Социально-гуманитарных исследований
Наиболее распространенное определение прикладной науки в свое время дал А. Радклифф-Браун: прикладное исследование представляет собой применение теоретических обобщений, созданных фундаментальной наукой, к решению или анализу практических проблем. Поэтому прикладная наука – это практически-полезное применение уже апробированного фундаментального знания. В связи с этим прикладные социально-гуманитарные исследования отличается от фундаментальных практической направленностью. Однако заимствуя понятия, теории и принципы фундаментальной науки, «прикладники» переинтерпретируют их в соответствии с практическими задачами исследования.
Фундаментальные знания в социально-гуманитарных науках составляют сравнительно небольшая часть апробированных научных теорий и методологических подходов и методических приемов, которыми пользуются ученые в качестве определенной парадигмы научно-исследовательской деятельности. Остальные знания – это результат прикладных социально-гуманитарных исследований, совокупность объяснительных моделей, принятых пока что в качестве гипотетических схем, интуитивных концепций и так называемых «пробных» теорий.
Миссия фундаментальных наук – научные открытия. Цель фундаментальных социально-гуманитарных наук – получение принципиально нового научного знания. Миссия прикладных наук – обслуживание интересов и потребностей менеджмента и бизнеса. В этом плане прикладные социально-гуманитарные исследования являются сервисным элементом управленческой практики. Эти исследования проблемно ориентированы и направлены на достижение реального социального эффекта.
Специфика прикладных социально-гуманитарных исследований заключается в том, что они имеют свои методы и организацию исследования; собственный язык и терминологию; специфический вид гипотез, которые формируются не на основе теории, а в результате практических соображений, и представляют «веер» альтернативных вариантов; детально проработанную систему практических рекомендаций планов, сроков и этапов внедрения; четкую систему оценки практической эффективности результатов внедрения; особую систему этических норм, профессиональную подготовку ученых, пакет заказов и принципы оплаты труда.
В научной литературе принято различать по крайней мере четыре разновидности прикладных социально-гуманитарных исследований: описательное, аналитическое, диагностическое и оценочное. Цель описательного исследования – получить эмпирической информации о практически-значимых социальных проблемах. Целью аналитического исследования является построение эмпирической модель социального явления и его объяснение. При этом исследователь-прикладник выбирает из всего множества переменных и индикаторов, относящихся к теме, только те, которые можно затем использовать в практике принятия решений.
Диагностическое исследование направлено на получение надежной информации о состоянии объекта изучения и роли в нем различных ситуационных факторов. При этом методология диагностики предполагает не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных с целью установления приоритетов практических мероприятий и выбора способа практических действий. Оценочные исследования – это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить – в социальных, экономических или политических терминах – конечный результат (эффект) целенаправленного вмешательства в социальные процессы.
В фундаментальных и прикладных социально-гуманитарных исследованиях различная научная стилистика. Фундаментальные социально-гуманитарные исследования ценятся за эмпирические находки, элегантность и простоту теорий, методологическую изощренность и абстрактность. В прикладных социально-гуманитарных исследованиях главное внимание уделяется другому – эффективному решению практических «головоломок» заказчика. Поэтому «прикладники» менее щепетильны в отношении описания методологии и методики своего исследования. Обычно методология в прикладном исследовании очень редко формируется вначале как развернутое и завершенное целое, обычно «выкристаллизовывается» в самом процессе и приобретает более или менее структурированный вид по мере приближения исследования к концу.
Специфика фундаментальных и прикладных наук формирует особые типы ученых. Академический ученый, работающий в сфере фундаментальных наук, – это, как правило, специалист в одной узкой области, поскольку без глубокой специализации, нередко длящейся всю жизнь, трудно достичь высоких результатов в плане научных открытий. Ученый, работающий в сфере прикладных наук, – многопрофильный исследователь, который должен обладать широким научным кругозором. Его заказчики меняются, ему приходится браться за решение самых разных вопросов, стало быть, меняется и тематика прикладных научных исследований.