Лекция 9. Геополитические приоритеты государств Центральной Азии
1. ЦА как сфера влияние великих держав
2. Геополитические приоритеты стран ЦА
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.
1. ЦА как сфера влияние великих держав
Центральная Азия (ЦА) является геостратегически и геоэкономически важным регионом, в котором пересекаются интересы таких мировых гигантов, как Россия, Китай, Запад (США и ЕС). Лидерам центрально-азиатских стран поневоле приходится лавировать, чтобы остаться при своих интересах - национальных, а зачастую и персональных, - пишет литовское издание Geopolitika. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан богаты нефтью и газом, поэтому являются желанными партнерами для Москвы и Пекина. ЕС строит планы диверсифицировать свой энергетический импорт. Америка заинтересована в том, чтобы ЕС получил доступ к центрально-азиатским энергоресурсам (а не покупал их у России), а также в том, чтобы как можно менее интенсивным был энергетический диалог Китая с государствами ЦА. То есть у США, в общем-то, на первом месте геополитический интерес. За годы независимости все страны Центральной Азии (за исключением Туркменистана) практиковали многовекторную внешнюю политику с разной степенью успешности, исходя из своих геополитических, экономических, внутренних и ресурсных особенностей.
2. Геополитические приоритеты стран ЦА
Предпосылками при определении приоритетов служили следующие причины:
· внутриконтинентальное и транзитное расположение стран (отдаленность от морских путей сообщения);
· диверсификация транспортно-коммуникационных путей для эффективной реализации энергетических потенциалов одних стран (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан);
· высокая степень зависимости от источников энергоресурсов других стран (Кыргызстан, Таджикистан) при свете нереализованного гидроэнергетического потенциала;
· сырьевая направленность национальных экономик или вообще слабый экономический и военный потенциал отдельных государств;
· необходимость крупных внешних инвестиций;
· сохраняющиеся потенциальные очаги терроризма, религиозного экстремизма и напряженности в регионе;
· разная степень демократизации и авторитарности во внутреннем развитии стран региона.
В рамках внутрирегионального взаимодействия можно проследить следующие моменты:
· o Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан привержены идее интеграции и тесного регионального сотрудничества в рамках евразийского пространства в целях безопасности и экономического развития.
· o Узбекистан отдает приоритет развитию двусторонних отношений, старается не распылять внешнеполитические ресурсы и не брать на себя каких либо обязательств.
· o Туркменистан также предпочитает действовать в одиночку в двустороннем формате. Это обусловлено конфигурацией внутриполитических процессов, которая создает впечатление самодостаточной страны.
Как показал опыт прошедших лет попытки объединить стран региона посредством политических механизмов (ОЦАС, ЕЭП, ЕврАзЭС, и.т.д.) терпят неудачу, поскольку государства ЦА к ней не готовы. На сегодняшний день только во внешней политике Казахстана и Кыргызстана можно заметить тенденцию к реальному региональному сотрудничеству.
Китай, США и ЕС как альтернативные партнеры в инвестиционной, гуманитарной, энергетической сферах и в области безопасности быстро заполнили образовавшийся вакуум после ослабления влияния России. Страны ЦА в определенной степени сумели воспользоваться этой возможностью для диверсификации внешнеполитических направлений. Но в этих условиях сохраняется многовекторность, которая не будет способствовать становлению стран региона как полноценных субъектов международных отношений.
Наиболее перспективным видится возможность превращения Казахстана в успешное в экономическом и политическом смысле государство, которое будет продвигать объединение стран региона вокруг нового интеграционного ядра. Для того, чтобы у стран ЦА сложилось благожелательное отношение к Казахстану в содержании внешнеполитического курса страны не должно быть акции, направленных на захват ресурсов соседей. Также сравнительно опережающий рост экономики и продвинутость в политической сфере не должно мешать равноправному сотрудничеству и согласованию взаимных интересов с соседними странами.
Лекция 10. Геополитическая стратегия Республики Казахстан.
1. Принцип «концентрических кругов» и Казахстан
2. Политика региональных союзов
3. Внешняя политика Казахстана в ЦА.
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.
1. Принцип «концентрических кругов» и Казахстан
В настоящий момент геополитический статус Казахстана достиг очень высокого значения. Это произошло вследствие того, что правительство государства осознаёт международную практику геополитики и знает, какой геополитический интерес является самым насущным для Казахстана. Это — экономика и, в частности, зарубежные инвестиции. В этой области, как оценивают международные эксперты и дипломаты, Казахстан достиг ведущей позиции по сравнению со всеми остальными республиками СНГ, включая Россию.
Обретя независимость, что само по себе явление отрадное, Казахстан сразу же оказался лицом к лицу со сложными внутриполитическими, экономическими, военными и международными проблемами, главной из которых была проблема построения равноправных отношений с двумя ядерными гигантами — Китаем и Россией так, чтобы одновременно обеспечить благоприятные условия для собственного экономического развития. Эти проблемы стали главными заботами дипломатов. Проводимая правительством нового Казахстана внешняя политика стала своего рода гарантией государственной безопасности и стимулом к развитию государственной экономики.
Отношения Казахстана с различными странами должны устанавливаться по степени важности в соответствии с принципом «концентрических кругов, расходящихся по воде — от центра к периферии.»3
- Первый круг предусматривает установление особых отношений с Россией.
- Второй круг предполагает поддержание дружественных связей с Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменией и Таджикистаном, что позволит Казахстану сохранять парите*г с другими государствами Центральной Азии, Россией и Китаем.
- Третий круг подразумевает налаживание связей с 10 государствами Азии, куда кроме 5 центральноазиатских республик входят Турция, Иран, Пакистан, Афганистан и Азербайджан. Кроме того, установление многосторонних связей с пятью республиками Центральной Азии позволит проложить торговые пути на юг Азии и в арабские страны юго-востока.
- Четвёртый круг означает установление устойчивых дружественных связей с Китаем, что обеспечивает выход Казахстана к морским портам Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Пятый круг включает доступ к передовой технологии и опыту Японии, США и стран Западной Европы.
2. Политика региональных союзов
После распада Советского Союза Президент Н. Назарбаев выступил с идеей образования союза четырёх евроазиатских государств: России, Белоруссии, Украины и Казахстана, и хотя его инициатива до сих пор не реализована, вплоть до сего времени политика создания «региональных союзов» продолжает превалировать во внешнеполитическом курсе республики. Провозгласив свою независимость, правительство Казахстана взяло на себя ответственность за безопасность всей республики, поэтому в целях сведения к минимуму военной угрозы извне оно наметило несколько путей, позволяющих провести в жизнь идею «региональных союзов».
Совещание по Безопасности и Мерам Доверия в Азии (СВМДА)
В октябре 1992 года в ходе 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Нурсултан Назарбаев выдвинул идею о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), согласно которой в различных государствах Азии предполагалось создать структуры, уполномоченные ограничивать и сокращать вооружения, крепить доверие и предотвращать конфликты; в перспективе намечалось сотрудничество в экономической, экологической и гуманитарной сферах. Основными требованиями для членства в организации являются:
- Гарантия странам-участницам целостности территории и суверенитета.
- Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга.
- Разрешение региональных проблем и споров путем мирных переговоров.
Многие азиатские страны по тем или иным соображениям поддерживают идею СВМДА. Для одних государств — это ещё одна возможность укрепить свои отношения с Казахстаном и усилить своё влияние в регионе (Турция, Иран, Пакистан); другие государства активно участвуют в этом процессе, чтобы не допустить конкурирующего влияния третьих сил (Россия, Китай); и, наконец, некоторые крупнейшие страны Азии рассчитывают использовать создавшуюся систему азиатской безопасности для укрепления своего влияния в глобальном масштабе (Япония, Индия).6
Первая конференция Совещания по безопасности и мерам доверия в Азии состоялась в марте 1993 года. В настоящее время членами этой организации являются 29 государств.
3. Внешняя политика Казахстана в ЦА.
В настоящее время Казахстан придерживается разновекторного внешнеполитического курса. Геополитическое положение Республики, экономические и военно-политические интересы определили место Казахстана в системе международных отношений как государства, заинтересованного в создании с сопредельными странами взаимоотношений добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности. Во время обретения суверенитета перед Казахстаном проявились геополитические перспективы будущего развития, которые можно определить следующим образом:
- создание конфедерации с Россией наряду с другими государствами;
- ориентация на иранское направление построения государственности (панисламистская);
- взятие за основу своего развития китайская модель;
- обретение суверенитета с одновременным статусом нейтрального государства; - европейское направление развития.
Если рассматривать по отдельности каждую модель, то можно выявить как слабые, так и сильные стороны, присущие каждому из появившихся путей.
Укрепление связей внутри государств-членов СНГ соответствует стратегическим и геополитическим интересам Казахстана как государства с большой площадью, малым количеством населения и значительными запасами полезных ископаемых. Но насколько действенными оказываются подобные межгосударственные объединения, и насколько реально они могут помочь обеспечить интересы республики в той или иной сфере? Можно ли с уверенностью утверждать, что интересы Казахстана соблюдаются в рамках многих межгосударственных документов, если проблема трансграничных рек, вопрос о вододелении (проблема с Шардарьинским водохранилищем) и другие проблемы межгосударственного характера длительное время не могут найти радикального решения, даже если конфликтующие страны связаны между собой не одним межгосударственным обязательством? Особо стоит отметить, что подобные проблемы, возникающие между странами региона, становятся большим препятствием в их экономическом развитии и соблюдении суверенитета как такового. Приверженность Казахстана к разновекторной политике и стремление поддерживать отношения с Россией, США, государствами Европейского Союза, Китаем, Индией, Японией, Турцией и Ираном является трудновыполнимой задачей. Это связано прежде всего с ростом региональных конфликтов, когда в зависимости от занятой позиции многие республики региона становятся либо сторонниками, либо противниками того или иного государства, той или иной межгосударственной инициативы, которой обязательно будут сопутствовать последствия либо связанные с оказанием помощи, либо с наложением определенного рода санкций.
Лекция 11. Центральная Азия и геополитические интересы России. История и современность
1. Россия и Центральная Азия: поиск геоэкономической стратегии
2. Шанхайская организация сотрудничества: конец однополярного мира
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.
1. Россия и Центральная Азия: поиск геоэкономической стратегии
Евразия представляет собой пространство формирующихся процессов, причем порой диаметрально противоположных. В этом смысле особенно показательна судьба Центральной Азии, своеобразный, если хотите, посредник между Востоком и Западом. Из событий недавнего прошлого очень важны два исторических момента для понимания того, что сейчас происходит здесь и может случиться в будущем.
Когда гигантская страна в одночасье превратилась в полтора десятка недоразвитых государств, в аутсайдерах мирового списка благополучия со всей очевидностью оказались и бывшие советские среднеазиатские республики. С другой стороны, за 15 самостоятельных лет эти новые страны стали мишенью для многих мировых держав, что вроде бы обещает заманчивые перспективы, но и таит в себе серьезные угрозы.
Россия, имея стратегические и иные интересы в этом регионе и неся историческую ответственность за все постсоветское пространство, не хочет, чтобы процесс СНГ, в который активно включены республики Центральной Азии, вышел из-под ее контроля. Но «груз СНГ» все же тяжеловат для Москвы. Зато поле для маневра у других ее партнеров по Содружеству, в том числе централькоазиатских, шире, правда, с разной амплитудой политических и экономических колебаний. Одновременно следует признать, что многое зависит и от других крупных игроков.
Стратегический экономический интерес и Востока, и Запада сфокусирован на энергоносителях Центральной Азии, причем никто и не скрывает этого. Вопрос в том, кто быстрее освоит этот «нефтегазовый резервуар». Центральная Азия как бы «растягивается» в разные стороны, чем принципиально отличается от других регионов бывшего СССР, например, стран Балтии. Исламский «угол» тянет азиатские республики в свою сторону. Стабильно силен «российский фактор». Нельзя отрицать укрепления партнерства с Западом и не обязательно на основе либеральных ценностей. Эти обстоятельства еще раз подчеркивают мозаичность геополитической картинки в Центральной Азии.
Пользуясь здесь широкой социальной поддержкой, Россия имеет большие преимущества по сравнению с другими игроками на центральноазиатском поле. Необходимо закрепить и преумножить эти преимущества. В этом заинтересованы и государства Центральной Азии.
2. Шанхайская организация сотрудничества: конец однополярного мира
В июне 2006 г. в Китае проходил юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Тот факт, что саммит проходит в Шанхае, накладывает свой отпечаток на формулировки — эти «шесть документов и девять решений» любому китаисту напомнят до боли знакомые «три главных и четыре решающих...», «пять указаний и восемь наставлений» и так далее. Документы, предложенные к подписанию, свидетельствуют о выходе ШОС на новый уровень, который характеризуется консолидацией внутренней структуры и наполнением ее реальными делами. По сути ШОС создает единую инфраструктуру Евразии, позволяющую минимизировать внешние экономические и политические риски. Например, риски, связанные с прохождением танкеров с китайской нефтью через Малаккский пролив. В рамках организации создаются независимые финансовые механизмы — банковский союз, взаимное кредитование и т.п. Американцы очевидно напуганы. Дело в том, что речь в сегодняшнем мире идет не столько о наличии ресурсов, сколько о контроле над средствами их доставки. И выясняется, что претензии Вашингтона на контроль в этом регионе ничем по существу не подкреплены. Система вполне может существовать и без США. Это вовсе не исключает наличия среди членов ШОС разногласий и противоречий. Противоречия действительно есть.
Таким образом, новые угрозы для России связаны со стремлением стран Запада создать «санитарный кордон» вокруг нее, поэтому ей необходимо искать новых союзников, распространять свое влияние на новые государства. В современных условиях наиболее реальной концепцией интеграции постсоветского пространства могла бы стать геоэкономическая модель. Россия сегодня объективно все еще является наиболее влиятельным геоэкономическим субъектом Евразии: в ее распоряжении находятся наиболее дефицитные ресурсы Евразии — нефть и газ. Однако она еще недостаточно использует экономические рычаги влияния в своей геополитической стратегии. Можно смело предположить, что вслед за геоэкономикой последует и геополитика.
Лекция 12. США и их геополитические интересы в Центральной Азии
1. США и стратегия глобального лидерства
2. Американские интересы в Восточной Азии.
3. Центрально Азиатский и Каспийский регионы
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия.
1. США и стратегия глобального лидерства
В современных условиях роль хозяина мира стремятся по-прежнему играть США, несмотря на то, что мир стремительно меняется. Будучи привержены силовой политике, США тяжело признают собственные ошибки. В гордом одиночестве супердержавы США перестраивают мировой порядок под себя. Однако, если нынешние тенденции сохранятся, мировой «трон» скоро может опустеть и, вероятнее всего, новый миропорядок станет многополярным. По прогнозам ряда экспертов, переход к многополярности завершится к 2010—2015 гг. Уже сейчас все отчетливее заметно, что США с каждым годом тяжелее справляться с функцией глобального лидерства, контроль и бдительность «мирового жандарма» постепенно ослабевают, а в мире появляется все больше «смельчаков», бросающих дерзкие вызовы Америке и желающих поживиться частью ее будущего наследства. В этой ситуации теперь едва ли не каждая страна мнит себя самостоятельным «геополитическим полюсом», этакой «Америкой» в своем регионе или (даже) в части света. Мир охватило все более усиливающееся напряжение и как бы борьба за перераспределение сфер влияния между полюсами не переросла из глобального противостояния в фазу «глобальной войны», а однополярный миропорядок не сменился бы многополярным беспорядком.
Пророческими кажутся слова президента США Джона Кеннеди, сказанные им после разрешения Карибского кризиса 1962 г. Обращаясь к американцам, он сказал: «Если вы думаете, что будущий мир — это Pax Americana, мир по-американски, то вы ошибаетесь. Или будет мир для всех, или его вообще не будет».
Бжезинский выявляет новые тенденции в глобальной геополитической ситуации, которая сложилась после событий 11 сентября 2001 г. Во-первых, она характеризуется нарастающим разрывом в военном потенциале не только между США и их геополитическими противниками, но и между их основными союзниками. Во-вторых, в ЕС заметно отставание темпов военно-политического развития от интеграции в экономической сфере. В-третьих, заметно стремление Японии превратиться в могущественную военную державу. В-четвертых, для того чтобы справиться с внутренними проблемами, Китай вынужден ограничивать свое активное участие в глобальной политике и проводить умеренную внешнюю политику. В-пятых, повсеместное распространение опасений, что склонная к единоличным решениям Америка способна стать источником угроз для всей планеты.
В этих условиях геополитическая стратегия США, направленная на поддержание глобальной гегемонии, предполагает поиски новых союзов и коалиций. Бжезинский отдает приоритет разработке трансатлантической и тихоокеанской стратегиям как наиболее эффективным.
Особое беспокойство в современной фазе геополитического развития вызывает у Бжезинского неуклонное нарастание антиамериканских настроений по всему миру. Он отмечает, что для американской гегемонии одинаково разрушительны паневропеизм и паназиатизм, которые собирают под свои знамена всех, кто видит в Америке общую угрозу. По его мнению, «Америка должна более тонко чувствовать риск того, что ее отождествление с несправедливой моделью глобализации может вызвать мировую реакцию».
2. Американские интересы в Восточной Азии.
В отношениях с КНР Соединенные Штаты ориентируются на обеспечении экономической взаимозависимости, которая позволила бы им контролировать процессы в этой области и при необходимости использовать рычаги давления.
В военно-политической области США, с одной стороны, стремятся вовлечь Китай в контролируемую американцами борьбу против «стран-изгоев». С другой стороны, объявив о программе противоракетной обороны, они дали понять Китаю, что военным путем тому решить проблему Тайваня не удастся. Это давление привело к тому, что китайские лидеры стали говорить о необходимости консультаций Пекина с. НАТО по вопросам международной безопасности.
Включение Китая в мировое хозяйство посредством иностранных инвестиций, как в полугосударственный, так и в частный сектор порождает уверенность американских политиков в том, что со временем этот фактор будет содействовать мощному и организованному давлению в пользу политической либерализации.
С другой стороны, они ожидают, что на китайское общество скорее повлияют такие важные процессы, как широкое распространение информации, соприкосновение молодежи с американскими ценностями в ходе студенческих обменов и реализации образовательных программ, а также рост предпринимательской прослойки, не обязанной своим благосостоянием государству.
Стремясь к экономической и политической открытости Китая, США в настоящее время не акцентируют внимание на защите прав человека в этой стране, так как предполагают, что это дало бы консерваторам в компартии усилить свои антирыночные позиции. Отсюда их поддержка китайских сторонников интеграции в мировое хозяйство.
Китай не признает ведущей роли США в АТР и потому считается их потенциальным стратегическим соперником, особенно когда речь заходит о Тайване и Южно-Китайском море.
Исходя из своей роли глобального лидера, США усматривают угрозу своей национальной безопасности и в фактах сотрудничества Китая с Ираном и Пакистаном в распространении ракетных технологий.
Политика США по отношению к «странам-изгоям» заключается в применении санкций, силового давления и военной силы. Противник Америки загоняется в тупик, мировое общественное мнение его осуждает, и тогда американцы разрешают возникшую ситуацию с изолированным противником либо политическими, либо военным средствами.
Кроме того, в администрации США видят угрозу своей национальной безопасности в том, что тот активно участвует в дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, стремится разрабатывать и распространять опасные военные технологии. Иран также обвиняется в поддержке террористических организаций, действующих против США и их западных союзников.
3. Центрально Азиатский и Каспийский регионы
После событий 11 сентября 2001 г. образовался очаг американских интересов в Афганистане, и США обратили пристальное внимание на центрально-азиатский и каспийский регионы. Их интерес ориентирован прежде всего на установление контроля над добычей и транспортировкой энергоносителей — нефти и газа. И хотя запасы нефти в этом регионе не сопоставимы с ее запасами в зоне Персидского залива, но постоянно существующая в последнем политическая нестабильность заставили американцев искать альтернативные источники топлива в странах, независящих от ОПЕК (международный нефтяной картель). Это должно позволить не только США, но и западноевропейским странам ослабить свою зависимость от ОПЕК и уменьшить издержки на приобретении топлива.
Но у США на постсоветском пространстве имеются и другие интересы, противоречащие российским: установление контроля над добычей нефти в Каспийском регионе и ее транспортировкой. Эта, казалось бы, чисто хозяйственная проблема имеет и четко выверенное геополитическое значение. 3. Бжезинский высказался по этому поводу весьма определенно: «Тот, кто будет доминировать в вопросе доступа к данному региону, скорее всего и окажется в выигрыше в геополитическом и экономическом плане».
Неудивительно поэтому, что Соединенные Штаты объявили регион зоной своих долгосрочных стратегических интересов и учредили должность посла по особым поручениям — советника президента и госсекретаря по каспийской энергетической дипломатии. Были сформулированы три основные цели политики в этом регионе:
— укрепление независимости и процветание новых государств региона;
— упрочение энергетической безопасности Америки за счет дополнительного притока углеводородов на мировые рынки;
— расширение деловых возможностей для компаний США и других государств.
За этими провозглашенными целями прослеживается геостратегическая заинтересованность в том, чтобы ни одно государство не могло единолично контролировать этот регион. Хотя президент США и заявляет, что Штаты не заинтересованы в вытеснении России из этого региона, речь идет, в первую очередь, именно об этом. В перспективе США предполагают продемонстрировать странам региона свой потенциал разрешения существующих там межгосударственных и этно-национальных конфликтов и тем самым привлечь к себе местные политические элиты. На этой основе возможным может стать создание регионального экономического и военно-политического союза в противовес России и вытеснение последней из Центрально-Азиатского региона и Закавказья.
В качестве первых шагов США заявили о необходимости диверсификации (создание альтернативных действующим трубопроводов) транспортировки среднеазиатских нефти и газа. Смысл подобных предложений — прокладка трубопроводов в обход России. Тем самым, по мысли американцев, будет преодолен монопольный контроль страны над потоками топлива на Запад.
Важная часть подобной политики — вовлечение закавказских государств в региональное сотрудничество и взаимодействие с международными институтами, а также постепенная интеграция в мировую экономику. Учитывая сырьевой характер стран этого региона, можно с уверенностью предположить, что определяющую экономическую и политическую роль здесь будут играть, безусловно, Соединенные Штаты.
На пути к достижению поставленных ими целей существуют препятствия не только в виде этнических конфликтов, сепаратизма и пограничные споров, авторитарных политических режимов, но и отсутствие в этих странах разумной экономической политики и принявшая огромные размеры коррупция в государственном аппарате.
Лекция 13. Центральная Азия и геополитическая стратегия Китая.
1. Геополитика современного Китая
2. Геоэкономическая стратегия Китая: через «малое благоденствие» к «зажиточности»
3. Препятствия на пути к мировому лидерству
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия. Внешний полумесяц. Внутреннее море. Внутренний полумесяц. Внутренняя ось. Враг. Второй мир. Географическая ось истории.
1. Геополитика современного Китая
После распада Советского Союза Китай стал наиболее вероятным кандидатом на роль противовеса США как сверхдержавы. В основе его потенциального будущего лидерства лежат два «бума», наблюдаемые на протяжении последних 30 лет: демографический и экономический. В настоящее время численность населения Китая, по официальным данным, составляет более 1,35 млрд. человек. Поднебесная оказалась лидером производства товаров 172 наименований. Прежде всего, это — товары первой необходимости, товары массового спроса, а также продукция металлургии и машиностроения. Например, в Китае сосредоточено 60% мирового производства тракторов. Китай сегодня превратился в «мастерскую мира». Поневоле возникает закономерный вопрос: если абсолютное большинство товарного производства сосредоточено в Китае, то чем в таком случае занимаются остальные государства мира?
Макроэкономическая динамика Китая впечатляет. Однако, если пересчитать ВВП Китая на душу населения, получится показатель, не дотягивающий до уровня экономического развития даже стран «Новой Европы». Безусловно, здесь как не кстати огромная численность населения Поднебесной. Но, с другой стороны, впечатляющий экономический рост является, прежде всего, результатом настойчивой работы «золотого миллиарда» китайцев. По мере того как Китай становится богаче и сильнее, все больше стран во всем мире начинают это признавать: Поднебесная заслуживает того, чтобы ее признали великой державой и выказывали ей причитающееся почтение.
2. Геоэкономическая стратегия Китая: через «малое благоденствие» к «зажиточности»
В 1979 г. Китай под руководством Дэн Сяопина начал рыночные реформы. За пару десятилетий страна преодолела разруху, в которую ее ввергли левацкие эксперименты Мао Цзэдуна и «культурная революция». Население забыло о том, что такое голод, китайские товары заполонили мировые рынки. Сегодня реформы продолжаются. К 2050 г. китайское руководство предполагает осуществить всестороннюю социалистическую модернизацию, значительно повысить статус КНР на международной арене. Ставится задача выйти на первое место в мире по совокупной государственной мощи, встать в ряд стран со средним уровнем объема ВНП на душу населения, создать зажиточную и счастливую жизнь для народа и превратить Китай в мощное государство с высоким уровнем материальной, правовой и духовной культуры.
Но уже сейчас по основным экономическим показателям— объему ВВП, внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, золотовалютных резервов — Китай превратился в силу, с которой вынуждены считаться все страны мира. Правда, политическое влияние Китая в настоящее время больше заметно на региональном уровне — в странах АТР, Юго-Восточной и Центральной Азии, а по своей военной мощи Китай уступает США и блоку НАТО. Но никто не сомневается, что КНР может выйти за рамки статуса регионального лидера.
Дальнейшее усиление Китая будет зависеть от динамики его экономического развития. Сейчас КНР занимает четвертое место по объему ВВП. Однако уже в 2030—2040 гг. при выполнении намеченных показателей среднегодовых темпов роста ВВП по объему ВВП Китай выйдет на первое место в мире. При удержании показателя общей численности населения страны на уровне 1,4 млрд человек объем ВВП превысит 3 тыс. долл. на душу населения.
Стремительный рост китайской экономики продолжается. Он выражается в сохранении не только высоких темпов прироста ВВП, но и объема внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, накопленных золотовалютных запасов. Этому способствуют две группы факторов — внутренних и внешних.
Таким образом, у Китая обнаруживаются значительные резервы экономического развития. Они кроются в повышении производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве и создании значительного количества рабочих мест в третьей сфере, прежде всего в сфере услуг, которая является наиболее трудоемкой. , которая будет играть все более заметную роль,.
Следует отметить, что Китай идет к лидерству не путем конкуренции и как следствие противостояния с другими геоигроками, а путем соревнования. Тем более, конкуренция как таковая противоречит пресловутому «восточному менталитету».
Отметим, Китай в реализации своей стратегии не стремится войти в нынешний «золотой миллиард». Китайский «миллиард» развивается параллельным путем, стремясь, насколько это позволяет глобализация, не выходить за рамки собственной «замкнутой системы». В конечном итоге, «китайский миллиард» стремится тоже стать «золотым». Независимо от того, будут ли вне Китая к тому времени существовать другие «золотые миллиарды».
3. Препятствия на пути к мировому лидерству
В любом случае на пути к мировому лидерству Китаю необходимо преодолеть ряд существенных дисбалансов.
(1) В региональном развитии существует дисбаланс, с одной стороны, между провинциями Тихоокеанского побережья, захлебывающимися от экономического «бума», с другой стороны — между экономически отсталыми провинциями китайского запада.
(2) В Китае актуальна проблема преодоления усугубляющегося разрыва в экономическом развитии города и села.
(3) Необходимо не только уравновесить уровень жизни представителей различных социальных групп Китая, но и подтянуть его хотя бы к среднеевропейскому показателю. Например, сейчас средняя зарплата китайца составляет чуть более 200 долл.
(4) Актуальна демографическая проблема Китая. Политика принудительного ограничения рождаемости, проводимая с середины 90-х годов XX в., выразившаяся в формуле «один ребенок на семью», привела к тому, что к 2015 г. около 85 млн молодых китайцев не смогут найти себе «пару» среди представительниц своей национальности.
Кроме того, для достижения мирового лидерства, Китаю необходимо прежде не только осуществить прорыв в росте социально-экономических стандартов, но и добиться безоговорочного лидерства в родном Азиатско-Тихоокеанском регионе, вытеснив на второстепенные роли США, Японию и Республику Корея.
Лекция № 27-28. Тема 14 Геополитические интересы государств Европейского сообщества в Центральной Азии.
1. Политика европейских держав в ЦА
2. Противоречия интересов мировых держав в ЦА
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. Геополитика. Академическая геополитика. Практическая геополитика. Политическая география. Новая геополитика.Биполярный мир. Блок. Государство-Нация. Граница. Евразийство. Жизненное пространство. Империя. Атлантизм. Аэрократия. Евразия. Внешний полумесяц. Внутреннее море. Внутренний полумесяц. Внутренняя ось. Враг. Второй мир. Географическая ось истории.
1. Политика европейских держав в ЦА
Трудно играть в игру, не зная ее правил. Но еще труднее играть в игру вообще без правил. К таковым подчас относится сфера международного общения. Несмотря на внешне ясные и пристойные формы взаимодействия, здесь нередки случаи безразличия по отношению к ним. Все зависит лишь от конкретных интересов, наивысшая среди которых - стремление к гегемонии.
Скоротечные процессы начала 1990-х вкорне трансформировали характер международных отношений. Исчез СССР. С ним канула в Лету биполярная система мироустройства. Впервые со времен Британской империи на пьедестал единоличного доминирования на планете взгромоздились США. Все остальные действующие лица расположились на вторых, третьих и далее позициях. Нарушение глобального баланса сил детонировало локальные конфликты, целый ворох проблем на межэтнической и межконфессиональной почве. Появились доселе неведомые вы