Понятие внутриличностного конфликта

Основные стадии развития конфликта

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

Предконфликтная стадия.

Собственно конфликт.

Разрешение конфликта.

Послеконфликтная стадия.

1-Предконфликтная ситуация – это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта.

Эту стадию можно условно разделить на 3 фазы развития , для которых характерны, след. Особенности:

-возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта

-рост недоверия соц-ой напряженности, предъявление претензий

-стремление доказать правомерность своих претензий и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы, справедливыми методами

-разрушение структур взаимодействия,переход от взаимных обвинений к угрозам , рост агрессивности, формирование образа врага, установки на борьбу.

Конфликтная ситуация постепенно трансфармируется в открытое противоборство.Для того чтобы конфл. Стал реальным, необходим инцидент, т.е.формальный повод для начала открытого столкновения сторон.

2-Конфл.ст.

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения.

Под кот. Понимают действия направленные на противостоящую сторону, с целью захвата , удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к и изменению.

Выд нес.форм конфликтного поведения

-активное (вызов)

Пассивное(ответ на вызов)

Конфликтно-компромисное поведение

Компромиссное поведение

Выд. З основные фазы на 2ой стадии разв. Конфл.:

-переход конфл. Из скрытого состояния в открытое.Борба ведется ограниченными ресурсами и носитлокальный характер;

-дальнейшая эксколация противоборства (нарастание ,подъем)

Вводятся все новые ресурсы сторон и конфл. Становится все более не управляемым.

-конфл.достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех сил и средств

На этой фазе сторны часто абывают истинные причины конфликта и главной целью становится нанесение максимального урона противнику,

3- стадия разрешения конфликта

На этой стадии возможны след.варианты разв.событий:

-очевидный перевес одной из сторон позволяет ее навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

-борьба идет до полного поражения одной из сторон;

-борьба принимает затяжной вялотекущий характер, из-за недостатка ресурсов;

-стороны идут на взаимные уступки в конфл., исчерпав ресурсы и не выявл. явного победителя;

-конфл.может быть остановлен под давлением третьей стороны.

Соц. Конфл. будет прдолж..до тех пор пока не появятся реальные условия его прекращения.

В институционализированном конфл.такие условия могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития .

Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.

Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами

Устранение объекта конфликта.

Замена одного объекта другим.

Устранение одной стороны участников конфликта.

Изменение позиции одной из сторон.

Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.

Получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий.

Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.

Приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению.

4-Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;

какими методами и способами велась борьба;

насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;

удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

какие методы были положены в основу переговорного процесса;

насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;

• какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.




Понятие внутриличностного конфликта

Многие видные мыслители прошлого говорили, что конфликт находится внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта.

Личность – устойчивая система социальнозначимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены,

Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.

В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие. Например, любовь или богатство, семья или работа, личная жизнь или карьера и т. д. Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден постоянно преодолевать внутренние сомнения своего «Я» и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель недоступна, то человек попадает в ситуацию фрустрации (психического расстройства, переживания неудачи) и конфликта. Выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию:

физические преграды (узник, непогода, нет денег);

отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потребности (хочу кофе, а магазин закрыт);

биологические ограничения (умственно-отсталые люди и люди с физическими дефектами);

социальные условия.

Помимо фрустрационных ситуаций, исследователи выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Эти проблемы выбора из двух различных стремлений:

конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);конфликт социальных норм (дуэль и церковь).конфликт ценностей;конфликт между ценностью, и нормой;

конфликт между ценностью и потребностью и др.Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы забыли. На бессознательном уровне мы несем груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией. Например, одного мужчину в детстве дразнили рябым. Когда он вырос, его лицо приобрело нормальный вид. Но однажды жена ненароком обозвала его старой кличкой. Реакция мужа была настолько бурной и агрессивной, что в конечном итоге семья распалась.

Нетрудно заметить, что примерно в одинаковых конфликтных ситуациях разные люди ведут себя неодинаково. Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях: «Первый тип – агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта; второй – поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». В реальной жизни каждый из этих типов в «чистом виде» не встречается, но большинство людей с определенными оговорками можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.

Конфликтных людей, по мнению проф. В. И. Сперанского, можно разделить на две группы: конфликтующие и конфликтогенные. В первую группу входят постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т. п. Их не столько интересует поиск истины, сколько личная позиция, отличная от других. С ними трудно работать в одном коллективе, но эти вечные «негативисты» стимулируют активность других в поиске истины. Во вторую группу входят конфликтогенные личности. Это люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, нарциссизмом, умением втираться в доверие. Однако они не способны поддерживать длительно дружеские контакты и добросовестно трудиться. Взаимодействуя с окружающими, эти люди чаще всего становятся источником эмоциональных конфликтов.

Внутренние и внешние противоречия личности взаимосвязаны. Человеческая психика обладает способностью переводить внешние противоречия во внутренние и наоборот. При этом такой перевод (трансферт) чаще всего происходит помимо воли самого человека, бессознательно. Человек, уклоняющийся от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти своих внутренних противоречий. Люди, склонные к внешне бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться в обычной социальной среде (примером такого поведения может служить пострижение в монахи). Другие, напротив, легко преодолевают свои внутренние противоречия и активно решают возникающие на их пути внешние проблемы, добиваясь при этом значительных успехов в жизни, но с моралью они ладят не всегда.

Есть люди, считающие себя хозяевами судьбы (интерналы), есть и такие, кто ищет причины происходящего с ними вовне и предпочитают плыть по течению (экстерналы). Есть люди, которые сами ищут конфликтных переживаний и получают от этого определенное удовлетворение. Есть люди, идущие на конфликт в силу сложившихся обстоятельств, когда нет иного выхода из ситуации. Есть и такие, которые игнорируют все, что могло бы вывести их из равновесия и стремятся избежать даже очевидных осложнений.

Один тип поведения может в большей степени зависеть от самой личности, другой – от сложившейся ситуации. Но все типы поведения всегда оказываются продуктами личности и среды.






Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие рефлексия — способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я – это Я, или Как стать счастливым» предлагает массу полезных советов, способных помочь человеку решить личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них:

создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себе всю правду. Уметь смотреть правде в глаза;

реагировать на факты, а не на представления о них;

не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;

не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волноваться только завтра»);

не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе;

уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще;

уметь направлять свою агрессию в нужное русло.

Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь предохранительный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т. д.):

не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реагировать только на то, что реально существует здесь и теперь;

не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями;

иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее достижению. По возможности ставить перед собой реальные цели;

действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться.

Американский исследователь Д. Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодоления стресса) не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать, отбросив эмоции. «Мне кажется, – пишет Д. Карнеги, – 50 % моих волнений исчезают, когда я принимаю ясное, осмысленное решение; еще 40 % обычно улетучиваются, когда я приступаю к его осуществлению.

Итак, я преодолеваю свое беспокойство примерно на 90 % благодаря выполнению следующих принципов:

Точное описание волнующей меня ситуации.

Запись возможных действий, которые я могу предпринять.

Принятие решения.

Немедленное осуществление этого решения.

Если препятствие, вызывавшее внутриличностный конфликт, преодолеть не удается, то фрустрирующий индивид может найти другие выходы:

заменить средства достижения цели (найти новый путь);

заменить цели (найти альтернативные цели, удовлетворяющие потребностям и желаниям);

оценить ситуацию по новому (потеря интереса к цели в результате получения новой информации, аргументированный отказ от цели и др.).

Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к определенного типа людям. Причины таких конфликтов надо искать прежде всего в самом человеке. Для этого необходимо тщательно проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу негативную реакцию и задать себе несколько вопросов:

Что меня раздражает в этом ...?

Почему я так реагирую на это ...?

Как я себя веду при этом ...?

Почему другие на это ... реагируют иначе?

Насколько адекватно я реагирую на это ...?

В чем причина моего раздражения?

Не случалось ли со мной нечто подобное прежде?

Возможны и другие варианты вопросов, которые помогут лучше разобраться в себе. Если человек сумеет осознать реальные источники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет реагировать на кризисные ситуации адекватно. Если же самому разрешить такие проблемы не удастся, то необходимо обратиться к психотерапевту.

Внутриличностные конфликты и стрессы активизируют процессы расходования физических и духовных сил человека. Для их восстановления и мобилизации, а также для сбрасывания» повышенного внутреннего напряжения существуют различные способы: например, йога, медитация, аутотренинг и др.

Психологическая защита

У человека на подсознательном уровне существует большое число защитных механизмов, которые до известной степени способствуют снятию внутреннего напряжения. Они также помогают справиться с возникшими трудностями, подсказывают возможные решения проблемы, дают передышку и убежище от неприятностей, «охраняют самоуважение». Но все это происходит за счет определенного отказа от реальности или ее искажения. Рассмотрим некоторые из этих механизмов.

Вытеснение –мотивированное забывание, «вытеснение» неприятных мыслей в сферу бессознательного.

Рационализация –объяснение своих поступков чувством собственного достоинства и самоуважения.

Обособление –нежелание (отказ) думать о возможных последствиях тех событий, в которых индивид вынужден принимать участие.

Проекция –возложение вины на кого-нибудь другого; приписывание неприемлемых для личности импульсов и чувств другим объектам.

Сублимация –снятие напряжения путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Например, переключение энергии на творчество, шутки и др.

Тема 4

Факторы возникновения

межличностного конфликта

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся стереотипы.

Препятствия на пути к нахождению согласия может стать негативная установка одного оппонента по отношению другому.

Межличностные взаимодействия играют индивидуальные качества оппонента, их самооценка, их саморефлексия, уровень толерантности , тип поведения.

Существ. Также такие явления, как межличностная совместимость и межл.несовместимость.

Совместимость предполагает взаимное принятие партнера по общению и совместной деятельности.

Несовместимость это взаимное неприятие партнера ,основанная на несовпадении соц-ых установок, ценностных ориентаций, интересов, характеров,, темпераментов и индивидуального психологических характеристик суб. взаимодействия.

В зависимости от причие конфл.и способов конфл.-ого поведения межличн.конфл. может иметь след.виды исхода:

1 уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон старается не замечать, возникающих противоречий.

2-сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявляемыми ей претензиями, либо стремится оправдать себя.

3-эскалация напряженности (нарастание)

4-компромисс, взаимные уступки

5-силовой вариант подготовления конфликта.

Межличн.конфл.могут протекать в форме :

Соперничества, стремление к доминированию

Виды спора, разногласия по поводу спорного вопроса

Дискуссия-обсуждение спорного вопроса.

Предупреждение межличностных конфликтов

Избежать конфл.можно не вступая в непосредственные контакты с так называемыми конфликтными людьми, с теми кто вас раздражает и с теми кого раздражаете вы.

Существ.разл.типы конфл.людей:

агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;

жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, носами обычно ничего не делают для решения проблемы;

молчуны – спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно;

сверхпокладистые – со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом;

вечные пессимисты – всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится;

всезнайки – считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство;

нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

максималисты – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента;

невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом;

ложные альтруисты – якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».

Разрешение межличностных конфликтов

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения

Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий.Затем откровенный разговор, помогает определить предм.спора и выявить позиции сторон.

Все это складывает след.стадию-стадию поиска вариантовразрешения конфликтов.Здесь необходимо соблюдать ряд условий:

отделить реальные причины конфликта от инцидента – формального повода для начала столкновения;

сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

В урегулиров. Конфл. можно использов. Косвенные методы:

1-метод выхода чувств (Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело)

2.Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват – всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам тина: «Вы человек умный и т. д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3 Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4 Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговориться о наболевшем».

В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга.

При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.

Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамсубъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

Природа супружеских конфликтов

Супружеские конфликты существуют столько, сколько существует моногамная семья. В патриархальной семье конфликты случаются редко. В традиционном обществе и по светским законам, и по религиозному писанию главой семьи является муж, а жена должна во всем ему уступать.

Переход от авторитарного к демократическому типу семьи значительно осложнил взаимоотношения супругов. А нестабильные общественные отношения в современном российском обществе во многом обуславливают и нестабильность семейных отношений. В последние годы в России на каждые 100 заключенных браков приходится примерно 50 разводов.

Среди часто встречающихся причин супружеских конфликтов можно выделить такие как: неудовлетворенные потребности, различие взглядов, интересов, вкусов, представлений, норм, нравственных позиций, неадекватные ролевые ожидания, несовместимость характеров и личных качеств супругов.

Различия субкультур могут быть обусловлены множеством субъективных и объективных факторов

К основной группе супружеских конфликтов относят конфликты, связанные с негативным влиянием внешней среды, которое ведет к ухудшению финансовых, жилищно-бытовых и иных условий

Предотвращение супружеских конфликтов

Необходимо отметить, что не всякий супружеский конфликт имеет отрицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам выработать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать потребности и интересы друг друга. Иногда мелкие ссоры могут предотвратить более крупный конфликт. Конечно, лучший способ разрешения супружеских конфликтов – это предупреждение их возникновения.

Браки заключаются по двум основным критериям: по любви и расчету с множеством промежуточных вариантов. Очевидно, идеальным можно считать тот брак, в котором гармонично сочетаются оба эти критерия.

Несколько слов о любви. Согласно статистике у нас в России 70–75 % молодых людей образуют свои семьи по любви. И, несмотря на это, половина браков распадается в первый год совместной жизни, а две третьих – в последующие пять лет. Существует такое романтическое понятие как, «любовь с первого взгляда». Такую любовь психологи называют влюбленностью, которая может перерасти в любовь, а может и нет. Поэтому настоящие чувства требуют проверки временем, чтобы лучше узнать потребности, интересы, ценности друг друга,

В основе супружеской любви, как утверждают древнеиндийские мудрецы, лежат три источника влечения – душа, разум, тело. «Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума – уважение. Влечение тела – желание. Соединение трех влечений рождает любовь».

В браке по любви и в браке по расчету основным интегрирующим фактором является совместная деятельность супругов: ведение общего хозяйства, рождение и воспитание детей, проведение досуга и т. д. И чем больше один супруг дополняет другого, чем больше у них точек соприкосновения, тем прочнее семья. Поэтому один из многих способов предупреждения супружеских конфликтов – это правильный выбор брачного партнера.

Разрешение супружеских конфликтов

Разрешение конфликта надо начинать с установления истинных причин его возникновения

. Для этого необходимо, по возможности, отделить эмоции от истинных причин конфликта, безусловно, если конфликт не носит чисто эмоционального характера

Для решения неэмоциональных супружеских конфликтов имеется много способов. Некоторые из них приводятся ниже.

В любом конфликте надо стремиться соблюдать личное достоинство и уважительное отношение к оппоненту.

В конфликте важно понять противоположную сторону, войти в «роль» оппонента и посмотреть на себя его глазами, задать себе вопрос: «А как бы я поступил (поступила) на его месте?»

Каждый из супругов выполняет одновременно несколько ролей, порой трудно совместимых. Например, роль жены, матери, домохозяйки, сотрудницы учреждения и т. д. Тоже можно сказать и о супруге. Если возникают конфликты по причине несовместимости этих ролей, то оба супруга должны определить приоритеты ролей (ребенок или работа, карьера или семья и т. д.).

В супружеской жизни большое значение имеют такие принципы, как взаимовыручка, взаимозаменяемость и т. п. Но если эти принципы не срабатывают, то как один из способов решения возможен вариант четкого распределения обязанностей супругов.

В случае конфликта, возникшего по поводу вопроса о том, кто глава семьи, есть несколько вариантов решения: а) договориться о совместном принятии решений по важнейшим вопросам семейной жизни; б) не акцентировать внимания на этом вопросе и лидер определится естественным путем; в) распределить сферы доминирования.

Не переносить свои внутренние конфликты на семью, но стремиться выслушать друг друга, успокоить, посоветовать что-то и тем самым разрядить внутреннее напряжение партнера по браку.

Не акцентировать внимания на недостатках, просчетах и ошибках партнера по браку, стараться помнить о достоинствах.

«Не терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в ревности, приглушать возникшее чувство подозрительности»

В конфликтных ситуациях стремиться к взаимному компромиссу и согласию.

Всегда помнить, что нежность, ласка, внимательное отношение, соучастие, доброе слово, шутка, юмор и т. п. могут уладить немало конфликтных ситуаций.

Взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общие цели и совместная деятельность способствуют формированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я» интегрируются в совместное «Мы».

Тема 6

Социальные группы и их характеристики

Рассмотрим конфликты, возникающие в малых социальных группах и межгрупповых взаимоотношениях.

Малая социальная группа – это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими целями и интересами, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом В зависимости от целей и способов объединения малые социальные группы делятся на временные и постоянные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные и неформальные.

Формальные группы образуются по заданным параметрам: определенная структура организации, строгая иерархия, наличие должностей, прав и обязанностей, регламентация деятельности Неформальные группы возникают стихийно. Основанием для их образования являются взаимные потребности, интересы, ценности. В неформальных группах отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства Лидер группы определяется непроизвольно Роли в неформальной группе постепенно закрепляются за каждым членом, их исполнение становится обязательным. Неисполнение ролей или их «несанкционированное» перераспределение чревато конфликтами.

В любой формальной и неформальной группах возможно образование небольших по размерам первичных групп или подгрупп. Взаимоотношения в первичных группах основываются на индивидуальных особенностях членов, например, взаимных симпатиях или антипатиях. Эти отношения более тесные и доверительные, нежели в основной группе.

Характеристика и виды групповых конфликтовФункционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия и представляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе Чем сплоченнее группа, тем строже она контролирует исполнение норм и требований, и тем острее может быть конфликт в случае их нарушения Групповые нормы выполняют жизненно важные для группы функции:

обеспечивают единообразие поведения и способствуют координации деятельности;

направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы;

выполняют функции интеграции, упорядочения и сохранения стабильности в группе.

обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

В социальной могут возникать самые разнообразные конфликты: 1. Внутриличностный конфликт:

Межличностный конфликт Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.

Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

Конфликт между формальной и неформальной системами отношений. Межгрупповые конфликты

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Социальный психолог Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов:

Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация).

Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).

Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество).

Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм).

Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство).

Причины возникновения групповых конфликтов

В основе групповых конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попытки изменений) в группе и во вне Рассмотрим некоторые причины групповых конфликтов, связанные с изменением (нарушением, несоблюдением) групповых норм.

Групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны, они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а с другой – могут стать препятствием на пути дальнейшего развития группы. Поэтому периодически возникает необходимость в изменении групповых норм. Такая необходимость может быть обусловлена как внешними, так и внутригрупповыми причинами. Внешние причины связаны с изменениями во внешней среде и необходимостью приспособления групповых норм к изменившимся условиям. Внутренние причины стимулируются внутригрупповыми процессами Можно выделить несколько причин, вследствие которых член (члены) группы нарушает нормы и требования.

Индивид преднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая) свои личные цели, интересы, ценности.

Индивид нарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще не в полной мере освоил эти нормы (например, новый член группы).

Индивид не в состоянии по тем или иным причинам выполнить предписываемые нормами требования.

Рассмотрим некоторые из этих причин:

а) группа преднамеренно предъявляет индивиду невыполнимые
требования для полного его подчинения (такое случается в криминальных группах) или принуждения покинуть группу;

б) потенциал индивида (физический, интеллектуальный идр.)не позволяет выполнять в полном объеме групповые нормы и требования (например, группа альпинистов готовится к восхождению, а один из ее членов не имеет достаточной физической подготовки);

в) внешние, независящие от индивида обстоятельства помешали
выполнить групповые нормы и требования (например, поломка автомобиля, задержка авиарейса и т. д.).

Статусно-ролевые позиции в группе (как и в больших социальных общностях) дифференцированы по горизонтали и иерархизированы по вертикали. Одни члены группы занимают престижные места, выполняют ответственные роли и имеют высокий статус. Члены группы, находящиеся на менее престижных местах, как правило, стремятся улучшить свои статусно-ролевые позиции. Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликтов между личностью и группой:

ожидания личности противоречат ожиданиям группы, например, качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям, или сама группа не соответствует ожиданиям личности;

противоречия между личностью и группой в целях, ценностях,
интересах, позициях и т. д.;

борьба личности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;

конфликт между лидером и группой;

конфликт между руководителем организации и неформальной
группой;

поиск и нахождение реального или мнимого виновника неудач
в деятельности группы.

Конфликт между формальной и неформальной системами

отношений

Многие неформальные группы возникают на основе существующей формальной организации Но возможны варианты, когда неформальная группа трансформируется в формальную организацию И в том, и в другом случае члены неформальной группы будут взаимодействовать сразу в двух системах отношений –формальной и неформальной

Межгрупповые кон

Наши рекомендации