В социально-гуманитарном исследовании
Внешняя рефлексия в социально-гуманитарном познании – это прежде всего работа с фактически осуществляемым познанием и существующим знанием. Она выступает условием и средством анализа познавательной деятельности в социально-гуманитарных науках. Такое представление о внешней рефлексии оказывается сопряженным с образом специализированной концептуальной деятельности по изучению социально-гуманитарного познания с позиций определенного идеала научно-исследовательской деятельности, принятого в научном сообществе.
Отсюда следует, что если внутренняя рефлексия является индикатором научности социально-гуманитарного исследования, то внешняя рефлексия выступает показателем уровня развития социально-гуманитарных наук. Иными словами, развитие социально-гуманитарных наук до поры до времени может и не предполагать рефлексию над самой рефлексией. Потребность во внешней рефлексии особенно возрастает в период кризисного состояния социально-гуманитарных наук или в ситуации обостренной конкуренции между научно-исследовательскими в ней парадигмами.
Значение рефлексиив социально-гуманитарных науках обусловлено тем, что познавательная деятельность в них, как правило, складывается на основе культурно-исторически возникших и уже проверенных научных традиций, требований, навыков, приемов и методов научного исследования. Вместе с тем она постоянно сопряжена с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения социальной реальности, с разработкой более совершенных средств научного социально-гуманитарного познания, формированием новых идей даже в тех случаях, когда решение вопроса, казалось, уже было найдено. Поэтому рефлексия в социально-гуманитарном исследовании представляет собой деятельность методологического характера, и поэтому познавательная деятельность в социально-гуманитарных науках претерпевает постоянные изменения, благодаря прежде всего инновационной направленности методологических в ней исследований.
Когнитивная эффективность внешней и внутренней рефлексии в социально-гуманитарных науках зависит от уровня развития в ней методологического сознания. Методологическое сознание в социально-гуманитарных науках составляет та сфера интеллектуальной деятельности и ее результатов, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства научных знаний и его оптимальной организации. Методологическое сознание представляет собой идеальную конструкцию реальных исследовательских действий ученого и сформированную на ее основе систему представлений о когнитивной стратегии социально-гуманитарного познания, способах ее реализации и рациональных требованиях к конечному научному результату.
Методологическое сознание в социально-гуманитарных науках содержит множество рациональных связанных между собой разнородных компонентов, обеспечивающих его когнитивную эффективность в частных познавательных ситуациях. Можно выделить два генетических уровня методологического сознания. Первый – опытный уровень методологического сознания – составляет совокупность содержательных элементов, которые были выработаны преимущественно средствами научной интуиции в процессе «живой» практики научных социально-гуманитарных исследований и осмысления их результатов, которые закрепляются в формах непосредственного методологического опыта ученого. Их концептуальная связанность невысока и базируется преимущественно на операциональных понятиях. Второй уровень методологического сознания охватывает множество теоретически содержательных элементов, которые были выработаны в ходе освоения результатов специальной профессиональной деятельности, представленной методологическими исследованиями в социально-гуманитарных науках. В методологическом сознании они закрепляются в мыслительных структурах, апперцептивных формах, концептуальных построениях и теоретических моделях, обобщающих опыт социально-гуманитарного познания в целом.
Модусом методологического сознания является методологическое знание. Оно не является непосредственно знанием о предмете социально-гуманитарного исследования, но соотносится с этим предметом и воспроизводящим его социально-гуманитарным знанием через способы познавательной деятельности. Непосредственным предметом методологического знания являются практически выделенные и дискретно зафиксированные компоненты познавательной деятельности субъекта и логика ее развертывания. Методологическое знание носит дифференцированный характер, обусловленный основополагающими идеями, принципами и категориями, вокруг и с помощью которых оно систематизируется. В результате чего конструируются теоретические системы различного концептуального содержания, оказывающие существенное влияние на формирование стилей научного мышления в социально-гуманитарных науках.
В реальной исследовательской практике методологическое сознание ученого включает в себя элементы, сформировавшиеся на основе, во-первых, личного познавательного опыта исследователя; во-вторых, усвоенного им группового опыта, который был приобретен в результате познавательной деятельности научного сообщества, к которому принадлежит ученый, и нашел выражение в интеллектуальной профессиональной атмосфере, в которой он действует, в господствующем стиле мышления; в-третьих, накопленного социально-гуманитарного опыта познания, закрепленного в парадигмах научной деятельности, апробированных научной практикой и развернутых подчас в целые модели социально-гуманитарного исследования.
В процессе социально-гуманитарного познания методологическое сознание вовлекается в непосредственно исследовательскую деятельность, ориентируя и организуя ее. При этом методологическое сознание выполняет проектную функцию, предвосхищая предстоящие познавательные действия исследователя и развертывая систему когнитивных операций, направленных на взаимодействие с предметом исследования и результирующихся в научном социально-гуманитарном знании. Если методологическое знание представляет собой конструкт познавательной деятельности, то функция методологического сознания, включающего этот конструкт, состоит в создании и реализации своеобразной аксиологии исследовательского процесса, с помощью которой достигается необходимый самоконтроль познавательных действий, их самооценка с позиций соответствия этих действий принятым в определенном научном сообществе методологическим схемам и признанным стандартам научной деятельности, а также аутентичности познавательных средств, их целесообразности и оправданности.
Методологические знания являются результатом научного методологического исследования. Его проблематика и направленность во многом зависят от понимания природы методологической деятельности в социально-гуманитарных науках, т.е. тех принципиальных оснований, которые позволяют выделить ее в качестве специфического направления научного поиска. Эти основания, придающие целенаправленный характер методологической деятельности в социально-гуманитарных науках, находятся не в самой деятельности, а в сфере представлений о ее предмете. При этом надо отметить, что понимание природы методологической деятельности в социально-гуманитарных науках в значительной степени затруднено тем обстоятельством, что в научной литературе существуют различные толкования самого понятия «методология» и, соответственно, различные представления о том, что такое «методология социально-гуманитарных наук», «методология социально-гуманитарного исследования».