Региональных групп влияния (процедурный аспект)
При проведении первых двух исследовательских операций ученые обычно опираются на методы «экспертных оценок» и «участия в принятии важнейших стратегических решений». В основе метода «экспертных оценок», или «репутационного анализ», лежит учет экспертных оценок, определяющих рейтинг влияния тех или иных политических акторов. Метод «участия в принятии важнейших стратегических решений» связан с сопоставлением формальных полномочий политических акторов, выявляемых в рамках позиционного подхода, с экспертными оценками, которые дает репутационный анализ. Это дает возможность выстраивания приближенной к реальности научной картины, позволяющей наиболее полно идентифицировать значимых политических акторов.
Для проведения третьей операции, направленной на выявление и оценку связей между политическими акторами, необходимо в первую очередь определить интересы и цели разных политических акторов в рамках тех или иных связей. При этом наиболее сложной задачей, как полагают специалисты, является отделение групп влияния друг от друга, нахождение границ между группами, которые не имеют явно антагонистического характера, а также решение вопроса о выделении самостоятельной группы или ее отнесения к разряду автономных субгрупп. Для разграничения групп влияния следует прежде всего выявить уровень их политической самодостаточности и автономии. Для оценки отношений между региональными группами влияния очень важен электоральный анализ, т.е. изучение региональных выборов, а также федеральных избирательных кампаний на территории региона.
Научное исследование региональных групп влияния предполагает также оценку их ресурсной базы, поскольку с ресурсами напрямую связаны коренные интересы этих групп, которые обычно рассматриваются в понятии контроля за ресурсами. Основными ресурсами региональных групп влияния являются политические, финансово-экономические и информационные. В конкретных политических ситуациях группы влияния стремятся или сохранить контроль над имеющимися ресурсами, или осуществить экспансию для их приращения. Одним из случаем такой экспансии является получение власти в регионе и, соответственно, обретение статуса доминирующей группы влияния.
К политическим ресурсам групп влияния относится их контроль над органами государственной и муниципальной власти, а также партийными организациями в регионе. Поэтому выделяют два вида политических ресурсов – административные и партийные. Административные ресурсы связаны с иерархически организованным контролем за политическими структурами, институтами и процессами в регионе. Административные ресурсы возникают в процессе использования чиновниками административных полномочий или статусного преимущества для достижения определенных политических или экономических целей, связанных с реализацией интересов определенных групп влияния в регионе.
Финансово-экономические ресурсы региональных групп влияния основаны на их контроле за отдельными секторами региональной экономики. Эти ресурсы используются в борьбе за политическое влияние в регионе, которое, в свою очередь, позволяет наращивать финансово-экономическую базу отдельных групп влияния, получать «политически добавленную» стоимость.
Под информационными ресурсами понимают контроль групп влияния за информационным полем, прежде всего средствами массовой информации в регионе. Наличие информационных ресурсов не только позволяет региональным группам влияния использовать их для достижении определенных целей, связанных с реализацией групповых интересов, но и свидетельствует о тяготении этих групп к публичному политическому влиянию.
Научное исследование региональных групп влияния предполагает их типологизацию. С учетом политического позиционирования групп влияния в регионе критериями такой типологизации могут выступать доступ к власти и статус группы с точки зрения ее принадлежности к тому или иному уровню региональной власти. В исследовательской практике на основе этих критериев обычно выделяют следующие региональные группы влияния:
1. Правящие группы регионального уровня, обладающие сильной ресурсной базой.
2. Оппозиционные группы регионального уровня, обладающие сильной ресурсной базой и открыто противопоставляющие свои интересы интересам правящих групп.
3. Латентно-оппозиционные группы регионального уровня с интересами, явно противоречащими интересам правящих групп, но не располагающие достаточными ресурсами для достижения своих групповых целей.
4. Амбивалентные группы регионального уровня, интересы которых по одним вопросам совпадают с интересами правящих, по другим – с интересами оппозиционных групп, и отличающиеся неустойчивым политическим позиционированием.
5. Нейтральные группы регионального уровня, контролирующие определенные ресурсы, обеспечивающие их политическое влияние в регионе, но не вмешивающиеся в борьбу за региональную власть.
6. Локальные группы территориального уровня, занимающие позиции правящих или оппозиционных групп в отдельных городах и районах.
7. Латентные группы регионального или территориального уровня со слабой артикуляцией групповых интересов, и не обладающие необходимыми ресурсами для политического влияния в регионе (см. схему 11).
Схема 11.
Когнитивная модель региональных групп влияния
При изучении региональных групп влияния необходимо учитывать динамику их политического позиционирования, которое меняется в ходе регионального политического процесса, особенно в связи должностными изменениями в органах региональной власти или итогами региональных выборов. Изучая политическое позиционирование региональных групп влияния, следует учитывать их отношения с как с территориальным социумом в целом, так и его отдельными социальными группами. Эти отношения следует оценивать с точки зрения электорального влияния и электоральной поддержки, обеспечивающей легальность и легитимность полтического влияния этих групп в регионе.
Таким образом, расстановка политических сил в регионе и, следовательно, характер региональной политической ситуации определяется соотношением региональных групп влияния. В тех случаях, когда в регионе доминирует одна группа влияния, выражающая наиболее значимые региональные интересы, контролирующая региональные органы власти и располагающая сильной ресурсной базой, можно говорить о моноцентризме региональной политической ситуации. Наличие в регионе множества групп влияния различного происхождения, располагающими достаточными ресурсами для оказания влияния на политическую ситуацию в регионе, свидетельствует о ее полицентризме.