Когнитивная модель региональных конфликтов
Особое значение в последнее время при изучении региональных, прежде всего этнополитических конфликтов стали придавать роли «архетипов» – неосознанных повседневных представлений, ценностей и установок той или иной этнической или социальной общности. При этом особое внимание уделяется поиску «архетипов-антагонистов», способных стимулировать альтернативные поведенческие реакции различных социальных групп.
В политической регионалистике конфликты рассматриваются как такие конкурентные взаимодействия сторон, которые обладают разной степенью своего внешнего проявления. В связи с этим выделяют латентную фазу протекания регионального конфликта, при котором противоречия между теми или иными субъектами не выражаются в их активных политических действиях, формах открытого противостояния, и открытую – выражающуюся в разнообразных политических акциях, направленных на доминирование над соперником.
Для характеристики развития конфликта в открытой форме в современной политической науке используются такие понятия, как «расширение» («сужение») конфликта (применительно к динамике отношений сторон и трансформации предмета спора) и «эскалация» конфликта (отражающее степень его интенсивности).
При перерастании региональных конфликтов в состояние, сопровождающееся крайним ухудшением отношений соперничающих сторон, усилением непредсказуемости развития политической ситуации и утратой ее управляемости, конфликты входят в стадию кризиса. Кризисы провоцируют новые источники противоречий и конфликтов и зачастую сопровождаются вооруженными столкновениям. Такие региональные конфликты способны стать источником более масштабных и даже глобальных потрясений, поскольку множество региональных конфликтов в критической ситуации способны слиться в единую массу и привести к резкой дестабилизации всей политической системы в стране. Этим определятся значение конфликтологического подхода к изучению региональных политических процессов.
При изучении региональных политических процессов особое внимание уделяются рассмотрению их внешних и внутренних факторов. К внешним фактором исследователи относят социально-экономические, политические и социокультурные условия, в которых протекают региональные политические процессы. К внутренним факторам, определяющим структуру политических процессов, относятся политические акторы (субъекты политических действий и взаимодействий), распределение властных ресурсов, средства и методы политических действий. Основными субъектами политических действий и взаимодействий в регионе выступают органы местной государственной и муниципальной власти, социальные, в том числе и этнические группы, региональные группы интересов и элитарные группировки, политические партии и политические лидеры, общественные организации и рядовые граждане, принимающие участие в региональном политическом управлении или влияющие на него.
Общий ход региональных политических процессов складывается из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных политических акторов. Результаты региональных политических процессов определяются потенциалом политических акторов, характером их политических действий, способами взаимодействия между ними. Потенциалом политических акторов зависит от степени их мобилизованности и организованности, специфики и объема используемых ресурсов. Характером политических действий определяется средствами, формами и методами политической активности. Способы взаимодействий между политическими акторами определяются типами отношений между ними, такими как конфронтация, нейтралитет, компромисс, консенсус и союз.
Конфронтация предполагает открытое противоборство политических акторов. Нейтралитет означает временный их выход из поля активных политических интеракций. Компромисс основан на взаимных уступках политических акторов, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между ними в регионе. Консенсус – это согласие политических акторов по ключевым вопросам регионального политического процесса при определенном совпадении их интересов и ценностей. Союз представляет собой дружественные формы политического взаимодействия на основе общности политических интересов и ценностей.