Политология в системе наук об обществе
Политология содержательно связана практически с любой из социальных наук. Из науки о государстве и праве политология использует все, что касается формальных организационных структур государственной власти, правовых аспектов политической организации и ее деятельности, ибо специфика политического движения, по словам К. Маркса, заключается в «стремлении превратить интерес социальной группы или класса в закон». Можно прямо сказать, что без данных юридической науки политологический анализ невозможен.
Из экономической науки политология берет материалы для выявления экономических основ развития политических процессов; показов связей между сферой экономики и организационно-управленческой сферой политики; выявления экономической обусловленности социальной политики государства и его организаций. Без знания особенностей экономических отношений в том или ином обществе невозможно понять особенности политических отношений в нем.
Из социологии политолог черпает данные о функционировании общества как целого, групп, входящих в его систему, о личностных, классовых, национальных, общечеловеческих интересах. Социология – наиболее политическая из всех наук об обществе, не случайно в системе социологии выделяются такие ее отрасли, как социология политики, социология государства, социология власти, социология политических отношений.
Тесно взаимосвязана политология и с психологией. Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог пользуется разрабатываемыми психологией категориями: «личность», «установка», «мотивация» и др. Особую роль здесь играет социальная психология, изучающая поведение малых социальных групп, механизм социального приобретения мотиваций, убеждений, установок, формы контактов между людьми и т. д.
Такие же тесные связи существуют у политологии с исторической наукой. Принцип историзма сейчас не отрицается практически никем. Знание истории той или иной страны, ее социальных и политических институтов, политической борьбы позволяет правильно понять специфику современных политических отношений.
Философия, политическая и экономическая география, теория организации также взаимоперекрещиваются своими проблемами с наукой о политике. Можно назвать и другие социальные науки - антропологию, демографию, этнографию, ровно как и естественные науки – биологию, экологию. Политология использует и данные формальных наук - логики, теории систем, статистики, кибернетики.
Такой широкий и разнообразный спектр современной политической науки подчинен одной цели – получению достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии. И здесь возникает вопрос: какова природа политологического знания, является ли оно объективной, независимой от человека и его сознания истиной или же имеет нормативный характер – т. е. Устанавливает разрешения и запреты, обосновывает политические идеалы, дает оценку политическому строю, институтам, нормам и событиям, определяет образцы должного поведения людей?
Традиционно, вплоть до конца 19 века в политической науке преобладал нормативный подход и нормативные знания. Главные усилия здесь были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающее максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию изначально присущих человеку естественных прав. И поэтому различные политические теории можно было оценивать не столько как истинные или ложные, сколько как хорошие или плохие, социально полезные или вредные, гуманные или негуманные, прогрессивные или реакционные.
Нормативные знания и сегодня составляют важную составную часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, ведет поиск наилучших, наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов и т. д. Нормативные теории и суждения, в конечном счете отражая те или иные социально-политические закономерности, все же не носят характера объективной истины. Их истинность, если здесь вообще применимо это понятие, конвенциальна, т. е. Зависит от признания людьми. Так, например, суждение «Демократия- наилучшая форма государства» не является объективной истиной, т. к. его нельзя проверить, верифицировать. Кроме того, для некоторых народов может быть наиболее приемлем иной тип государства, скажем, просвещенная монархия или теократическая республика. Конвенциальность нормативных политических истин, в частности, означает, что насильно навязанные народу даже в общем прогрессивные концепции и порядки не будут для него политической истиной, ибо в сфере нормативных знаний ее необходимым условием является свободный выбор человека, ее субъективное признание.
Если одна часть политологических знаний носит нормативный характер и не может рассматриваться как объективная, не конвенциальная истина, то их вторая, основополагающая часть адекватно отражает реальные политические процессы и явления и не зависит от сознания людей. Она включает дескриптивные (описательные) и каузальные знания. Дескрептивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Сюда входят статистические данные, результаты опросов, наблюдений и т. п. Каузальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. Эта часть знаний опирается на эмпирические данные и подлежит верификации, что означает возможность других исследователей, используя те же самые процедуры, получить тот же результат.
Специфика политологического знания предопределяет задачии функцииэтой науки в обществе.
Основными задачами политологии являются:
- выявление условий и принципов консолидации общественно-политических сил;
- разработка основных направлений, формы и методов демократизации политической системы;
- нахождение наиболее верных путей перехода к правовому государству и самоуправлению;
- определение наиболее оптимальных путей решения национально-этнических проблем;
- исследование теоретических и практических аспектов политической культуры граждан, определение путей и форм воспитания людей в духе социально-политической ответственности;
- выявление оптимального соотношения общечеловеческих и государственных интересов в международных отношениях.
Эти задачи политология решает, выполняя в жизни общества следующие функции:
- гносеологическая, теоретико-познавательная функция, благодаря которой раскрываются объективные тенденции социально-политического развития, трудности противоречия в жизни общества, дается оценка политическим ситуациям;
- методологическая функция, функция рационализации политической жизни. Эта наука выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов.
- аналитическая, аксиологическая, оценочная функция, позволяющая давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий и других элементов политической организации общества;
- регулятивная функция, которая помогает обеспечивать воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях;
- прогностическая функция,с ее помощью осуществляется предвидение политических процессов, своевременная корректировка политики;
- мировоззренческая функция, функция политической социализации, формирование гражданственности, демократической политической культуры населения. Эта функция позволяет правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов и определять свое место в политической жизни страны.
Как видим, политология занимает весьма важное место как в теоретическом осмыслении, так и в практическом функционировании общества.