависит от величины приращения реакции на изменения, но при достижении порогового значения изменений эта закономерность становится обратной;
3) успешная работа системы зависит от способности к упреждению, т. е. способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели.
Дойч считал, что, используя информационно-коммуникативную модель, можно объективно и достоверно оценить эффективность реальных политических систем, которые сегодня во многом зависят от качества самых разнообразных коммуникаций, т. е. передачи политической информации от управляющих к управляемым и обратно, между блоками политической системы, между политической системой и окружающей средой. Коммуникаторами здесь служат все участники политического процесса. На качество и скорость коммуникации оказывает влияние тип политической системы. В демократических политиях производство, передача и использование информации не встречают искусственных препятствий в виде секретных служб, цензуры, ограничения свободы слова, собраний, деятельности партий, общественных организаций и средств массовой информации. В недемократических странах информированность граждан о решениях политической системы, особенно об истинных основаниях тех или иных решений, намного ниже. Скорость передачи информации ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры информации здесь намного ниже, зато намного выше скорость распространения слухов, которые частично компенсируют недостаток правдивой внешней и внутренней информации, но не способствуют адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе.