Вопрос № 2 Характеристика и диагностика конфликтов: функции, определение и классификация
Вопрос № 1
Методологические основы конфликтологии: в чем заключается сущность конфликта и каковы предмет и объект конфликтологии; каковы цели отечественной конфликтологиим и какие задачи она решает.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова «конфликтология» - «наука о конфликтах». Ученые-конфликтологи дают и более широкое определение. Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принипах и технологиях управления ими.
Предметконфликта – это объективно существующие или воображаемые противоречия, служащие причиной раздора между сторонами, которые они пытаются разрешить посредством противоборства. А под объектом конфликта понимают ту конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию и пользованию которой стремятся обе стороны конфликта.
Важнейшая цельконфликтологии – теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования конфликтов. Конфликтология как научная дисциплина решает следующие основные задачи: выявление сущности конфликтов, их причин, этапов, участников; определение методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предотвращения конфликтов; установление основных форм конфликтов, своеобразия каждой из них.
Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются предствители различных социальных и гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, психологи, юристы, экономисты и другие ученые изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.
Освоение положений конфликтологической теории, и прежде всего в ее юридическом аспекте, позволит направлять протекание юридических конфликтов по наиболее целесообразному (оптимальному) пути, что в большей мере уменьшит моральные, физические и материальные потери у каждой из сторон, участвующих в конфликте.
Основными целями отечественной конфликтологии являются: развитие методологии, теории, методов на основе системных эмпирических исследований реальных конфликтов всех видов; создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе; организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.
**Методологическую основу конфликтологии составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии – вопрос о природе конфликта, который тесно связан с социальной структурой общества.
***Методы конфликтологии многообразны. Их можно разделить на четыре группы: методы изучения и оценки личности (наблюдение, опрос, тестирование); методы изучения и оценки социально- психологических явлений в группах (наблюдение, опрос, социометрический метод); методы диагностики и анализа конфликта (наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности); методы управления конфликтами (структурные методы, метод картографии).
Вопрос № 2 Характеристика и диагностика конфликтов: функции, определение и классификация.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе конфликтов всегда лежит отсутствие согласия.
Функции конфликта бывают позитивные (конструктивные) и негативные (диструктивные)
Позитивные | Негативные |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте | увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию | чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных | после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
диагностика возможностей оппонентов | сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”). |
Классификацию конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).
Существуют четыре основных типа конфликта:
Внутриличностный – включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.
межличностный;
между личностью и группой;
Межгрупповой.
Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.
Антагонистические конфликты представляют способы разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное поражение противника в споре.
Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.
Социальные конфликты представляют собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов.
Особенностью организационныхконфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.
Эмоциональные или личностныеконфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими.
Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий
Открытыеконфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения.
При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.
Конфликт принадлежности– когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.