Формы политического правления и государственного устройства
Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определённое устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие “форма государства”, которая включает форму политического правления, форму государственного территориального устройства и политический режим.
Форма правления – это способ организации высших органов власти, их структура, полномочия и принципы взаимоотношений.
В зависимости от того, как и кто осуществляет власть, как устроены и действуют органы государства, различают монархиии республики.
Монархия – форма правления, при которой власть передаётся по наследству и не зависит от воли избирателей. Монархии бывают абсолютными, конституционными и теократическими.
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Бруней и др.).
Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничивается конституцией. Наиболее распространённая форма конституционной монархии – парламентская (Великобритания, Швеция, Испания, Япония и др.), в которой монарх хоть и является главой государства, но в основном его полномочия сводятся к представительским, церемониальным функциям, тогда как законодательные функции переданы парламенту, который также формирует исполнительную власть (правительство), ответственную перед ним.
В теократических монархиях (Ватикан) политическую власть осуществляют представители церкви или же она находится под их контролем.
Сохранение монархии в современных условиях объясняется традициями, историческими, национальными особенностями стран, расстановкой политических и социальных сил и другими причинами.
Наиболее распространённая форма правления – республика, власть в которой является выборной, сменяемой и производной от воли избирателей или представительного органа. Республиканская форма правления имеет три разновидности: президентскую, парламентскую и смешанную.
Для президентской республики (США) характерно жёсткое разделение властей. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он не несёт ответственности перед парламентом, так как избирается всенародно (или коллегией выборщиков). Правительство назначается президентом и несёт перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Однако обладает правом отлагательного вето на законопроекты парламента.
В парламентских республиках (Германия, Италия) президент является главой государства, он избирается парламентом и его роль ограничивается представительскими и административными функциями. Исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Правительство несёт ответственность перед парламентом.
Президентско-парламентская республика (Франция, Португалия) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и перед парламентом. Эта форма соединяет сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.
С одной стороны, президент, который избирается всенародно, наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает правом вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и др. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение им резолюции порицания (вотума недоверия) и др.
Парламентско-президентскую форму республики (Польша, Украина) рассмотрим на примере Украины.
8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.
Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.
Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.
Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.
Под формой государственно-территориального устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных и местных органов власти.
Наиболее распространённым видом государственно-территориального устройства является унитарное государство. Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др. В зависимости от политического режима унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.
Федеративное государствопредставляет собой союзное государство, состоящее из нескольких самостоятельных территориальных образований (субъектов федераций), обладающих политической самостоятельностью (США, Германия, Канада, Индия, Россия).
Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, нескольких конституций, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, другая – общенациональные интересы.
Субъекты федерации обладают собственной компетенцией и имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Между центром и субъектами федерации существует чёткое разграничение полномочий, однако последние не обладают правом выхода из федеративного государства.
Федерации строятся по территориальному (США, Германия), национальному (бывшие СССР, Югославия), смешанному (Россия) принципам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Конфедерация – это редко встречающаяся форма организации политической общности. Она представляет собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в определённых целях (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и других проблем). Члены–участники конфедерации могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.
Автономия – это самоуправляющаяся территория государства, полномочия которой определяются конституцией или обычными законами страны. Автономия бывает государственная (Палестина), национально-территориальная (о. Гренландия, Дания; Аландские острова, Финляндия, и др.), местные (Автономная республика Крым, Украина).