Типология, функция и стиль полит. лидеров. Проблемы отбора полит. лидеров в современной России
С точки зрения взаимоотношений лидера и подчиненных выделяют демократическое и авторитарное лидерство. Демократическое – выражает в учете личных мнений и интересов всех членов группы или организации и их участие в управлении. Авторитарное – это единоличное направленное воздействие, основанное на угрозе, санкциях, применении силы. Классическая типология по М. Веберу Выделил 3 типа лидеров: 1) традиционные лидеры, чья власть, авторитет основаны на обычаях, традициях (вожди племен, монарх), 2) рационально легальные или рутинные лидеры (избранные демократическим путем) 3) харизматические лидеры – те кто по мнению масс наделен особыми способностями к управлению В основе: первого типа лежит тип привычка, в основе второго – разум, третьего – эмоции Типология М.Херманн. в основе которой 4 типа лидеров: 1) знаменосец или великий человек (имеет яркую программы родни с Вебером), 2) служитель (те, кто во главу угла ставит общие интересы населения (во время выборов этот имидж применяют все политики), 3) торговец (тот, кто успешно продвигает свой товар (программу)на рынке), 4) пожарный (тот, кто оперативно и быстро реагирует на актуал.проблемы современности) «-« пожарный не прогнозирует ситуацию а тушит последсвия. Функции: 1) вырабока и принятие оптимал.полит решений, 2) U масс, мобилизация ресурсов на осуществление этих решений, 3) соц. арбитраж и патронаж (регуляция вопросов (ни встает ни на одну строну), 4) легитимация полит строя – оправдание. Принцип.? д/я обеспечения дея-ти любой полит.системы явл. ? отбора и формирования состава лидеров. Отбор происходит в острой конкурентной борьбе представителей различных сил, стремящихся завоевать поддержку населения. Выделяют 2 класса способов отбера: универсальные, а также применяемые о отдельных странах в зависимости от хар-ка сложившихся в них полит.систем (н-р, национальные) Среди общих выделяют 2 метода: гилидийский и антрепренерский: 1. система гильдии (д/я недемократ.общ-ва): закрытость, т.е. отбор на вышестоящие посты происходит из низших слоев той же самой элиты; узкий круг, кот осущ-ют отбор, наличие большинства фильтров, т.е. формальные требования к кандидату на вышестоящую должность. Эта система ориентирована на вопроизводство уже существующего типа полит.рук-ва. 2. антропреперская система (д/я демократ.общ-ва): большая открытость; широкие возможности д/я всех слоев общ-ва войти в состав элиты, широкий круг тех, кто выбирает, небольшое число формальных требований; высокий конукрсный отбор и первостепенное значение приобретают личн и дел.кач-ва претендентов на руковод.долж-ть. Эта система ориентирован на молодых политиков, на различного рода инноваций. Вместе с тем она сопряжена с повышенным полит. риском и отличается склонностью к внешним эффектам (м/прийти к власти неподготовленный чел-к). по стилю лидерство бывает авторитарным, демократическим и невмешивающимся. Авторитарный лидер требует не только монопольной власти, но и лично определяет цели своей группы или общества, способы их достижения. Власть лидера держится на страхе наказания. Подчиненные такого лидера превращаются в пассивных и безропотных исполнителей его воли и команд. Невмешивающийся лидер избегает контактов и обсуждения проблем с членами своей группы, своей команды, передоверяет свои функции и полномочия заместителям, старается не вмешиваться в ход политического процесса, плывет, как говорится, по воле судьбы. А теперь рассмотрим, какие качества и способности необходимы современному политическому лидеру. 1) необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. 2) решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера. 3) важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. 4) важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). 5) качество - чувство политического времени. Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны. Наиболее характерная ошибка современных лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории не раз, это история продолжается и в современных условиях. И на макро- и на микроуровнях. Цель - благосостояние и свободное развитие народа, а средства - это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств. Но если в первые годы перестройки симпатии общества привлекали люди слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков - подлинным выразителям политических интересов народа.