Задания к разделу «познание»
1. Что является главной целью познавательной деятельности человека?
1) получение информации об окружающем мире
2) производство практически полезного продукта
3) интересное проведение свободного времени
4) общение с другими людьми
2. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает три дру
гих?
1) рациональное познание
2) формы познания
3) чувственное познание
4) умозаключение
3. К чувственному познанию относится
1) понятие
2) суждение
3) представление
4) умозаключение
4.К рациональному познанию относится
1) восприятие
2) ощущение
3) понятие
4) представление
5. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Представление фиксирует в памяти человека целостный чувственный образ познаваемого объекта.
Б. Понятие фиксирует в форме мысли существенные признаки познаваемого объекта.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Установите соответствие между признаками и видами человеческих
знаний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ
ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
A) является результатом обобщения 1) научное
жизненного опыта человека 2) обыденно-практическое
Б) обоснованность, доказательность 3) мифологическое
всех выводов
B) яркое образное повествование
Г) выходит за рамки повседневного
опыта и интересов человека Д) представление упрощенной,
искаженной картины реальности
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А Б В Г Д
8. Утверждение «Итальянские макароны следует подавать на стол слегка
недоваренными» является результатом
1) научного познания
2) интуитивной догадки
3) художественного вымысла
4) обобщения жизненного опыта
9. Утверждение «Люди, родившиеся под знаком Льва, обладают сильной
волей. Они независимы в своих решениях и считают необходимым влиять на поведение других людей, поскольку уверены в собственной правоте» — пример
1) научного знания
2) обобщения жизненного опыта
3) паранаучного знания
4) художественного вымысла
10. Найдите в приведенном списке признаки научного познания и запиши
те цифры, под которыми они указаны.
1) наличие понятийно-терминологического аппарата
2) результат обобщения повседневного опыта людей
3) использование средств художественной выразительности
4) аргументированность и доказательность всех суждений
5) применение специального оборудования и методов
6) эмоциональная наполненность знания
Ответ:__________________________
12. Ниже приведены методы научного познания. Все они, за исключением
одного, относятся к теоретическому уровню.
Анализ, синтез, абстрагирование, наблюдение, выдвижение гипотезы.
Найдите и укажите метод, «выпадающий» из этого ряда.
Ответ:___________________________
13. Истина — это знание,
1) окончательно установленное
2) соответствующее объекту познания
3) экспериментально подтвержденное
4) научно обоснованное
14. Относительной истиной ученые называют знание,
1) верное при определенных условиях
2) доступное лишь специалистам
3) не проверенное экспериментально
4) полученное ненаучными способами
15. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина может быть получена только в результате научного познания. Б. Ученые используют различные критерии истинности знания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика является универсальным критерием истины.
Б. Существуют истины, которые не могут быть проверены практикой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Прочтите приведенный ниже текст, каждое предложение которого про
нумеровано.
(1) Обычно под истиной в современной науке понимают соответствие наших знаний окружающему миру. (2) Но очень многие философы такое понимание истины отрицали, считали его поверхностным. (3) Думается, что истина - это результат индивидуального прорыва к миру, сугубо личностное его понимание. (4) Очевидно, что если я что-то понял, то не могу передать свое понимание другому - он сам, по-своему должен все понять.
Определите, какие предложения текста носят:
А) фактический характер;
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером предложения букву, обозначающую его характер.
1 2 3 4
18. Установите соответствие между объектами изучения и социальными науками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ Социальные науки
A) властные отношения в обществе 1) социология
Б) особенности мировосприятия 2) экономика
и поведения отдельных групп общества 3) политология
B) структура общества и ее изменения 4) правоведение
Г) хозяйственная жизнь общества 5) социальная
д) система законодательства, принципы психология
ее формирования и изменения
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А Б В Г Д
19. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
И в природе и в обществе явления и процессы протекают более или
менее_______________ (1). Однако у социальных процессов есть черты,
которые отличают их от законов природы.
Социальные законы описывают и объясняют деятельность людей
как существ, обладающих (2). В одной и той же ситуа
ции разные люди могут совершать различные поступки в зависимости
от своих_______________ (3), своего понимания ситуации.
Социальные законы________________ (4). Общества изменяются, а
вместе с ними изменяются законы.
Социальные законы в силу сложности и многообразия
_______________ (5) выступают скорее как закономерности, тенденции.
Они не могут быть такими же точными, как, например, законы физики.
Социальные законы не дают возможности точно предсказывать бу
дущие явления. Общество развивается так, что могут быть_____________
______________ (6), которые направляют его развитие трудно предска
зуемыми путями.
Несмотря на все эти отличия, социальные законы, как и законы при
роды, являются________________ (7). Они не создаются сознательно
людьми или социальными группами. Как правило, люди поступают в соответствии с социальными законами, не осознавая этого.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) историчный Е) социальные факторы Б) подсистемы общества Ж) сознание
B) закономерный 3) субъективный
Г) неожиданные изменения И) личностные качества
Д) мышление К) объективный
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.