Раздел 4. управление политическим конфликтом
Сущность и механизм управления политическим конфликтом.Конфликт как социально организованный процесс, сознательно инициированный субъектами политики. Конфликт как средство управления общественными процессами. Необходимость управления политическим конфликтом в обществе. Концепци управления политическим конфликтом Л. Блумфелда и А. Лейса, концепция управления кризисом К Холбрада. Управление политическим конфликтом как вид социальной деятельности. Субъекты управления и их цели. Объекты управления. Условия управления. Определение конечной цели воздействия на ход конфликта. Выбор стратегии управления политическим конфликтом. Типы стратегий: соперничающий, проблемно-решающий, уступающий, избегающий, бездействующий.
Ситуации, в которых возникает необходимость искусственного инициирования политического конфликта. Приемы инициирования конфликта: провокация, принятие нормативных документов, организационные решения и др.
Предупреждение политических конфликтов. Возможности предупреждения конфликтов: анализ зон деструктивных противоречий и их восприятия потенциальными сторонами конфликта, оценка баланса сил. Прогнозирование развития конфликта. Превентивные меры для предупреждения конфликта: коррекция целей сторон, меры по социальной защите отдельных групп населения, превентивная дипломатия и т.д. Методы предотвращения внутриполитических конфликтов: социальное маневрирование, политическое маневрирование, выявление возможностей политического компромисса, подмена средств достижения целей, смена политического актора, политическое манипулирование, создание «образа врага», интеграция контрэлиты, силовое давление.
Основные варианты завершения политических конфликтов: разрешение, урегулирование, вытеснение, подавление, их параметры. Возможные условия и эффективность.
Урегулирование политических конфликтов. Урегулирование политических конфликтов: понятие и критерии. Институционализация конфликта как необходимое условие его урегулирования. Мирное и принудительное урегулирование политических конфликтов.
Технологии урегулирования политических конфликтов. Понятие политической технологии.
Технология «круглого стола», плебисцитарные технологии, сотрудничество власти и оппозиции, технология создания «всеобщей» партии, технология социальной индоктринации. Процедуры импичмента, досрочных выборов парламента, отставки правительства как технологии урегулирования политических конфликтов.
Основные задачи управления политическим конфликтом: снижение социальной цены конфликта, минимизация степени социального возбуждения. Институционализация политических конфликтов. Перевод конфликта из латентного состояния в явное, легитимация, структурирование конфликтных групп, редукция, конструирование среды конфликта.
Основные подходы к урегулированию конфликтов: административный, инженерный, гуманитарный, управленческий. Специфика урегулирования конфликтов в иерархических структурах. Ограниченность возможностей использования вертикальных методов урегулирования политических конфликтов.
Соответствие технологии управления конфликтом этапу его развития. Критическая точка конфликта. Катарсис. Мирное и принудительное урегулирование политического конфликта. Средства и методы урегулирования политического конфликта.
Технологии урегулирования политических конфликтов: Технология «круглого стола», плебисцитарные технологии, сотрудничество власти с оппозицией, технологии социальной индоктринации, создание всеобщей партии, досрочные выборы парламента или отставка правительства, децентрализация решений и т.д. Методы давления в урегулировании политических конфликтов.
Урегулирование политических конфликтов путем переговоров.Технология разрешения политических конфликтов путем переговоров. Специфика конфликтологических переговоров, критерии их эффективности. Условия начала переговоров. Содержательный и процессуальный аспекты переговоров. Функции переговоров. Структура переговорного процесса. Предмет и стороны переговоров. Требования, предъявляемые к участникам переговорного процесса. Гласность и конфиденциальность переговоров. Организационно-техническое обеспечение переговорного процесса. Регламент и его значение для успеха урегулирования политического конфликта. Стадии переговорного процесса: подготовка к переговорам; процесс ведения переговоров; анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей. Политический, организационный, содержательный аспекты подготовительной стадии. Выбор стратегии на переговорах: стратегия конкурентного поведения; стратегия согласованного поведения; стратегия односторонних уступок. Переговорные стили, выбор тактических приемов ведения переговоров в соответствии с избранной стратегией. Условия и трудности перехода от одной стратегии к другой. Результаты переговоров. Оформление итогового документа.
Третья сторона в политическом конфликте.Понятие третьей стороны в конфликте. Необходимость и целесообразность участия третьей стороны в урегулировании политических конфликтов. Психологический эффект присутствия третьей стороны. Формы третьей стороны в конфликте: арбитраж, посредничество, медиаторство, оказание «добрых услуг», наблюдение за ходом переговоров и т.д. Задачи третьей стороны в конфликте. Выбор стратегии третьей стороной. Методы деятельности третьей стороны: убеждение, оказание помощи в поисках мирного решения, принуждение.
Посредничество в политическом конфликте.Посредничество в политическом конфликте. Роль посредника в конфликтологических переговорах, его функции: налаживание коммуникации между сторонами конфликта, превращение конфликта в конструктивное взаимодействие, коммуникативная, аналитическая, организационная функции. Прямые и косвенные переговоры при посредничестве. Челночная дипломатия.
Формы посредничества. Консультативное посредничество, его специфика. Эффективность консультирования в политическом конфликте. Арбитражное посредничество, его особенности и возможности применения при урегулировании политических конфликтов. Медиаторное посредничество. Стратегии посредника на конфликтологических переговорах: "третейский судья", "играющий тренер", "единый контракт". Стадии посредничества и задачи посредника на каждом этапе. Типы и виды посредничества. Личность посредника. Требования, предъявляемые к деловым и психологическим качествам посредника.