Политическое лидерство, типы лидеров
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».
2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».
3. Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество).
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых Характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия - от лидера к членам группы.
В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства.
4. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы, решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.)
5. Лидер - это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.
В зависимости от степени формализованности функций, содержания и характера решаемых задач в механизме политического лидерства выделяют три блока элементов. Первый составляют государственный аппарат управления и система представительства с соответствующими регулятивами и определением функций между различными органами власти. Через механизм этой ступени политики разных уровней приходит к обладанию должностными полномочиями, т. е. создаются условия для формального обозначения фактического лидера. Здесь складывается своеобразный нормативно-операционный кодекс, содержащий стереотипы поведения, способы действий, «цеховую идеологию» политических функционеров, а также формализуется деятельность политика по управлению обществом в рамках существующих институтов. Содержание концепции или политической программы на данной ступени не играет заметной роли.
Второй блок составляющих механизма политического лидерства формируется на основе интересов того социального слоя, на который, в первую очередь, опирается тот или иной политик (лидер), и представляет собой систему неюридических регулятивов деятельности политики: устав партии, общественной организации, движения, различные предписания и т. д. Такая система складывается между лидером и его «адресатом» (социальным слоем, на который он ориентируется) в процессе реализации лидерской программы. В этом случае содержание программы прямо влияет на характер этих отношений. Помимо этого значимое воздействие на поведение политика в данном случае оказывают взгляды и предпочтения, мыслительные и поведенческие стереотипы данного социального слоя.
Третий блок механизма политического лидерства связан с отношением «ведомого» им социального слоя с обществом в целом, т. е. множеством остальных потенциальных субъектов политического действия. Характер таких связей непосредственно определяется содержанием лидерской программы, поскольку эта программа не только отражает политические интересы каждого слоя, но и оказывает обратное воздействие, формируя эти интересы. В свою очередь, общественное мнение, выражающее отношение граждан к лидерской концепции, к «ведомому» им слою, непосредственно влияет на тактические шаги политика.
Таким образом, политическое лидерство - это сложное общественное явление, представляющее собой взаимодействие таких важных сторон политической жизни, как специфический тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус и социальный институт. Интегрирующим началом всех этих аспектов политического лидерства являются политические общественные отношения.
Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:
1. между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;
2. оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;
3. политическое лидерство корпоративно, за решения ми, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;
4. политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.