Исламский радикализм как фактор дестабилизации мировой политической ситуации

Специальность 23.00.02 –

политические институты, процессы и

технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва-2012

Работа выполнена

на кафедре истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Кудряшова Маргарита Стефановна
  Официальные оппоненты:   доктор философских наук, профессор
    Семедов Семед Абакаевич   кандидат политических наук Жосул Елена Викторовна  
Ведущая организация: Институт социологии РАН, Центр «Религия в современном мире»    

Защита состоится «21» марта 2012 г. в 15:00 на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корпус 4, ауд. 638.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», к. 812.

Автореферат разослан «14» февраля 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент

А.Л. Демчук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.Современный мир переживает один из наиболее противоречивых и сложных этапов своего развития. В политический процесс все активнее вторгается религия, которую определенные политические элиты используют в качестве идеологического прикрытия своих политических задач. Кроме того, намного чаще проявляется деструктивный потенциал различных религиозных организаций. Выход религиозного фактора и религиозного радикализма на авансцену политической жизни делает необходимым и актуальным их осмысление с политологической точки зрения.

В последние десятилетия в мировой политике все большее значение приобретает исламский радикализм с его идеологией и практикой, а также его крайними формами – экстремизмом и терроризмом. Исламский радикализм воздействует на политический процесс и серьезно дестабилизирует мировую политическую ситуацию. Этому способствует ряд причин как внутреннего, так и внешнего характера. Назовем лишь некоторые из них.

Известно, что в настоящее время в мусульманском мире стремительно нарастает социально-политическая нестабильность. Об этом явственно говорит так называемая «арабская весна», которая в настоящее время охватила многие мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока, и в которых все большее влияние имеют радикальные исламские организации, различные леворадикальные группировки и режимы, способствующие дестабилизации в этих странах. Все это составляет угрозу социально-политической стабильности как на региональном, так и на мировом уровнях.

Далее, необходимо отметить особую роль глобализации. С ней мусульмане связывают падение нравов, насаждение чуждых для Востока западных культурных моделей и стандартов поведения; снижение уровня религиозного воспитания и уважения к мусульманской культуре и её ценностям; изменения правовой системы, основанные на религиозных началах, а также экономический застой и коррупцию в высших эшелонах власти и государстве в целом.

Эти, а также социально-экономические, этнические, политические и др. причины привели к тому, что в мусульманском мире возникло такое явление как «исламизация политики» и «политизация ислама», которое в научных кругах часто называют политическим исламом, отождествляя это понятие с понятиями «исламизм» и «исламский радикализм». Смысл, вкладываемый в эти термины в том, что любое политическое действие со стороны сопредельных мусульманских движений и организаций опирается на догмы религии. Интерпретируя Коран и Сунну в русле сегодняшних социально-политических изменений в мире, исламские радикалы исходят из того, что вероучение содержит важные указания на то, каким должно быть устройство современного общества и какую для этого нужно проводить политику. Главной идеей их пропаганды является концепция исламского государства (Халифата) – справедливого общества, построенного на законах шариата.

Сказанное выше свидетельствует о том, что исследование идеологии исламского радикализма и его социально-политической доктрины, выявление степени их деструктивного влияния на мировую политическую ситуацию является также одной из важнейших задач политической науки.

Не менее актуален анализ содержания понятия «исламский радикализм» и его сопряженность с другими понятиями: «исламизм», «фундаментализм», «экстремизм», «терроризм» и др. В научной литературе пока нет единого определения этого понятия, поэтому необходимо уточнение его смысла и содержания в политологическом ракурсе.

Актуальность темы связана также с необходимостью анализа практической деятельности исламистских организаций, их методов, средств и возможностей дестабилизации современной социально-политической ситуации в мире.

В современных условиях особую значимость приобретают вопросы формирования адекватных действенных методов противодействия исламскому радикализму, выработки политических стратегий, формирования особой логики взаимоотношений с мусульманскими странами. Пока еще не выработана такая политика, которая была бы в состоянии эффективно реагировать на стремительные изменения в мусульманском мире.

Таким образом, исследование проблемы исламского радикализма как фактора дестабилизации современной политической ситуации в мире, причин его возникновения, идеологии и практики его различных организаций, представляется весьма актуальной научной задачей.

Степень научной разработанности проблемы.Проблеме исламского радикализма посвящены многочисленные труды в зарубежной и отечественной литературе. Следует отметить, что за рубежом этой теме уделяется достаточно серьезное внимание. На наш взгляд, это обусловлено тем, что ряд стран, такие как Великобритания, Франция, Германия, Соединенные Штаты Америки и ныне сохраняют неоколониалистские интересы в ряде мусульманских регионов. С началом исламского возрождения именно в этих странах стал возрастать интерес к исламскому радикализму, его деятельности, характеру, формам и направлениям.

В изучении проблем исламского радикализма можно выделить два этапа. Первый этап: конец 60-х – начало 80-х гг. XX в., когда национально-освободительные движения в ряде мусульманских стран, революции в Афганистане и Иране обусловили серьезный интерес к проблемам модернизации ислама, к фундаменталистским взглядам и концепциям, к политическому исламу, исламизму и экстремизму. В это время отдельные аспекты исламского радикализма рассматриваются в работах Ж. Кепеля, Д. Эйкельмана, Дж. Пискаторе, Н. Кедди, Б. Льюиса, Ф. Мамуна и др.[1]

Второй этап относится к рубежу XX-XXI вв., особенно после 11 сентября 2001 года. Исламский радикализм (исламизм) в основном стал исследоваться в контексте международного экстремизма и терроризма. Укажем, прежде всего, на работы Р. Декмаджана, Б. Ганора, В. Грегоряна, С. Исмаила, Р. Лабевьера, Б. Лоуренса[2].

Большой интерес в плане исследуемой проблемы представляют труды таких американских и европейских авторов, как З. Бжезинский, Р. Жаккар, Дж. Эспозито, Э. Лоран, К. Никки, Д. Пайпс, О. Руа, Дж. Калвет, М. Сейджман и др.[3] В своих трудах они рассматривают историю развития ислама и его отдельных течений, особенности ислама как религии, его тесную связь с политическими взглядами, определяют причины появления исламского фундаментализма и исламизма с точки зрения истории ислама, выявляют факторы религиозно-политических конфликтов. Но, в то же время, проблема исламского радикализма в политологическом плане разработана в их исследованиях достаточно слабо.

Идеологические и политические взгляды были изложены в трудах таких теоретиков-основателей идеологии исламского радикализма, как Х. аль-Банна, А. Маудуди, С. Кутба, Р. Хомейни, У. бен Ладена и А. аз-Завахири[4].

Отечественная школа исламоведения также богата обширной литературой, посвященной политизации исламского мира и «исламскому фактору» – как на мировом уровне, так и на уровне отдельных стран (Ирана, Ливана, Алжира, Пакистана, Саудовской Аравии и др.). Укажем на работы таких известных российских исследователей, как В. Белокреницкого, Т. Быстрова, И. Добаева, Г. Джемаля, А. Игнатенко, А. Малашенко, А. Медведько, Г. Мирского, Е. Примакова, Н. Нечитайло, В. Пластуна, С. Семедова, Ф. Раззакова, Н. Рахматулиной, С. Старостиной, М. Хасана, и др.[5] В трудах выше перечисленных ученых проделана значительная работа по исследованию современных фундаменталистских течений в исламе, их доктринальному аспекту, связи с традициями исламской социальной мысли. В монографиях Н. Жданова, М. Крысина, А. Эпштейна, В. Куделева, Р. Лоуренса[6] наибольшую актуальность приобрели вопросы, связанные с распространением идеологии исламского радикализма в современном мире. Авторы исследуют данную проблему на материалах той или иной исламской страны и недостаточно внимания уделяют отдельно взятым исламистским организациям.

В научных работах Е. Примакова, Р. Ланды, Г. Мирского, Н. Жданова[7] рассмотрены некоторые социально-экономические и политические причины появления исламского радикализма. Отдельные концепции джихада в исламе анализируются в работах В. Комара, М. Крысина[8].

Нужно отметить, что в трудах А. Малашенко, А. Игнатенко[9] особое внимание уделяется исламизму, который рассматривается через призму исламского фундаментализма. Большое внимание исследователи уделяют культурно-цивилизационным различиям между миром ислама и западным миром.

Проблема политического ислама детально разработана в научных монографиях и докторской диссертация С. Семедова[10].

Ряду вопросов исламского радикализма посвящены диссертационные исследования И. Добаева, М. Лабазанова, И. Яшина[11], в которых рассматриваются религиозные причины возникновения исламского радикализма. В диссертациях А. Егупова и М. Ражбадинова[12] рассматривается организационный аспект исламского радикализма.

Итак, в зарубежной и отечественной литературе затрагиваются различные позиции, связанные с осмыслением феномена исламского радикализма. Но практически нет комплексных исследований причин возникновения и распространения исламского радикализма, способствующих дестабилизации современной политической ситуации в мире. Пока еще недостаточно исследованы эволюция исламского радикализма, политико-идеологические проекты исламских радикальных организаций, малоизученными остаются средства и методы исламистских организаций и возможности их деструктивного влияния на социально-политическую жизнь современного общества.

Дискуссионными вопросами продолжают оставаться вопросы использования специального терминологического аппарата понятий «исламский радикализм», «исламизм», «политический ислам», и др.

Объектом исследованиявыступает исламский радикализм как феномен современной политики.

Предметом исследованияявляются тенденции развития исламского радикализма как фактора дестабилизации современной политической ситуации в мире.

Целью диссертационного исследования являетсярассмотрениеэволюции идеологии и практики современного исламского радикализма в контексте возможности дестабилизации современной социально-политической ситуации в мире. Данная цель конкретизируется в анализе деятельности определенных политических акторов, их методов, средств и идейно-политических взглядах.

Реализация поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. раскрыть предметное поле понятий, сопряженных с понятием «исламский радикализм», показать их эвристическую и гносеологическую значимость при анализе современной политической реальности;

2. проанализировать эволюцию идейно-политической доктрины исламского радикализма, ее влияние на распространение и специфику практической деятельности современных политических акторов;

3. рассмотреть совокупность предпосылок исламского радикализма и их современные проекции, которые позволяют интерпретировать его как угрозу мировому сообществу;

4. показать диверсификацию современных методов и средств, использующихся в идеологической и политической деятельности исламистских организаций, зависящую от их ориентации: умеренные или ультрарадикальные;

5. выявить ключевые особенности идеологии и практики ряда исламистских организаций: Аль-Каида, Аль-Джихад, ХАМАС, Хезболла, Аль-Гамаа аль-исламийя, позволяющих рассматривать их как политических акторов, способных дестабилизировать политическую ситуацию в мире;

6. разработать и предложить ряд мер, позволяющие оптимизировать существующую политику противодействия исламскому радикализму на современном этапе.

Хронологические рамки исследованиявключают в себя период с конца 80-х гг. XX в. по 2011 г. Определение начального рубежа связано с тем, что именно в это время происходит мобилизация оппозиционных движений, обретение исламским радикализмом влияния на региональном уровне в Западной и Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, на Северном Кавказе, а также активное распространение исламского фактора в странах Европы. Автор обращается и к более раннему периоду, чтобы понять исторические корни и идейно-политические предпосылки проблемы.

Теоретической базой исследованияпослужили труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Особое место среди них занимают теоретические работы, затрагивающие исторически обусловленные, социокультурные, политические, организационные аспекты проявления исламского радикализма в современном мире.

Методологическую основу диссертациисоставили общие методологические принципы научного анализа, целесообразность применения которых определяется характером объекта и предмета исследования. В работе использованы как общенаучные, так и специализированные методы познания – системный, исторический, компаративный, структурно-функциональный, а также методы эмпирического анализа – контент-анализ и дискурс-анализ, позволившие наиболее полно и объективно исследовать проблематику исламского радикализма.

Эмпирическая и источниковая база диссертационной работы состоит из следующих документов, выделенных по общности происхождения, содержания и назначения:

1. Документы, составляющие нормативно-правовую базу Российской Федерации, - Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральные законы – «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июня 2002 года, «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года, Решение Верховного Суда Российской Федерации о признании организаций террористическими от 14 февраля 2003 года и иные нормативно-правовые документы, затрагивающие деятельность радикальных организаций в современной России.

2. Международные нормативные документы, затрагивающие вопросы религиозных отношений и противодействия экстремистской и террористической деятельности: Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS №90) 1977 года, Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом 2002 года.

3. Нормативно-документальная база таких исламских организаций как Организация Исламского Сотрудничества (Организация Исламской Конференции), Всемирная исламская лига.

4. Для объяснения организационных аспектов исламского радикализма были использованы конституции, уставы, программные документы, фетвы наиболее известных террористических организаций, таких как «Аль-Каида», «Аль-Джихад», «ХАМАС», «Хезболла», «Аль-Гамаа аль-исламийя».

5. Материалы выступлений, труды и идеологические тексты основателей идеологии исламского радикализма и политических деятелей Х. Аль-Банны, А. Маудуди, С. Кутба, У. бен Ладена, А. Аль-Завахири и др.[13]

6. Материалы периодической печати, новостных интернет-ресурсов, позволяющие отслеживать текущие события по интересующей проблематике.

7. Лекции[14] и интервью, взятые автором у представителей религиозных организаций, политических деятелей, специалистов-религиоведов, позволяющие получить сведения по целому ряду вопросов, не нашедших отражения в других источниках.

Гипотеза исследования.Современный исламский радикализм представляется политико-идеологическим течением, порожденным противоречиями современности между глобально-вестернизационными стратегиями и поисками механизмов обеспечения культурной самобытности мусульман. Наложение религиозных и политических параметров в деятельности субъектов исламизма могут манифестироваться в крайних политических практиках, способных дестабилизировать мировую политическую систему.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что:

- раскрыто предметное поле понятия «исламский радикализм» за счет выявления общего и особенного в идеологии и практике радикальных политических субъектов исламистского толка;

- показана взаимозависимость комплекса историко-политических, экономических, социокультурных и др. факторов и идейного оформления радикально-исламистской доктрины, приводящая к современным параметрам политической деятельности и идеологии субъектов исламского радикализма;

- проведена демаркация умеренных и ультрарадикальных методов и средств распространения исламистской идеологии, вследствие чего очерчены грани исламистской доктрины, способные вызвать дестабилизацию современной политической ситуации в мире.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под исламским радикализмом понимается политическое течение, основанное на религиозно-идеологической доктрине и социально-политической практике, проявляющейся в деятельности различных радикальных исламистских организаций умеренного и ультрарадикального толка.

2. Современный подъем исламского радикализма – это не только форма социального протеста, но и попытка мусульманского общества преодолеть кризис идентичности. Обращение мусульман к своей традиционной культуре в поисках духовной опоры, стремление отстоять свою самобытность и свои многоплановые интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической и культурной жизни современного мира.

3. Доктрина исламизма не имеет четкого письменного закрепления, она представляет собой совокупность теоретического наследия социально-политических учений мусульманских мыслителей, чьими последователями стали члены большинства радикальных исламистских организаций. Исламизм стал вектором развития мусульманских обществ и стратегией создания ряда социально-политических и экономических институтов, выраженной в дискурсах религиозно-политических лидеров, в деятельности международных неправительственных организаций и имеет множество средств распространения.

4. Эволюция исламского радикализма получила свое выражение в появлении двух направлений – умеренном и ультрарадикальном. Критерием их различия является отношение к средствам и методам достижения политических целей, а, именно, распространения исламистской доктрины и дестабилизации мировой политической ситуации.

5. Такие террористические организации, как Аль-Каида, Хамас, Аль-джихад, Хезболла (Ливан), Аль-Гамаа аль исламийя (Египет) являются отражением сложной политической, экономической и социокультурной обстановки в мусульманских странах. Каждая из них имеет собственные политико-идеологические проекты, которые выстраиваются вокруг теоретического наследия мусульманских деятелей и основного идеологического концепта «джихад». Все действия организаций направлены на построение Халифата и, следовательно, на дестабилизацию политической ситуации в мире.

6. Необходима выработка эффективной политики противодействия исламскому радикализму, политических стратегий, формирование особой логики взаимоотношений с мусульманскими странами. В современных условиях пока еще не выработана такая политика, которая была бы в состоянии эффективно реагировать на стремительные изменения в мусульманском мире.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.Положения диссертационной работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблематики исламского радикализма, исламского фактора в политике, органами государственной власти при разработке эффективной политики противодействия исламскому радикализму. Материалы исследования могут использоваться для анализа и прогнозирования международных политических процессов, особенно в районах распространения ислама, в международной практике борьбы с исламскими радикальными организациями.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах и спецкурсах по политологии, международным отношениям и мировой политике, политической социологии, религиоведению.

Апробация результатов исследования.Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора, а также апробированы в научных дискуссиях и выступлениях на всероссийских и международных научно-практических конференциях.

Работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность избранной темы, охарактеризована степень научной разработанности проблемы, определены цели и задачи диссертации, авторская гипотеза, теоретическая и методологическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, обозначены источники исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы анализа исламского радикализма» рассматриваются концептуально-понятийные и теоретические основания исламского радикализма, эволюция исламского радикализма от его идейных истоков и до современной социально-политической доктрины. Кроме того, в главе анализируются предпосылки и причины возникновения исламского радикализма и их современные проекции.

В первом параграфе«Исламский радикализм: концептуально-понятийное поле и теоретические основания исследования» отмечается, что важной методологической проблемой является отсутствие единого определения содержания понятия «исламский радикализм», что приводит к различным его интерпретациям, и создает трудности для научного исследования. В диссертации уделяется большое внимание раскрытию сущности и содержанию понятий – «исламский фундаментализм», «салафизм», «ваххабизм», «исламский экстремизм», которые являются родственными с понятием «исламский радикализм», поскольку их объединяет главное - апелляция к единому мусульманскому учению, т.е. к Корану и Сунне и выдвижение на религиозной основе и в религиозных лозунгах претензий политического характера. Кроме того, «исламский радикализм» по объему гораздо шире и охватывает самые различные пласты в идеологии и практике исламских радикалов. Касаясь соотношения понятий «исламский радикализм», «исламизм» и «политический ислам» в диссертации отмечается, что они очень близки по содержанию, поскольку акцентируют внимание на особый вектор развития мусульманских государств на основе социально-политических доктрин и практической деятельности как общественных, так и радикальных исламистских организаций, оказывающих значительное влияние не только на политические и общественные процессы в мусульманских государствах, но и на политическую ситуацию в мире, и используются автором как синонимы.

Исходя из анализа вышеуказанных понятий, в диссертации предлагается следующее рабочее определение понятия «исламского радикализма»: это политическое течение, основанное на религиозно-идеологической доктрине и социально-политической практике, проявляющейся в деятельности различных радикальных исламистских организаций.

В диссертации подробно исследуется деятельность основных направлений исламского радикализма умеренного и ультрарадикального толка. Важнейшим критерием для их различия является отношение к средствам и методам, направленным на достижение политических целей, и, которые могут меняться в зависимости от складывающейся обстановки и идейно-политических установок различных радикальных организаций. На основе анализа их теоретической и практической деятельности, автор показывает, что к умеренному крылу относятся организации, группы, отдельные лидеры, режимы, отказавшиеся от экстремистских и террористических методов борьбы. Они существуют во многих исламских государствах в виде легально действующих политических партий, благотворительных организаций, учреждений, выдающих гранты на обучение и получение высшего образования, стипендии, организации по работе с незащищенными слоями населения и пр.

Для ультрарадикальных исламистских организаций характерны насильственные формы и методы политической борьбы: жестокость, приспособляемость к различным ситуациям, изобретательность в применении средств, методов и форм борьбы, а также международный характер.

В диссертации отмечается, что функцией умеренно радикальных и ультрарадикальных идеологий является оправдание практической деятельности исламских радикалов, экстремистов и террористов, а также социальная и политическая мобилизация своих сторонников для участия в джихаде (священной войне за веру). Как социально-политическая практика исламизм выступает инструментом определенных политических сил, средством и одновременно способом давления на политику.

Во втором параграфе «Эволюция исламского радикализма: от идейных истоков к современной доктрине» автор обращает внимание на то, что сегодня можно говорить о сложившейся социально-политической доктрине исламизма, которая прошла долгий путь своего идеологического становления. В эволюционном развитии идей исламского радикализма выделено три этапа: панисламизм, националистический исламизм, исламизм глобального характера. Но, в то же время, исламизм глобального характера как практическая деятельность существует на четырех уровнях – локальном, национальном, региональном, глобальном. На каждом уровне ставится одна и та же задача – установление исламского государства (исламского пространства, если создать государство невозможно) и формирование исламского общества; во-вторых, везде присутствуют одни и те же религиозно-идеологические конструкты. Идеи исламского радикализма впервые получили свое теоретическое обоснование в работах Х. Аль-Банны, А. Маудуди, С. Кутба. Эти мусульманские идеологи считаются основателями социально-политической доктрины исламизма. Главной целью в этой доктрине они объявили построение исламского государства, а «джихад» как единственный способ возвращения мусульманского общества к истинной вере и утверждения исламского порядка.

Идеология, основанная на концепте «джихада», стала наиболее актуальным мировоззрением всего исламского радикализма в глубочайший кризис идентичности и легитимности в мусульманском мире в последней четверти XX века. Идея вооруженного джихада по-прежнему активно проповедуется ультрарадикалами.

В диссертации обосновывается тезис, что современная социально-политическая доктрина исламизма выступает как идеологией национального развития на территории исламских государств, альтернативной западному глобализму, а также стратегией выживания исламского социума, которую исламисты реализуют с использованием всего арсенала умеренных и ультрарадикальных средств борьбы.

В третьем параграфе «Исламский радикализм: предпосылки возникновения и современные проекции» рассматривается целый комплекс внутренних и внешних предпосылок возникновения исламского радикализма как исторического и политического характера, так и экономические, социокультурные, религиозные, геополитические и др. Среди них автор выделяет само значение ислама как религии, сыгравшей определяющую роль в консолидации арабского мира. Также диссертант обращает внимание на неоднородность в исламе по многим религиозным вопросам, которая обусловлена различными трактовками Корана и Сунны, разными направлениями, течениями, мнениями религиозных деятелей. Исторические условия и разного рода преобразования, называемые модернизацией, привели к объективизации ислама – т.е. превращению религии в современную социально-политическую доктрину, которая стала активно использоваться в политической практике как наиболее простая и ясная для понимания мусульман. Практически все политические режимы в странах распространения ислама обращаются к религии для мобилизации народа на осуществление того или иного политического курса. Ищут опору в исламе и политические режимы, установившиеся в результате военных переворотов, и лидеры социальных революций, произошедших на Ближнем Востоке и в Северной Африке весной 2011 г. и продолжающихся сегодня. Кроме того, политика Саудовской Аравии, нерешенность Палестинского вопроса более полувека являются актуальными политическими факторами распространения и живучести исламского радикализма.

Одной из важных геополитических предпосылок возникновения и распространения исламского радикализма автор называет современную проекцию глобализационных процессов – вестернизацию, которая повлекла разрушение самобытной культуры и национальных традиций мусульманских обществ, религиозных основ и ценностей, экономические кризисы, экологические проблемы и многое другое.

Экономическими и социокультурными предпосылками являются бедность и безработица, неграмотность, распространение западного образования и западной культуры, незнание собственного арабского языка, недовольство как результат социального и политического притеснения и оскорбленная гордость за собственную религию и страну.

Указанные предпосылки оказали и оказывают существенное влияние на возникновение и распространение исламистской идеологии и на ее современную социально-политическую практику исламских радикалов.

Во второй главе «Исламский радикализм в современном мире: идеологические проекты и политическая деятельность»исследуются умеренные и ультрарадикальные методы и средства распространения исламского радикализма; анализируется деятельность международных террористических организаций, имеющих собственные политико-идеологические проекты, посредством которых дестабилизируются мусульманские государства, запугивается гражданское население всего мира, разжигаются локальные конфликты, в которые вовлекаются большое число людей, группировок и движений; предлагается ряд мер, позволяющих выработать более эффективную политику противодействия исламскому радикализму на современном этапе.

В первом параграфе «Идеология современного исламского радикализма: распространение, влияние и возможности дестабилизации мировой политической ситуации» показывается, что для утверждения собственного присутствия во всех странах мира и для реализации политических целей исламисты используют двухуровневую систему распространения своей идеологии. Первый уровень составили всевозможные общественные организации, легально действующие политические партии. Цели создания подобных организаций, фондов иногда носят исключительно позитивный характер – поддержание исламской солидарности и взаимоподдержки внутри сообщества верующих (уммы), а также стремление воздействовать на общественность с целью сохранения исламской идентичности и ценностей. В диссертации автор обосновывает тезис о том, что такого рода позитивные цели ведут к созданию огромной социальной базы, обладающей социальной мощью и высокими человеческими ресурсами и используются исламистами в политических целях, вызывая тем самым радикальные настроения.

Особую роль в распространении и влиянии идеологии исламского радикализма в мусульманских странах играет создание высшими руководителями этих стран политических, военных и пропагандистских организаций для укрепления своей политической и идеологической опоры.

Примером является известная Организация Исламской Солидарности (до 2011 г. Организация Исламской Конференции). Особенность OIC в том, что это закрытая организация: ее постоянными членами могут быть только страны, имеющие более 50% мусульманского населения, либо президента страны – мусульманина. Институт «джихада» получил организационную и финансовую поддержку со стороны OIC (Резолюция №5/3-Р (IS) «Декларация священного джихада», Резолюция №14/4 «Утверждение Фонда джихада»). Эти решения создали возможности через механизм Фонда финансировать исламские организации и движения разного профиля, а также мусульманские общины, культурные общества и т.д., в том числе и ультрарадикальной направленности.

Автор приходит к выводу, что существует определенная взаимосвязь между деятельностью OIС (либо другой организацией, о которой подробно идет речь в диссертационном исследовании – «Всемирная исламская лига») и появлением таких организаций, как ХАМАС, Аль-Гамаа аль-исламийя, Хезболла и ряда других организаций.

Диссертант показывает, что современные экономические проблемы в Европе, продолжающийся приток иммигрантов способствует радикализации настроений среди мусульман. Идеологи исламизма всячески поддерживают недовольство выходцев из мусульманских стран своим социально-экономическим положением, особенно недовольство исламской молодежи условиями своей жизни. Обращение исламской молодежи к религии носит все более политический характер, они с большей готовностью откликаются на общемусульманские проблемы и вызовы. Все это приводит к росту ультрарадикальных идей, социальному протесту и дестабилизации политической ситуации в различных странах.

В диссертации рассматривается метод «социальных революций», который был введен в социально-политическую практику исламизма зимой 2011 года. Разгорелся так называемый «социальный пожар» на Ближнем Востоке, где вслед за Тунисом и Египтом «пожар» всполохнул в Ливии, Алжире, Йемене, Бахрейне, т.е. по сути захватил Северную Африку и перекинулся на Азию.

Эти события в очередной раз говорят о том, что влияние идеологии исламистов на население мусульманских стран можно оценить как крайне серьезное. Ведь именно исламистами были подготовлены религиозные лозунги, именно они мотивируют простых мусульман после пятничной молитвы бежать на площади и митинговать, не жалея собственные жизни, именно в их документах и пропагандистских материалах содержится призыв о свержении существующих режимов в мусульманских странах. И все это может привести к смене истории и достижению основной цели исламистов – во всеобщем хаосе и разрухе создание истинно мусульманского государства Халифата, политико-юридической платформой которого станет Шариат.

Наши рекомендации