Региональных групп влияния (процедурный аспект)

Региональных групп влияния (процедурный аспект) - student2.ru

При проведении первых двух исследовательских операций ученые обычно опираются на методы «экспертных оценок» и «участия в принятии важнейших стратегических решений». В основе метода «экспертных оценок», или «репутационного анализ», лежит учет экспертных оценок, определяющих рейтинг влияния тех или иных политических акторов. Метод «участия в принятии важнейших стратегических решений» связан с сопоставлением формальных полномочий политических акторов, выявляемых в рамках по­зиционного подхода, с экспертными оценками, которые дает репутационный ана­лиз. Это дает возможность выстраивания приближенной к реальности научной картины, позволя­ющей наиболее полно идентифицировать значимых политических акторов.

Для проведения третьей операции, направленной на выявление и оценку связей между политическими акторами, необходимо в первую очередь определить инте­ресы и цели разных политических акторов в рамках тех или иных связей. При этом наиболее сложной задачей, как полагают специалисты, является отделение групп влияния друг от друга, нахождение границ между группами, которые не имеют яв­но антагонистического характера, а также решение вопроса о выделении самостоятельной группы или ее отнесения к разряду автономных субгрупп. Для разграничения групп влияния следует прежде всего выявить уровень их политической са­модостаточности и автономии. Для оценки отношений между региональными группами влияния очень важен электоральный ана­лиз, т.е. изучение региональных выборов, а также федеральных избирательных кампаний на терри­тории региона.

Научное исследование региональных групп влияния предполагает также оценку их ресурсной базы, поскольку с ресурсами напрямую связаны коренные интересы этих групп, которые обычно рассматриваются в понятии контроля за ресурсами. Основными ресурсами региональных групп влияния являются политические, финансово-экономические и информационные. В конкретных политических ситуациях группы влияния стремятся или сохранить контроль над имеющимися ресурсами, или осуществить экспансию для их приращения. Одним из случаем такой экспансии является получение власти в регионе и, соответственно, обретение статуса доминирующей группы влияния.

К политическим ресурсам групп влияния относится их контроль над органами государственной и муниципальной власти, а также партий­ными организациями в регионе. Поэтому выделяют два вида политических ресурсов – административные и партийные. Административные ресурсы связаны с иерархически организован­ным контролем за политическими структурами, институтами и процессами в регионе. Административные ресурсы возникают в процессе использования чиновниками административных полномочий или ста­тусного преимущества для достижения определенных политических или экономических целей, связанных с реализацией интересов определенных групп влияния в регионе.

Финансово-экономические ресурсы региональных групп влияния основаны на их контроле за отдельными секторами региональной экономики. Эти ресурсы используются в борьбе за полити­ческое влияние в регионе, которое, в свою очередь, позволяет наращивать финансово-экономическую базу отдельных групп влияния, получать «политически добавленную» стоимость.

Под информационными ресурсами понимают контроль групп влияния за информаци­онным полем, прежде всего средствами массовой информации в регионе. Наличие информационных ресурсов не только позволяет региональным группам влияния использовать их для достижении определенных целей, связанных с реализацией групповых интересов, но и свидетельствует о тяготении этих групп к публичному политическому влиянию.

Научное исследование региональных групп влияния предполагает их типологизацию. С учетом политического позиционирования групп влияния в регионе критериями такой типологизации могут выступать доступ к вла­сти и статус группы с точки зрения ее принадлежности к тому или иному уровню региональной власти. В исследовательской практике на основе этих критериев обычно выделяют следующие региональные группы влияния:

1. Правящие группы регионального уровня, обладающие сильной ресурсной базой.

2. Оппозиционные группы регионального уровня, обладающие сильной ресурсной базой и открыто противопоставляющие свои инте­ресы интересам правящих групп.

3. Латентно-оппозиционные группы регионального уровня с инте­ресами, явно противоречащими интересам правящих групп, но не располагающие достаточными ресурсами для достижения своих групповых целей.

4. Амбивалентные группы регионального уровня, интересы которых по одним вопросам совпадают с интересами правящих, по другим – с интересами оппозиционных групп, и отличающиеся неустойчивым политическим позиционированием.

5. Нейтральные группы регионального уровня, контролирующие определенные ресурсы, обеспечивающие их политическое влияние в регионе, но не вмешивающиеся в борьбу за региональную власть.

6. Локальные группы территориального уровня, занимающие позиции правящих или оппозиционных групп в отдельных городах и районах.

7. Латентные группы регионального или территориального уровня со слабой артикуляцией групповых интересов, и не обладающие необходимыми ресурсами для политического влияния в регионе (см. схему 11).

Схема 11.

Когнитивная модель региональных групп влияния

Региональных групп влияния (процедурный аспект) - student2.ru

При изучении региональных групп влияния необходимо учитывать динамику их политического позиционирования, которое меняется в ходе регионального политического процесса, особенно в связи должностными изменениями в органах региональной власти или итогами регио­нальных выборов. Изучая политическое позиционирование региональных групп влияния, следует учи­тывать их отношения с как с территориальным социумом в целом, так и его отдельными социальными группами. Эти отношения следует оценивать с точки зрения электорального влияния и электоральной поддержки, обеспечивающей легальность и легитимность полтического влияния этих групп в регионе.

Таким образом, расстановка политических сил в регионе и, следовательно, характер региональной политической ситуации определяется соотношением региональных групп влияния. В тех случаях, когда в регионе доминирует одна группа влияния, выражающая наиболее значимые региональные интересы, контролирующая региональные органы власти и располагающая сильной ресурсной базой, можно говорить о моноцентризме региональной политической ситуации. Наличие в регионе множества групп влияния различного происхождения, располагающими достаточными ресурсами для оказания влияния на политическую ситуацию в регионе, свидетельствует о ее полицентризме.


Наши рекомендации