Дайте характеристику основным формам обучения и видам учебных занятий в высших учебных заведениях
В научной литературе встречаются самые разнообразные классификации форм обучения. Наиболее распространенными формами в них обычно называют самостоятельную работу студента и обучение с помощью педагога (в зависимости от степени участия педагога); индивидуальные, групповые и коллективные формы (в зависимости от количества субъектов обучения и их взаимосвязи в процессе обучения); очную, очно- заочную, заочную, дистанционную формы обучения и экстернат (исходя из способов получения образования).
Очная: Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой.
Заочная: объем непосредственных контактов студентов и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль
Очно-заочная (вечерняя) форма — по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами.
Экстернат — полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля.
«дистанционное обучение» (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет.
В свою очередь, формы организации обучения предполагают разные виды учебных занятий. Из установленных в Санкт-Петербургском государственном университете видов учебных занятий в процессе преподавания политических наук могут быть использованы:
? лекция- систематическое, последовательное изложение учебного материала, любого вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки;
? семинар- особая форма практических занятий, которая заключается в самостоятельном изучении студентами отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим обсуждением и (или) оформлением материала в в сообщении, реферата, доклада;
? консультация - советы, объяснения преподавателя студентам любого вопроса;
? практическое занятие- одна из форм обучения, которая ориентирована
на закрепление изученного теоретического материала и формирование умений
применять теоретические знания в практических, прикладных целях.;
? контрольная работа;
? коллоквиум- форма учебно-теоретических занятий, представляющая
собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем;
? самостоятельная работа (в том числе самостоятельная работа по дисциплине с использованием методических материалов);
? самостоятельная работа под руководством преподавателя (в том числе курсовая работа, научно-исследовательская работа, прак- тика, подготовка выпускной квалификационной работы, в том числе выпускной квалификационной работы бакалавра, ди- пломной работы, магистерской диссертации);
? текущий контроль успеваемости;
? промежуточная аттестация;
? итоговая аттестация.
Охарактеризуете специфику задач, на решение которых направлены разные виды учебных занятий по социально-политической проблематике. Охарактеризуйте основные формы семинарского и практического занятия по политологии и методические аспекты подготовки к этим занятиям.
Лекции призваны играть организующую и направляющую роль при изучении конкретной дисциплины, формировать целостное видение учебного материала.
Диалоговые и дискуссионные формы занятий.
К числу современных форм образовательного процесса в Россий-ской Федерации относятся диалоговые и дискуссионные формы. Такие формы занимают особое место в преподавании политической науки, поскольку здесь невозможно однозначное объяснение политических процессов, отношений и явлений.
Семинарские и практические занятия - на них студент приобретает первичные навыки для решения конкретных задач и проблем, расширяет и детализирует знания, полученные на лекции в обобщенной форме, развивает свое научное мышление и речь. На практических занятиях у студентов фор-мируются общие и профессиональные качества: приобретается опыт профессионального творчества в сфере выбранной профессии, усваи-вается система норм и отношений в коллективе, вырабатывается опыт оценочно-эмоциональной деятельности.
Формы семинаров.
В практике семинарских занятий в вузах можно выделить ряд форм:
1. развернутая беседа;
2. обсуждение докладов и рефератов;
3. семинар-диспут;
4. семинар – пресс-конференция;
5. комментированное чтение;
6. упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа;
7. семинар-коллоквиум и другие.
1. Развернутая беседа предполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя).
2. Доклады готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров [2, с.261].
3. Семинар-диспут в группе или на потоке имеет ряд достоинств. Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается у них как глубоко личное.
4. Семинар — пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады.
5. Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философской литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.
6. Упражнения на самостоятельность мышления обычно входят в качестве одного из элементов в развернутую беседу или обсуждение докладов. Руководитель семинара выбирает несколько высказываний видных мыслителей, непосредственно относящихся к теме занятия, и в зависимости от ситуации, не называя авторов этих высказываний, предлагает студентам проанализировать последние. По желанию или по вызову преподавателя производится анализ отрывка.
7. Коллоквиумы-собеседования преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для студентов, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятся в часы семинарских занятий.
Из всех данных перечисленных форм наиболее используемыми являются:
Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.
Методические аспекты подготовки к семинарам.
Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Подготовка к семинарам включает целый комплекс мероприятий:
а) составление плана и уточнение его накануне занятий;
б) подготовка письменных методических указаний (рекомендаций)
студентам к каждому семинару;
в) подготовка преподавателем личного плана проведения семинарского занятия;
г) проведение консультаций.
Основным методическим документом для подготовки студентов к
семинару является план семинара.