Политическое лидерство. Природа политического лидерства, основные функции
Политика является важнейшей структурой публичного управления, которая создается отдельными людьми для выполнения общественных целей. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица – политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.
Лидерство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях общественной организации. Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Лидерство также отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность. Лидерство не только ведущий признак всех организаций, но и конкретный институт реализации власти.
Одной из наиболее развитых форм лидерства является политическое лидерство. Политическое лидерство в развернутой форме раскрывает сущность реального механизма политического властвования. Его изучение позволяет углубить знания о политической власти.
Одной из самых важных для людей и общества в целом является роль политического лидера в экономическом развитии государства, которое обусловливает индивидуальное и общественное благополучие и стабильность.
Политическое лидерство представляет собой способ взаимодействия лидера и масс, постоянное приоритетное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.
Другими словами, политическое лидерство – это деятельность по руководству определенной общностью людей в сфере политики.
В политическом лидерстве политологи выделяют следующие особенности:
1) отсутствие в современных условиях прямого взаимодействия между лидером и обществом (посредниками между ними выступают партии, группы интересов, СМИ, специальные структуры – «связи с общественностью»);
2) многоролевой характер лидерства (лидер должен ориентироваться на различные социальные интересы и потребности, согласовывать их и оправдывать ожидания людей);
3) корпоративный характер лидерства (решения, принимаемые лидером, готовятся его ближайшим окружением, экспертами и т.п.);
4) институционализация лидерства (деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений).
В структуре политического лидерства выделяют следующие важнейшие компоненты, которые определяют его характер:
индивидуальные черты лидера (природные качества: сила характера, воля, решительность, интуиция, магнетизм личности и т.п.; профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, способность убеждать и противостоять чужому мнению, ораторское искусство, организаторские способности, компетентность в принятии решений, готовность к компромиссам, дипломатичность и т.п.; нравственные качества : благородство, честность, верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости);
• «инструменты власти», т.е. ресурсы, которыми располагает лидер при достижении поставленных целей (политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ и другие средства, обеспечивающие коммуникацию лидера с народными массами);
• ситуация, в которой действует политический лидер и которая оказывает на него влияние (стабильное или кризисное развитие общества выдвигает на первый план разные проблемы и разные политические решения).
В то же время необходимо отметить, что политическое лидерство – понятие многомерное и выделение данных элементов носит условный характер. Какова же природа и сущность политического лидерства?
Для того, чтобы глубже понять сущность и природу политического лидерства, важно обратиться к причинам его возникновения. Какие общественные потребности вызывали и обуславливали возникновение политического лидерства? Ответ на него содержится в книге известного американского политолога Р. Такера «Политическая культура и лидерство в Советской России от Ленина до Горбачева» (см. «США: экономика, политика, идеология», 1990 г., № 1,2,3). Он показывает, что политическое лидерство возникает объективно и связано, во-первых, с потребностью в объединении людей. Для решения любой политической задачи (в особенности групповой) всегда нужен человек, который сыграл бы роль магнита, помещенного в гору металлической стружки. Во-вторых, в основе лидерства, лежит потребность в оценке ситуации. От лидера всегда ждут компетентной, мудрой и своевременной оценки ситуации, которая, в силу его авторитета и влияния становится доминирующей. В-третьих, лидерство является ответом на потребность в выработке практических действий людей.
Именно лидер, в большей или меньшей степени, советуясь с другими, определяет от имени группы линию ее поведения. В-четвертых, в основе лидерства лежит потребность в совместных действиях. Иными словами, лидер мобилизует группу, определяет программу действий, и, добившись ее поддержки, ведет за собой.
Итак, политического лидера можно определить как ведущую личность, человека, который оценивает политическую ситуацию, вырабатывает линию совместных действий, объединяет и мобилизует людей на решение крупных общественных проблем.
В истории политической мысли проблеме политического лидерства уделялось большое и пристальное внимание. Одна часть мыслителей пыталась определить и выявить те черты человеческой натуры, которые необходимы политическому лидеру (Платон, Аристотель, Макиавелли). Другая часть мыслителей рассматривала политических лидеров как выразителей воли народа (Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо и др.). В ХIХ веке сформировался взгляд на лидера как на выразителя общественной потребности (В-Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс). На рубеже ХIХ-ХХ веков появились многочисленные теории, изображающие лидера как «героя», господствующего и повелевающего над «тупоумной толпой» (Ф. Ницше, Г. Лебон, З. Фрейд). ХХ век дал образцы и выдвинул на политическую арену весьма разнообразных, ярких, но жестких авторитарных и тоталитарных лидеров.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.
Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:
-аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;
-функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;
-функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.
В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:
-новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;
-коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера– служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;
-организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;
-координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти;
-интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия– лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом;
-функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы.
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.