Глава xliii. предмет и специфика прикладной политологии

Политология – наука о политике. Ее задача – изучение политики как в ее сущности, так и в ее проявлении. Таким образом она, естественно, разделяется на теоретическую и практическую (прикладную).

Политология становится сегодня одной из авторитетных обществоведческих дисциплин, а политолог – специалистом по технологии политики и власти, профессиональным советником народа и политиков. Политическая теория является практической в том смысле, что создается не для того, чтобы “просто понять” какой-либо социально-политический феномен, но понять так, чтобы изменить его при определенных условиях или поставить под контроль. Политическая наука своими средствами и методами позволяет проникнуть в тайны политики и раскрыть подлинную суть деятельности политических лидеров, элиты, партий, политического поведения масс.

Введение в научный оборот понятий “общая” и “прикладная” политология обусловлено рядом обстоятельств. Реальным фактором становится существование двух направлений исследований: первое – это политологи, занимающиеся теоретическими вопросами, второе – политологи, анализирующие конкретные политические события и выдающие рекомендации для принятия политических решений.

В чем же здесь проблема? Представители второго направления считают, что они и есть “истинные” [c.730] политологи, а “теоретики” не являются таковыми. Таким образом можно обнаружить стремление поделить политологию на две самостоятельные дисциплины. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Политология, изучающая политическую жизнь, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о политической деятельности, описанием, объяснением и пониманием процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политологического исследования. Мы получаем ответы на вопросы – “что познается?” и “как познается?” (здесь решаются гносеологические задачи; в совокупности они формируют общую, фундаментальную политологию).

В то же время политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы.

Поэтому общая и прикладная политологии различаются не по объекту или методу исследования, а по той цели, которую они перед собой ставят: решаются ли научные или практические задачи. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы “для чего?” и “как?”.

Она может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Прикладная политология всегда проблемно “ориентирована” или “ориентирована на клиента”.

Общая же политология является фундаментальной, базисной, чистой, “ориентированной на дисциплину” наукой.

В прикладной политологии главным является ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. В ней приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры. Конкретно прикладная (малая) политология рассматривает основных участников политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, региональные (территориальные) группы, религиозно-этнические и социально-экономические группы; роль [c.731] участников политических событий в принятии политических решений и их реализации. Рассматривается политическая обстановка, ее анализ и учет в политической практике; применение структурно-логической модели общества в анализе конкретной политической ситуации; уровень силы участников политических событий, их интересы, связанные с завоеванием и удержанием политической власти; расстановка общественно-политических сил и ее основные методики; новые информационные технологии в политике, моделирование политических процессов, компьютерные технологии в политике, политическое прогнозирование; выборы в органы политической власти и технология избирательной кампании; управление политическими событиями и политический риск (методы оценки), алгоритм принятия политического решения. Сюда же входит логическая игра “Стратегия “неуязвимости” (с позиции структурно-логической модели “восемь колес”), необходимость ее учета при стратегическом планировании и принятии решений. Учет “окон уязвимости” при выборе стратегии общественного развития с учетом состояния политической обстановки. Изучается практика применения таких методик, как политический мониторинг, контент-анализ и др.

Прикладная политология – предполагает 1) методологический уровень – теоретическая или концептуальная позиция исследования, лежащая в основе интерпретации политической проблемы и предмета, а также результатов исследования; 2) методический уровень, который выражается в теории измерения и основанных на ней методах сбора и обработки первичной политической информации; 3) процедурный(технологический) уровень как совокупность организаторских, технических и финансовых мероприятий, необходимых для осуществления всей технологии политологического анализа.

Прикладная политология занимается исследованием конкретных политических событий. Дело это очень серьезное и требует тщательной, глубоко продуманной подготовки. Ценность информации, полученной в результате политического анализа, прямо пропорциональна усилиям на его всестороннюю подготовку. Поэтому освоению методических приемов политологического анализа предшествует большая работа по овладению специфическими правилами, способными обеспечить надлежащий уровень [c.732] готовности политолога к проведению политологического исследования.

Подготовка политологического исследования – это сложный процесс, насыщенный разными видами деятельности, научными процедурами и операциями. Прежде всего необходимо позаботиться о надежной методологической основе исследования, составить его общую логику, разработать документы для сбора информации относительно политических событий, сформировать аналитическую группу из компетентных специалистов.

Важную роль играет также организационное и материально-техническое обеспечение политологического исследования.

Вообще политолог может приступить к собственно политологическому исследованию лишь в том случае, если он уверен, что вся подготовительная работа проведена на высоком уровне.

Главная цель политологического исследования – получение как можно более обширной и актуальной информации, отражающей те стороны политической жизни общества, которые чаще всего слабо видны невооруженным глазом, но которые требуется учитывать при подготовке и принятии политических решений и прогнозировании.

Надо ли затрачивать силы и средства на проведение политологического исследования только для выяснения, например, количества политических партий и движений, а также избирателей, принявших участие в последних выборах президента страны? Ответ на этот вопрос, как известно, содержится в статистических сведениях. А вот ответы на вопросы о том, как влияют социальные, этнические, идеологические, религиозные факторы на поведение политических партий и движений, электората и их предпочтения имеют огромную практическую значимость.

Анализ политических событий, как правило, обоснован практической целесообразностью.

Что же такое политологическое исследование? Ответ не может быть однозначным. Однако наиболее оптимальным следует считать такой. Политологическое исследование – это система процедурорганизационно-технического характера на основе методов политического анализа, имеющих целью получить научно обоснованные данныео политических событиях, явлениях, процессах, [c.733] носящие прогностический характер (для их использования в практике политического управления).

Как система процедур политологическое исследование включает в себя несколько этапов: подготовку исследования; сбор первичной информации о политическом событии (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи анализа документов, подлежащих в дальнейшем обработке и обобщению); подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на ЭВМ; анализ обработанной информации и формулирование выводов по итогам исследования; подготовку рекомендаций для принятия политических решений.

Можно говорить о трех видах политологических исследований, а именно: изыскательском, описательном и аналитическом.

Например, в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований какого-либо политического события может использоваться изыскательское исследование, основывающееся на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии (анкета, бланк-интервью, изучение документов и др.). В целях выявления отношения людей к актуальным политическим событиям или выявления степени эффективности только что проведенных политических мероприятий может использоваться экспресс-опрос.Если же требуется уточнить предмет или объект широкомасштабного исследования может быть проведен опрос специалистов(экспертов) по данной проблеме.

Что касается описательного исследования, то это сложный вид анализа. Оно всегда проводится по полной программе и на базе методически апробированного инструментария. В прикладной политологии оно может применяться тогда, когда объект анализа – масштабное политическое событие, отличающееся разнообразными характеристиками. Например, анализ только что состоявшихся выборов в Государственную Думу и их сравнение с предыдущими выборами, в которых участвовали все категории населения страны, требует как минимум изучения структуры электората и депутатского корпуса, их интересов, позиций, предпочтений и т.д. В данном случае выделение в структуре электората изучения относительно однородных групп позволит осуществить поочередную [c.734] оценку, сравнение и сопоставление интересующих политолога характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Самый углубленный вид анализа – аналитическое исследование, которое ставит своей целью не только описание структурных элементов того или иного явления, но и выявление причин, лежащих в его основе и обусловливающих характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. В связи с этим в прикладной политологии оно имеет особенно большую практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого политического события, явления, процесса, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

В каждом аналитическом исследовании изучается не один какой-либо фактор, а совокупность факторов, из которой впоследствии выделяют факторы – основные и неосновные, временные и устойчивые, контролируемые и неконтролируемые, управляемые и неуправляемые.

Разновидностью аналитического исследования является эксперимент, в ходе которого особое внимание уделяется изучению “поведения” тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают изучаемому объекту новые черты и свойства.

Таким образом мы рассмотрели виды политологического исследования, основным критерием различения которых была глубина и степень сложности эмпирического анализа. Однако наряду с основным, могут использоваться и другие критерии. Они связаны: а) с особенностями метода сбора информации; б) с формой и характером проведения исследования. В первом случае обычно выделяют три вида исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Опрос в свою очередь имеет две основные разновидности: анкетирование и интервьюирование. Он также может быть массовым и специализированным.

В зависимости от формы и характера политологического исследования можно выделить структурно-логическую модель общества (“Колеса Тихомирова”), контент-анализ, бихевиоризм, психоанализ З. Фрейда, политический мониторинг, политическую решетку, оценку расстановки политических сил и т.п.[c.735]

В связи изложенным выше возникает вопрос: “Имеется ли зависимость между политическими событиями, явлениями, процессами и видами политологического исследования, с помощью которого они могут быть изучены?” Сразу ответим, что жесткой зависимости здесь нет. Любое политическое событие может изучаться на уровне любого вида политологического исследования. Это зависит всецело от политолога и цели исследования.

Подробно проблемы политического анализа рассматриваются в следующих темах.

Таким образом прикладная (малая) политология имеет совершенно четко обозначенные границы своего исследования и является “фактологической” базой для общей.

В политической науке, как мы видим, выделяются два уровня, которые дополняют друг друга. С одной стороны, без сбора, классификации и анализа эмпирического материала политическая наука обречена на вырождение в голую схоластику, абстрактные логические схемы, мало что дающие политической практике. С другой, – без теоретического осмысления из груды отдельных событий и фактов невозможно собрать целостную картину, понять смысл конкретного события. Именно взаимодействие этих уровней во многом определяет полнокровное развитие политической науки.

Деление политического знания на общее теоретическое и прикладное достаточно условно, т.к. любое из них вносит свой вклад в решение как общенаучных, так и практических задач. Речь должна идти лишь о преимущественной ориентации того или иного знания, что и дает основание для его отнесения в сферу общей или прикладной политологии.

В связи с этим возникает вопрос. Может ли политический анализ быть нейтральным? Трансэмпирики настаивают на том, что общественные науки, в том числе политическая наука, не могут быть нейтральными, ибо их задача – помочь людям организовать свою жизнь на наиболее правильных принципах.

Теоретик, пытающийся развить объективно нейтральный подход к политике, не может быть индифферентен к системе ценностей. Но знание фактов, не заменяя моральных ценностей, является их предпосылкой.[c.736]

Можно выделить два противоположных подхода к объяснению связей между политическими идеями и учреждениями. Первый, по словам Р.Даля, является рационалистическим, второй – материалистическим. Рационалистическое объяснение отношений между политическими идеями и институтами отдает приоритет логическому исследованию политики. Материалистическое объяснение этих связей предполагает, что политические институты и идеи могут быть объяснены борьбой материальных интересов. Материальными интересами человека являются статус, доход и собственность. В каждый исторический период социальные и экономические институты общества стабильны. Эти институты определяют положение всех групп в обществе, и каждая группа рассматривает свое отношение к этим институтам в зависимости от тех условий существования, которые они ей обеспечивают. Ни правящие группы, ни управляемые не испытывают трудностей в нахождении интеллигентов, помогающих им создать соответствующую идеологию, которая бы обеспечивала реализацию классовых интересов. В связи с этим следует заметить, что история политической философии есть история идеологии, а история политологии есть история политической деятельности, политического поведения, участия (личности, лидера, элиты, классов, наций) в борьбе за власть, ее удержание на основе идеологии.[c.737]

Наши рекомендации