Социокультурный подход в изучении природы политической власти: основные парадигмы
Этот подход вполне оправдан, если исходить из понимания явлений социально-политической действительности в их культурно-историческом единстве, целостности и взаимосвязи. В методологическом плане социокультурный подход призван связать в единое целое ряд актуальных проблем, касающихся природы и сущности политической власти, ее материальных, психологических и духовных оснований, свойств, форм и образов, способов и принципов политического господства, влияния, управления и подчинения применительно к реалиям современного общества, рыночной экономики и новым правилам цивилизованного демократического государства.
Следуя логике этого подхода, можно выделить три наиболее важные парадигмы научного анализа феномена власти в современных демократических обществах.
Прежде всего это экономический анализ (парадигма)объективных (материальных) оснований политической власти. Любые изменения в средствах и способах управления, характер принимаемых политических решений, продолжительность функционирования тех или иных властных структур, изменения формы или типа власти находятся в определенной зависимости от состояния экономики. Экономический анализ показывает, что не только формы собственности, но и принципы производства, организации труда и управления, использование материальных ресурсов, отношения распределения и обмена как важнейшие составляющие экономической системы общества, а также уровень благосостояния народа, национальное богатство способны непосредственно определять характер и формы поведение самой власти, повышая или снижая ее дееспособность, рентабельность и эффективность, а вместе с ними и реальный авторитет (легитимность власти) в глазах общества.
Использование методов социопсихологического анализа (парадигмы)власти дает возможность выяснить соотношение мотивов властвования и подчинения, которые формируются в сфере психологии восприятия реальной действительности. В рамках данной парадигмы выделяется и особо подчеркивается значение «состояния массового сознания»: состояния умов, господствующих настроений и ожиданий, социально-психологических установок, массовой ориентации и конкретной направленности сознания и психики участников политического процесса и их определяющего воздействия на процессы выработки и реализации тех или иных политических решений.
Культурологический анализ (парадигма)важен в исследовании особенностей современной политической власти, сложившихся под влиянием той или иной системы социальных норм и ценностей, правовых и нравственных принципов, традиций конкретной исторической культуры, стереотипов восприятия общественного предназначения института власти. Все это позволяет говорить о доминировании гуманистических представлений о власти в современной политической теории.
Все обозначенные грани исследования феномена современной власти позволяют говорить о том, что она испытывает непосредственное влияние со стороны не только политических и правовых отношений, но и прежде всего производства, отношений собственности, культурных традиций, господствующей морали и верований, общественной идеологии и психологии.
Обобщив многочисленные исследования власти, можно сделать главный вывод. Власть была и остается многогранным, целостным, универсальным явлением человеческой жизни, продуктом (а не только «целью >>, «средством») человеческой деятельности. Как общественный институт власть не может не зависеть от общественных факторов и социокультурных императивов общества, его традиций, ценностей и норм, материальной, духовной, правовой, политической культуры общества, в которых она обретает свое прочное основание.
Основные понятия
Природа власти, натуралистический подход к власти, бихевиористский подход к власти, ролевой подход к власти, реляционистский подход к власти, коммуникативный подход к власти, социокультурный подход к власти, силовая модель власти, рыночная модель власти, игровая модель власти, социокультурная идентичность власти, социально-психологическая идентичность власти.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким направлениям шло развитие взглядов на природу и сущность власти?
2. В чем сущность натуралистического взгляда на природу власти?
3. В чем особенность «силовой модели власти»?
4. В каких теориях получила свое обоснование «рыночная модель власти»?
5. Каковы субъективные основания «игровой модели власти»?
6. Как влияют законы рынка на природу и сущность власти?
7. Как связано политическое бытие власти с социальным окружением?
8. Какова роль социокультурных детерминант в изменении природы политико-властных отношений в современном обществе?
9. Какие факторы определяют формирование новой системы власти в информационном обществе?
10. Раскройте содержание коммуникативных теорий власти.
Литература
Болдридж Л. Страсть и власть/ Пер. с англ. М., 1994.
Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
Луман Н. Власть / Пер. с нем. М., 2001.
Механизм власти: 10 лет политической аналитики. М., 2002. Общество и власть: пути партнерства. М., 2005. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. В 2-х т. / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1999.
3.3. Социокультурный подход в изучении природы политической власти...75
Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль. 1992. № 2.
Халипов В. Ф. Кратология (наука о власти). М., 2002.
Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.