Глава xl. политические идеологии

Важной проблемой политической науки является выяснение реальной, а не вымышленной роли идеологии в политике, жизнедеятельности государства и других политических институтов, формировании политического сознания граждан, складывании и поддержании баланса социально-политических интересов, общественного согласия, обеспечении национальной безопасности. Принципиальное значение, прежде всего применительно к условиям России, имеет осмысление современного отечественного идеологического процесса, характеристика основных разновидностей идеологии, прежде всего в политической форме их проявления, раскрытие необходимости, сущности, содержания российской государственной идеологии как фактора политики. [c.671]

Идеология и политика

У идеологии сложная судьба. С тех пор, как ее существование было установлено и отражено в соответствующем общем понятии, родоначальником которого считается Дестют де Траси (1754—1836), она не раз объявлялась искусственным, надуманным, вредным для общества духовным образованием, от которого человечество неизбежно якобы в конце концов избавится. В 50-х гг. нынешнего столетия Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж.Гэлбрейт, Р.Дарендорф, М.Крозье, Г.Мюрдаль и многие другие авторитетные ученые Запада провозгласили “конец века идеологии”. Ими была выдвинута теория деидеологизации (избавления, отказа от идеологии), развивавшая идеи позитивизма, прагматизма и технократизма. Эта теория, однако, вскоре была опровергнута всем ходом общественного развития и вытеснена теорией реидеологизации (лат. re — приставка, обозначающая восстановление).

Новая волна критики идеологии пришлась на конец 80-х — начало 90-х гг. Особую роль в ее подъеме сыграли глубочайший кризис догматизированной идеологии марксизма-ленинизма, распад мировой системы социализма, переход бывших социалистических стран к рыночной системе хозяйства и парламентской демократии. Ассоциируя начало демократических реформ с крахом коммунистической идеологии, противники идеологии [c.671] усматривали в этом доказательство “конца идеологии” и благотворности идеологизации, призывая мир скорее избавиться вообще от всякой идеологии. Это составляет, будто бы, и условие возрождения России, поскольку “большинство нашего народа способно реализовать себя, если не затуманивать ему голову различными идеологиями” (1). Доля истины здесь, конечно, есть, если иметь в виду утопические идеалы, оторванные от жизни идеи, устаревшие идейные ориентиры, исчерпавшие свой идейный потенциал разновидности идеологии, а не идеологию в целом.

Идеология представляет собой не некий искусственно созданный и чужеродный обществу духовный феномен, асоциальный по своей природе, а естественное по происхождению, сложное по содержанию общественное явление, часть духовной реальности. И как общественное явление, идеология развивается вместе с развитием общества, претерпевает качественные модификации. Она изменяется, как справедливо отмечает Р.Хебер, но не перестает существовать (2). Идеология имеет объективные социально-политические корни своего существования, поскольку непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью классов, наций, партий, государств. Она отвечает естественным мировоззренческим и коммуникативным потребностям людей, служит необходимым способом выражения и осознания групповых и общественных интересов, социально-политических идеалов и ценностей, является важным средством общественной организации (государственной и политической в особенности), а также управления поведением индивидов и различных социально-политических общностей. Не случайно, в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит в конечном счете, по выводу известного ученого П.Сорокина, идеологический кризис. Но и любое общественное возрождение начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новой системы ценностей (3).

Роль идеологии в общественной жизни крайне важна, хотя и противоречива. Некоторые разновидности её, отвечая узкогрупповым эгоистическим расчетам, антигуманным низменным запросам, насильственным методам и средствам действия определенных социально-политических групп, способны оказывать деструктивное воздействие [c.672] на общественное развитие. Это дает основание ряду исследователей дегуманизировать идеологию в целом, абсолютизируя негативные свойства и проявления отдельных ее видов.

Сложилась своего рода научная школа, трактующая идеологию в духе “ложного сознания”. Макс Шелер определял её как “систему предрассудков и заблуждений”. Карл Мангейм — как “коллективное бессознательное в мышлении определенных групп, скрывающее действительное состояние общества и от себя и от других”. Лидер партии российских христианских демократов Виктор Аксючиц — как “систему идей, которые выражают все низменное, что есть в человеке. Фиксируя ложные и порочные влечения воли, злые мысли, она складывается в иллюзорную реальность, подменяющую живое мертвым, истинное ложным” (4). Но как быть тогда с рациональными идеями, благотворными общественными идеалами, гуманистическими и демократическими ценностями? Во всем мире они признаются общественно полезными и необходимыми, несмотря на очевидную их идеологическую природу.

Долгое время суть идеологии сводили к классовому сознанию различных социально-политических общностей. В основе подобного подхода лежит представление об обусловленности общественных идей главным образом классовыми интересами и целями. С этой точки зрения идеологию оценивают представители тех партий, которые видят в политике и истории преимущественно классовую борьбу. Конечно, нельзя вообще исключать классовые критерии и аспекты идеологии. Они сохраняют еще определенное значение, поскольку продолжают существовать различные классы и классовые интересы. Однако, нельзя отождествлять все содержание идеологии с классовым сознанием. Точнее следует говорить о классовых элементах и аспектах той или иной идеологии, наряду с общечеловеческими, национальными (общегосударственными), этносоциальными, религиозными и другими. Тем более, что общенациональные и общечеловеческие приобрели сегодня гораздо более важное значение, чем классовые.

Широкое распространение приобрел взгляд на идеологию, сводящий ее сущность к “теоретическому сознанию”. Иначе говоря, она трактуется как “системный, [c.673] теоретический компонент общественного сознания”, который через теоретические концепции, идеи и взгляды выражает суть общественного строя и его идеалы (5). Конечно, теоретический характер определенных элементов идеологии — рационально и логически обоснованных, систематизированных идей, ценностей, целей, концепций — не вызывает сомнений. Они сближают ее с научно-теоретическим уровнем общественного сознания. Но идеология в целом только частично соотносится с ним. Идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, имеют и эмоционально-волевой аспект, реализуются также на обыденном, массово-психологическом уровне общественного сознания. И это чрезвычайно важная сторона функционирования и проявления идеологии. Если бы ее идеи выражались только средствами научно-теоретического характера, то они были бы мало доступны массам. Идеи, по-настоящему волнующие массы, должны вырастать, как писал С. Франк, “из их глубокого и живого нравственного опыта, их психологии” (6).

Не сводимость идеологии ни к теоретическому, ни к психологическому уровням общественного сознания, при весьма тесной близости к ним, дают основание для соотнесения ее с особым третьим, и по сути серединным, уровнем. Основой выделения трех уровней общественного сознания служит существование соответствующих способов отражения действительности.

Идеологический способ отражения, в отличие от логически-рационального, оперирующего понятиями и закономерными связями (теоретический уровень) и житейско-бытового, оперирующего истинами здравого смысла, накопленного опыта (эмоционально-психологический уровень), позволяет отражать действительность с точки зрения интересов и ценностей социальных групп, партий, общества в целом. При этом идеология является своего рода посредническим звеном между научным и обыденным взглядом на мир, совмещающим естественный ход вещей (логику истории, общественной практики) с активной ролью людей в истории, преследующих свои цели. При этом, в зависимости от характера и содержания отражаемых в идеологии интересов, идеологический уровень действует как связующий (объединяющий), либо разделяющий элементы и субъекты общественного сознания фактор.[c.674]

Основным недостатком имеющихся взглядов на сущность идеологии является их не целостный подход. Одни авторы характеризуют качество определенных состояний идеологии (“ложное”, “классовое” сознание). Другие — одну из форм выражения ее содержания (“теоретическое” сознание, разновидность “веры”). Целостный же подход требует выявления родовой сущности, присущей любым ее проявлениям. То есть, он призван раскрыть коренные ее свойства, характеризующие способ бытия и функциональное предназначение. С учетом указанных критериев сущность идеологии можно определить как групповое ориентационно-ценностное сознание, реализованное в системе теоретически и эмоционально-психологически обоснованных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определенных социальных общностей, политических организаций, наций-государств, цивилизационных сообществ и направляющих их деятельность на сохранение или преобразование различным образом существующего общественного устройства.

Понятие “ориентационно-ценностное сознание” применимо к любым разновидностям, формам, состояниям идеологии и схватывает главную, обобщающую их характеристику, независимо от того, идет ли речь о социализме, либерализме, фашизме, реалистической, либо утопической по своему содержанию, идеологии. Оно, кроме того, характеризует основное предназначение идеологии — в обобщенной форме выражать идейно-ценностные основы общественного устройства, давать обусловленные ими ориентиры социально-политического поведения и действия. Что представляет собой идеология с точки зрения своей структуры? При узком подходе структура идеологии раскрывается в двух основных плоскостях: элементно-сферном и элементно-инструментальном.

В первом случае эта структура предстает в многообразии “философских, социальных, политических, художественно-эстетических, этических, религиозных и иных идей, концепций, теорий” (1). Во втором – в совокупности используемых средств выражения ее содержания: идейных понятий, ценностей, образов, стереотипов, мифов, лозунгов, программ действия и др.

Структура идеологии в широком смысле слова, как общественного явления, помимо систем идей и их [c.675] компонентов, включает также идеологические отношения, идеологическую деятельность, идеологические учреждения и организации, идеологические процессы.

Идеология самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет важную роль в политической жизни общества. Эта взаимосвязь осуществляется прежде всего через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.

Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга, при определенных условиях, может принимать крайние формы, что негативно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии общества в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмерного идеологического влияния на политику (особенно государственную) иобщественные процессы – идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Политика таким образом превращается в служанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идеологических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей. Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР.

Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию — политизация идеологии. В этом случае идеология испытывет на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам и по конъюнктурным соображениям, подвергается идейной эрозии. Политизированные узкогрупповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравственными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие интересы и ценности.

Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной.

Роль идеологии в политической жизни сама по себе достаточно важна и значительна. Она, и прежде всего политическая составляющая ее содержания — политическая [c.676] идеология,– сказывается практически на всех элементах политической системы общества.

Идеология формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции.

Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей.

Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе “образа врага”, целей противоборства и конфронтации.

Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Вспомним: Великую Отечественную войну вело против фашизма идеологически консолидированное общество. И победило! А первую мировую войну против гораздо более слабой Германии вела идеологически расколотая Россия. И проиграла в ней! Сегодня эта истина вновь подтверждает свое значение в борьбе за укрепление суверенитета России. “Мы страшно зависимы в случае, если наше общество идеологически расколото и духовно обескровлено этим расколом... Но мы абсолютно независимы в случае идеологической консолидации страны” (7).

Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.

Таким образом, идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности является специфическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей, выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом.[c.677]

Наши рекомендации