Тема 7. История и теории демократии
План
7.1. Идея демократии в истории политической мысли.
7.2. Нормативная модель демократии: критерии, механизмы, условия.
7.3. Избирательные системы и выборы.
Литература
1. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Дикта, 2008. – 407.
2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике : учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.
3. История политических учений : учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва : Высшая школа, 2002. – 275 с.
4. Круглова, Г. А. Политология : учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.
5. Мельник, В. А. Политология : учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.
6. Политология : учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск : УП «Технопринт», 2002. – 464 с.
7. Политология : учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск : ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.
8. Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 447 с.
9. Политология : курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск : ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.
10. Политология : хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва : Высшая школа, 2008. – 437 с.
7.1. АРИСТОТЕЛЬ:
«Предпочтительнее, чтобы верховная власть находилась в руках большинства, нежели меньшинства, хотя бы состоящего из наилучших. Ведь может оказаться, что большинство, из которого каждый сам по себе и не является дельным, объединившись, окажется лучше тех не порознь, но в своей совокупности, подобно тому, как обеды в складчину бывают лучше обедов, устроенных на средства одного человека. Ведь так как большинство включает в себя много людей, то возможно в каждом из них, взятом в отдельности, и заключается известная доля добродетельности и рассудительности; а когда люди объединяются, то на многих получается как бы один человек, у которого много и рук, много и ног, много и восприятий».
«Подлежит обсуждению и такой вопрос: под какой властью полезнее находиться – под властью лучшего мужа или под властью лучших законов? Те, кто решают, что полезнее быть под властью царя, ссылаясь на то соображение, что законы выражают собой только общие положения и не заключают в себе предуказаний на отдельные случаи: поэтому было бы нелепо, как и при всякого рода ином искусственном установлении рабски придерживаться буквы предписания. Таким образом выходит, что государственный строй, строго придерживающийся в мелочах буквы закона, не есть наилучший. Однако правители должны руководствоваться общими правилами, и лучше то, чему чужды страсти, нежели те, чему они свойственны по природе: в законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизбежны».
«В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Так как по общественному мнению умеренность и середина наилучшее между двумя крайностями, то очевидно, что средний достаток из всех благ лучше всего. При наличии в обществе среднезажиточных людей лучше всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами, а из преступлений одни совершаются из наглости, другие – вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то, и другое приносит вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства, дружеских связей и тому подобное не желают, да и не умеют подчиняться. Поведение людей второго типа из-за крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами.
Таким образом, отсюда неизбежно следует, что государство, состоящие из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй. Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних: никогда ни те, ни другие не согласятся быть рабами друг друга.
Сочетание власти большинства, устойчивого законодательства с опорой на среднезажиточный класс в сумме образует политию.
Римский полис: модель демократии, основанной на разделении функций власти:
· консульская власть
· власть сената
· власть народного трибунала
· институт цензоров (проверял соответствие вновь принимаемых законов установленными ранее принципами).
Новое время: основа моделей демократии: свободный индивид, автономная личность, мыслящая разумно.
Руссо: самостоятельно мыслящие, разумные люди вовлечены в политический процесс и совместно вырабатывают идеи общего блага. Они определяют, что хорошо и что плохо для народа и после разумно организованных дискуссий решают, как прийти к общему благу.
Составляющие руссоистской модели демократии: гомогенное общество, отсутствия конфликта интересов, объективно существующее общее благо, отсутствие представительства, плебисцит.
Монтескье: для установления демократии необходимы: небольшая территория, моральное согласие людей, подавление личного интереса, строгая дисциплина граждан, прямое участие, существование представительства и «целомудренного лидерства».
ХVIII – ХIХ вв.
Дж.Мэдисон. Демократию составляют: социальный плюрализм, наличие в обществе фракций, гарантия прав меньшинства, подвижное большинство, представительство, большая территория.
«Демократия – это попытка достичь компромисса между большинством и меньшинством».
Токвиль А. Недостатки реальной демократии: не даёт народу искусного правительства, порождает тиранию большинства, рождает апатию.
Для создания идеальной демократии необходимы: представительство, посреднические учреждения, воспитание гражданской добродетели (главная – любовь к Отечеству), политическое образование.
«Нет ничего такого, чего бы человеческая воля считала невозможным достигнуть посредством свободного действия соединённой силы отдельных личностей».
ХIХ – нач. ХХ в. Модель И.Шумпетера.
Демократия – система мероприятий, при которой индивиды добиваются власти в результате конкурентной борьбы за голоса народа.
Условия для конструирования демократии:
- наличие квалифицированных групп представителей;
- принятие понятных народу решений, чтобы народ мог высказывать своё отношение к ним;
- наличие хорошо организованной демократии, которая дорожит четью мундира и рекрутируется из среднего класса;
- наличие демократического самоконтроля у каждого участника политического процесса (готовность к самоограничению во имя консенсуса).
Эдитистские модели: реальные решения принимаются меньшинством, элита избирается на определённый срок, берёт на себя миссию народного представительства, существует в режиме чередования власти.
Плюралистические модели: гетерогенность общества, представительство максимального количества интересов, их сопоставление, выработка «средних» решений, одинаково удалённых от частных интересов, наличие множества «мелких» лидеров. Результат: постоянное равновесие, исключающие победу какой-либо одной группы.
Партисипаторные модели: максимальное участие граждан, прямая демократия на всех низших уровнях, делегирование полномочий на высший уровень. Народ имеет право решать всё, так как он – субъект, одарённый волей.
7.2. Нормативная модель демократии:
· Критерии:
- наличие представительства интересов;
- легитимный плюрализм;
- возможность активного политического участия;
- взаимная ответственность власти и граждан.
· Механизм осуществления демократии:
- законодательное закрепление прав человека;
- парламентаризм;
- принцип большинства;
- многопартийность;
- легальная оппозиция;
- разделение властей;
- контроль за действиями элиты.
· Условия реализации нормативной модели:
- наличие экономического рынка;
- наличие социального плюрализма в сочетании с гомогенностью общества;
- наличие среднего класса;
- наличие гражданского общества;
- гражданская политическая культура;
- наличие устойчивых ценностей и идентификации граждан с системой.
7.3. Избирательные системы и выборы:
· Избирательная система есть порядок организации и проведение выборов в представительные учреждения, закреплённый в юридических нормах, а также в сложившейся практике государственных и общественных организаций.
· Избирательная система подразделяется на структурные компоненты:
- избирательное право – теоретико-юридический компонент;
- избирательная процедура (или избирательный процесс) – практико-организационный компонент.
· Термин «избирательное право» может употребляться как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право).
Ø В основе классификации выборов лежат принципы избирательного права и несколько критериев: объект выборов (президентские, парламентские, в органы местного, обычно городского, самоуправления), сроки (очередные, внеочередные, дополнительные).
Ø Классификация выборов по принципу избирательного права.
- всеобщие – ограниченные (цензовые);
- равные – неравные;
- прямые – косвенные
- с тайным – с открытым голосованием.
Ø Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов.
· Избирательная компания (предвыборная компания) – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).
· Избирательная процедура включает в себя:
- назначение выборов;
- создание избирательных органов;
- организацию избирательных округов, районов, участков;
- регистрацию кандидатов в депутаты;
- определённую финансовую поддержку выборов;
- охрану порядка в ходе проведения выборов;
- определение результатов голосования.
Ø Результаты голосования происходят на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.
· Мажоритарная система – избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.
· Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства (50 % + 1 голос).
· Мажоритарную систему относительного большинства, т.е. больше чем у соперников.
· Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надёжное большинство в парламенте.
· Основные недостатки мажоритарной системы:
1) значительная часть избирательной страны (иногда 50 %) остаётся не представительной в органах власти;
2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем её соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
3) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.
· Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу подданных голосов.
· Пропорциональная система имеет две разновидности:
- пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются);
- пропорциональная избирательная система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).
· К достоинствам пропорциональной системы относятся:
1) более полное представительство политических сил в органе власти;
2) ситуация политического плюрализма;
· Основные недостатки пропорциональной системы:
1) слабая связь депутатов и избирателей;
2) сложности в формировании правительства;
3) независимость депутатов от своих партий.
· Избирательные системы в своём развитии прошли долгий путь, как следствие появления смешанной избирательной системы.
· Смешанная избирательная система – определённая часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая – пропорционально.