Тема 7. История и теории демократии

План

7.1. Идея демократии в истории политической мысли.

7.2. Нормативная модель демократии: критерии, механизмы, условия.

7.3. Избирательные системы и выборы.

Литература

1. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Дикта, 2008. – 407.

2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике : учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.

3. История политических учений : учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва : Высшая школа, 2002. – 275 с.

4. Круглова, Г. А. Политология : учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.

5. Мельник, В. А. Политология : учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.

6. Политология : учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск : УП «Технопринт», 2002. – 464 с.

7. Политология : учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск : ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.

8. Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 447 с.

9. Политология : курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск : ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.

10. Политология : хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва : Высшая школа, 2008. – 437 с.

7.1. АРИСТОТЕЛЬ:

«Предпочтительнее, чтобы верховная власть находилась в руках большинства, нежели меньшинства, хотя бы состоящего из наилучших. Ведь может оказаться, что большинство, из которого каждый сам по себе и не является дельным, объединившись, окажется лучше тех не порознь, но в своей совокупности, подобно тому, как обеды в складчину бывают лучше обедов, устроенных на средства одного человека. Ведь так как большинство включает в себя много людей, то возможно в каждом из них, взятом в отдельности, и заключается известная доля добродетельности и рассудительности; а когда люди объединяются, то на многих получается как бы один человек, у которого много и рук, много и ног, много и восприятий».

«Подлежит обсуждению и такой вопрос: под какой властью полезнее находиться – под властью лучшего мужа или под властью лучших законов? Те, кто решают, что полезнее быть под властью царя, ссылаясь на то соображение, что законы выражают собой только общие положения и не заключают в себе предуказаний на отдельные случаи: поэтому было бы нелепо, как и при всякого рода ином искусственном установлении рабски придерживаться буквы предписания. Таким образом выходит, что государственный строй, строго придерживающийся в мелочах буквы закона, не есть наилучший. Однако правители должны руководствоваться общими правилами, и лучше то, чему чужды страсти, нежели те, чему они свойственны по природе: в законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизбежны».

«В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Так как по общественному мнению умеренность и середина наилучшее между двумя крайностями, то очевидно, что средний достаток из всех благ лучше всего. При наличии в обществе среднезажиточных людей лучше всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами, а из преступлений одни совершаются из наглости, другие – вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то, и другое приносит вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства, дружеских связей и тому подобное не желают, да и не умеют подчиняться. Поведение людей второго типа из-за крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами.

Таким образом, отсюда неизбежно следует, что государство, состоящие из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй. Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних: никогда ни те, ни другие не согласятся быть рабами друг друга.

Сочетание власти большинства, устойчивого законодательства с опорой на среднезажиточный класс в сумме образует политию.

Римский полис: модель демократии, основанной на разделении функций власти:

· консульская власть

· власть сената

· власть народного трибунала

· институт цензоров (проверял соответствие вновь принимаемых законов установленными ранее принципами).

Новое время: основа моделей демократии: свободный индивид, автономная личность, мыслящая разумно.

Руссо: самостоятельно мыслящие, разумные люди вовлечены в политический процесс и совместно вырабатывают идеи общего блага. Они определяют, что хорошо и что плохо для народа и после разумно организованных дискуссий решают, как прийти к общему благу.

Составляющие руссоистской модели демократии: гомогенное общество, отсутствия конфликта интересов, объективно существующее общее благо, отсутствие представительства, плебисцит.

Монтескье: для установления демократии необходимы: небольшая территория, моральное согласие людей, подавление личного интереса, строгая дисциплина граждан, прямое участие, существование представительства и «целомудренного лидерства».

ХVIII – ХIХ вв.

Дж.Мэдисон. Демократию составляют: социальный плюрализм, наличие в обществе фракций, гарантия прав меньшинства, подвижное большинство, представительство, большая территория.

«Демократия – это попытка достичь компромисса между большинством и меньшинством».

Токвиль А. Недостатки реальной демократии: не даёт народу искусного правительства, порождает тиранию большинства, рождает апатию.

Для создания идеальной демократии необходимы: представительство, посреднические учреждения, воспитание гражданской добродетели (главная – любовь к Отечеству), политическое образование.

«Нет ничего такого, чего бы человеческая воля считала невозможным достигнуть посредством свободного действия соединённой силы отдельных личностей».

ХIХ – нач. ХХ в. Модель И.Шумпетера.

Демократия – система мероприятий, при которой индивиды добиваются власти в результате конкурентной борьбы за голоса народа.

Условия для конструирования демократии:

- наличие квалифицированных групп представителей;

- принятие понятных народу решений, чтобы народ мог высказывать своё отношение к ним;

- наличие хорошо организованной демократии, которая дорожит четью мундира и рекрутируется из среднего класса;

- наличие демократического самоконтроля у каждого участника политического процесса (готовность к самоограничению во имя консенсуса).

Эдитистские модели: реальные решения принимаются меньшинством, элита избирается на определённый срок, берёт на себя миссию народного представительства, существует в режиме чередования власти.

Плюралистические модели: гетерогенность общества, представительство максимального количества интересов, их сопоставление, выработка «средних» решений, одинаково удалённых от частных интересов, наличие множества «мелких» лидеров. Результат: постоянное равновесие, исключающие победу какой-либо одной группы.

Партисипаторные модели: максимальное участие граждан, прямая демократия на всех низших уровнях, делегирование полномочий на высший уровень. Народ имеет право решать всё, так как он – субъект, одарённый волей.

7.2. Нормативная модель демократии:

· Критерии:

- наличие представительства интересов;

- легитимный плюрализм;

- возможность активного политического участия;

- взаимная ответственность власти и граждан.

· Механизм осуществления демократии:

- законодательное закрепление прав человека;

- парламентаризм;

- принцип большинства;

- многопартийность;

- легальная оппозиция;

- разделение властей;

- контроль за действиями элиты.

· Условия реализации нормативной модели:

- наличие экономического рынка;

- наличие социального плюрализма в сочетании с гомогенностью общества;

- наличие среднего класса;

- наличие гражданского общества;

- гражданская политическая культура;

- наличие устойчивых ценностей и идентификации граждан с системой.

7.3. Избирательные системы и выборы:

· Избирательная система есть порядок организации и проведение выборов в представительные учреждения, закреплённый в юридических нормах, а также в сложившейся практике государственных и общественных организаций.

· Избирательная система подразделяется на структурные компоненты:

- избирательное право – теоретико-юридический компонент;

- избирательная процедура (или избирательный процесс) – практико-организационный компонент.

· Термин «избирательное право» может употребляться как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право).

Ø В основе классификации выборов лежат принципы избирательного права и несколько критериев: объект выборов (президентские, парламентские, в органы местного, обычно городского, самоуправления), сроки (очередные, внеочередные, дополнительные).

Ø Классификация выборов по принципу избирательного права.

- всеобщие – ограниченные (цензовые);

- равные – неравные;

- прямые – косвенные

- с тайным – с открытым голосованием.

Ø Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов.

· Избирательная компания (предвыборная компания) – это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).

· Избирательная процедура включает в себя:

- назначение выборов;

- создание избирательных органов;

- организацию избирательных округов, районов, участков;

- регистрацию кандидатов в депутаты;

- определённую финансовую поддержку выборов;

- охрану порядка в ходе проведения выборов;

- определение результатов голосования.

Ø Результаты голосования происходят на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.

· Мажоритарная система – избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

· Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства (50 % + 1 голос).

· Мажоритарную систему относительного большинства, т.е. больше чем у соперников.

· Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надёжное большинство в парламенте.

· Основные недостатки мажоритарной системы:

1) значительная часть избирательной страны (иногда 50 %) остаётся не представительной в органах власти;

2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем её соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

3) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.

· Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу подданных голосов.

· Пропорциональная система имеет две разновидности:

- пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются);

- пропорциональная избирательная система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).

· К достоинствам пропорциональной системы относятся:

1) более полное представительство политических сил в органе власти;

2) ситуация политического плюрализма;

· Основные недостатки пропорциональной системы:

1) слабая связь депутатов и избирателей;

2) сложности в формировании правительства;

3) независимость депутатов от своих партий.

· Избирательные системы в своём развитии прошли долгий путь, как следствие появления смешанной избирательной системы.

· Смешанная избирательная система – определённая часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая – пропорционально.

Наши рекомендации