Общественной жизни и наука

Мельвиль Андрей Юрьевич

и др.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебник

Подписано в печать 15.11.07. Формат 60X90 1/16.

Печать офсетная. Печ. л. 39,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 573.

ООО «ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени

полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».

170040, г. Тверь, пр-т 50 лет Октября, 46.

Общественной жизни и наука - student2.ru

© МГИМО (У) МИД России, 2008

© Коллектив авторов, 2008

© А.Ю. Мельвиль (концепция проекта),

2008 ISBN 978-5-482-01694-7 © ООО «Издательство Проспект», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общественной жизни и наука - student2.ru

Сегодня у нас в России политическая наука ­­­— общепризнанная учебная дисциплина, которую препо­дают почти во всех высших учебных заведениях стра­ны и даже (под разными названиями) в средних обра­зовательных учреждениях. Однако такое положение сложилось в результате развития и страны, и научно­го знания за последние 10 -15 лет. В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделен­ными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог только и услышать от своего профессора, что ее следует изучать в рамках истори­ческого материализма и научного коммунизма.

Годы преобразований в России — со снятием идеологических запретов, с постепенным развити­ем самой политики в виде обособленной сферы жиз­недеятельности человека — дали мощный импульс становлению политического знания и анализа динамично меняющейся общественной реальности. Политология получила официальное признание как учебная дисциплина. С конца 1980-х гг. в вузах страны одна за другой появляются кафедры и вводятся обязательные кур­сы основ политологии. Однако, к сожалению, издавна сложившееся по­ложение вещей в высшем образовании России привело к тому, что стати­стически подавляющее большинство возникавших кафедр политологии представляли собой переименованные бывшие кафедры и отделения мар­ксизма-ленинизма и научного коммунизма с соответствующим кадровым потенциалом. Эта «родовая травма» отечественной политологии, понят­но, не могла не сказаться на качестве весьма значительной части из имею­щейся сегодня на отечественном образовательном и просветительском рынке литературы.

На полках наших книжных магазинов и библиотек — уже сотни вы­шедших за последние 10 с небольшим лет в российских столицах и регио­нах учебников и пособий по основам политологии, политической теории, «введению» в политическую науку, политологических словарей, энцикло­педий, хрестоматий и т.п. Разумеется, среди них есть и весьма солидные работы, подготовленные нашими лучшими профессионалами в сфере по­литической науки. Зачем же тогда еще один учебник по политологической тематике с учебно-просветительскими целями, когда, казалось бы, можно просто отобрать вполне достойные издания для использования их в учебном процессе, в общеполитическом самообразовании, гражданском воспи­тании либо в целях расширения политического кругозора?

Нет, XXI в., масштабы его уже наметившихся и грядущих политичес­ких изменений и вызовов, высочайший уровень обусловленных ими про­фессиональных требований — все это ждет новых поисков, причем неред­ко в области еще неизведанного. Мы, коллектив единомышленников, пред­ставителей политологической школы Московского государственного института международных отношений (МГИМО-Университета) МИД России, постарались осмыслить данные обстоятельства и открывающиеся возможности (и трудности тоже) для изучения политической науки. Именно поэтому ученые и педагоги факультета Политологии приступили к осуще­ствлению комплексного и многоуровневого исследовательско-образовательного и просветительского проекта при поддержке и в рамках образователь­ных программ Института «Открытое общество» (Фонд Сороса — Россия), Московского общественного научного фонда (в настоящее время — ИНО (Информация, Наука, Образование) - Центра) и Национального фонда подготовки кадров. Главная цель этого проекта - создание базового учебни­ка по политологии нового поколения. Авторы убеждены в том, что становле­ние и совершенствование политического знания в России, развитие полито­логического образования и гражданского воспитания нуждаются в новых формах и содержании, в улучшении методов и методик, в употреблении са­мых современных научно-издательских и педагогических приемов.

Перед вами — не просто очередной учебник, курс лекций, предназ­наченный для студентов. Это учебно-методический комплекс, рассчи­танный на многофункциональное использование самым широким кругом потребителей — от абитуриента, студента и аспиранта до педагога, про­фессора; от профессионала в области оказания политических услуг (ана­литика, консультанта, советника, помощника, политтехнолога) до действу­ющего политика любого уровня, который хотел бы наверстать упущенное в своем образовании. Таким образом, наш учебник был изначально заду­ман как многоцелевой проект. Тем самым мы хотели сразу решить не­сколько задач — сделать учебник нужным и полезным для студента, толь­ко приступающего к изучению базовых теоретико-методологических под­ходов в современной политической науке, но одновременно дать возможность, как сейчас говорят, «продвинутому» читателю получить большой объем дополнительной исторической, фактографической, мето­дологической, да и вообще весьма глубокой информации по широкому кругу вопросов, связанных с основными рассматриваемыми темами.

В своей работе мы исходили из убеждения в том, что методика препо­давания политической науки в вузах России — для будущих профессиона­лов различного рода в сфере политики — должна быть основана на трех главных принципах. Во-первых, теорию и фактические сведения о поли­тических явлениях и процессах студент после окончания обучения обя­зан уметь применять на деле в соответствии с избранным им направлени­ем работы в практической политике. Во-вторых, приоритет при изучении данной дисциплины нужно отдавать более или менее самостоятельному анализу соответствующей проблематики, а не ознакомлению с отдельны­ми теоретическими положениями либо событиями в политической сфере. В-третьих, основные усилия преподавателей должны быть сосредоточе­ны на развитии у студента навыков аналитического мышления.

Мы хотели, чтобы каждый читатель смог отыскать в учебнике самое необходимое в соответствии с его индивидуальными потребностями: структурированный по основным категориям (конечно же, не по всем) ба­зовый блок знаний в области политической науки (включая определения понятий и цитаты из произведений авторитетных ученых); уровень более углубленных интерпретаций и точек зрения, раскрывающий не только со­стояние современных научных дискуссий по проблемам политики, но и предоставляющий интересные сведения об этой сфере человеческой жиз­недеятельности; банк данных по научным биографиям наиболее значитель­ных политических философов, политологов и ученых смежных профессий (как классиков, так и наших современников) и т.д.

В связи с новым видением подачи проблематики политической науки было решено структурировать работу по разным основаниям и уровням сложности, выраженным даже лексически. В учебнике содержится базо­вый текст,освоение которого мы считаем абсолютно необходимым для уяснения основ категориального аппарата политологии, без чего любому молодому человеку, где бы он ни учился и ни проживал, невозможно на практике продвигаться в изучении современной политической сферы. Но это, по сути дела, самая начальная ступень познания категорий политоло­гии и лишь одна сторона нашей книги. Замечу, однако, что данный базовый текст в принципе полезен не только для студентов, но и для преподаватель­ских кругов, которым он может понадобиться в силу разных причин. К ба­зовому тексту примыкают определенияполитологических понятий (в на­стоящем издании вынесены в конец учебника) и цитатыиз классической и новейшей литературы, которые более полно раскрывают положения основ­ного материала, причем в ряде случаев своей краткостью и четкостью в выражении мысли превосходно замещают более пространные изложения сути вопроса.

Другая сторона нашего курса — углубленное проникновение в его содержание с помощью интерпретаций, уточнений, раскрытия различ­ных дискуссионных моментов(с собственным графическим решением). На этом уровне дается дополнительный объем знаний и информации, что, по нашим представлениям, должно значительным образом углубить базо­вое содержание учебника, познакомить читателя со спектром альтерна­тивных точек зрения и позиций, а в целом — содействовать обучению теоретико-методологической работе с разнообразием имеющихся взгля­дов и концепций.

Наконец, еще один уровень предлагаемых для освоения нашего курса знаний — широкий объем аналитико-информационных сведенийо научных биографиях выдающихся политических философов и политологов, чей вклад в развитие политической науки (от античности до наших дней) является фун­даментальным, своего рода прецедентным. Эти знания особенно интересны и важны для преподавателей и исследователей в политической и политологи­ческой областях, которые хотели бы расширить свой общепрофессиональ­ный кругозор, получив доступ к интегрированному банку наиболее важных для нашей дисциплины профессионально-биографических данных. Кроме того, в этой части книги использована самая сложная лексика, с помощью которой только и можно кратко описать подавляющее большинство теорий и подходов, предложенных ведущими авторами.

В идеале мы хотели бы видеть процесс освоения нашего курса кем бы то ни было как поэтапное продвижение от его базовых составляющих к более сложным, развернутым. Это хорошо для начинающего студента, под­нимающегося в ходе обучения с одного уровня знания на другой. Вместе с тем наш материал построен таким образом, что вовлечение в него возмож­но на самых разных стадиях, а такое обстоятельство благоприятствует уже взрослым людям, самостоятельно занимающимся образованием и профес­сиональным развитием.

Еще несколько важных, на наш взгляд, соображений о содержании и форме нашего учебника. Известно, что категории политической науки обра­зовались как результат обобщения исторического развития научного знания и практической политики; тем самым они отражают универсальные свой­ства и отношения разнообразнейших явлений политической действительно­сти и обусловленного ими познания. Следовательно, в принципе они могут использоваться для изучения политических систем всех обществ, прожива­ющих на земном шаре, — от наиболее архаичных до самых высокоиндустриализированных. Не составляет исключения и Российская Федерация. Вме­сте с тем уровень эволюции отечественной политической сферы (равно как и экономики, социума) по современным меркам оставляет желать лучшего. Простые примеры: еще не сложились нормативная и функциональная партийная система, группы интересов, федеративные отношения, нет чет­кого разделения ветвей власти — данный перечень можно продолжить.

В связи с этим авторы представляемого мною учебника — несмотря на все неминуемые последующие упреки — сознательно вывели за рамки описания категориального аппарата политологии почти всю российскую политическую тематику. Зато она присутствует в качестве одной из состав­ляющих проблемных вопросов к семинарским занятиям по каждой из глав и в списке рекомендованной литературы. Это тоже продуманный методи­ческий прием: преподаватели факультета Политологии МГИМО-Университета полагают, что студенты прежде всего обязаны заниматься активным анализом применимости каждой из описанных в книге категорий к полити­ческой жизни России, а не пассивно усваивать всеобщие «правильные» знания. Данный подход позволяет воспитывать у человека навыки крити­ческого отношения к изучаемому материалу, способность к самостоятель­ным суждениям, умение прилагать концептуальные схемы мировой поли­тической науки к особенностям современного отечественного политичес­кого процесса, что дает ему простор для размышлений о том, в чем эти модели могут быть откорректированы, усовершенствованы.

Кроме того, хорошо известно то обстоятельство, что наши педагоги (не только в МГИМО-Университете, а по всей стране) зачастую истолко­вывают события недавней политической истории России и нынешние про­цессы в политической сфере неодинаково, исходя из личных мнений и обоб­щений. По подобным вопросам в политологическом сообществе согласие тоже пока не сложилось, и вряд ли оно появится в обозримом будущем. В целом ничего особо печального в этом нет — «большое видится на рас­стоянии», а политический мир России велик и еще будет разрастаться. Так что преподаватель, использующий наш материал в учебном процессе, во­лен давать политической жизни страны собственные оценки и пояснения, тем самым еще раз побуждая склонного к аналитике студента к независи­мым суждениям и сравнениям.

Здесь же следует сказать и о словарном строе нашего учебника. В по­литологическом сообществе нашей страны давно уже было отмечено с оттенком порицания избыточное тяготение российских ученых к иност­ранной лексике. Учебники, впрочем, и почти вся политологическая лите­ратура изобилуют иноязычными словами (англицизмами, реже — лати­низмами и пр.), подавляющее большинство из которых имеют свои точ­ные соответствия в русском словаре. Существуют, правда, понятия, лишенные русских аналогов. Многие, особенно молодежь, их нередко упот­ребляют бездумно, не отдавая себе отчета в их изначальном происхождении, в том, из каких элементов других языков (древнегреческого, латинского и т.д.) они составлены, а главное — в действительном значении. Такие сло­ва мы постарались объяснить либо в Словаре (составлен ТВ. Шмачковой и М.Г. Миронюком при участии Н.В. Винника), либо непосредствен­но в конспектах лекций. Короче говоря, одна из наших задач сводилась к тому, чтобы изложить предложенный вниманию читателя материал именно

на предельно ясном, насколько это возможно, русском языке, чему было уделено особое внимание.

Разумеется, авторский коллектив, приступая к работе, отлично созна­вал, что новые приемы структурирования, подачи сведений и современные технологии могут принести положительные результаты только в том слу­чае, если по своему содержаниюучебник отвечает высоким профессио­нальным требованиям. Постараться добиться именно этого было для нас очень важной задачей.

В первую очередь мы использовали положительный опыт наших кол­лег и предшественников, включая тех, кто закладывал основы отечествен­ных исследований политики еще тогда, когда само понятие политологии считалось идеологически сомнительным, — Г.Х. Шахназарова, Ф.М. Бур­лацкого, А.А. Галкина, Ю.А. Красина, Ю.А. Замошкина и др. Вместе с тем содержание и структура курса в целом отражают практический опыт преподавания комплекса политических наук в МГИМО-Университете — вначале на кафедре политологии(она была создана еще в 1989 г. во мно­гом усилиями приглашенных в наш университет сотрудников Академии наук СССР), а затем — на факультете Политологии(образован в 1998 г. — прежде всего благодаря поддержке ректора МГИМО-Университета А.В. Торкуноваи первого проректора И.Г. Тюлина).

В своей педагогической деятельности сотрудники факультета ориен­тируются на мировой опыт и традиции политической науки, учитывают и используют успешно зарекомендовавшие себя программы и учебники, раз­работанные в ведущих университетах мира. Для написания нашего учеб­ника полезным было знакомство с материалами и разработками целого ряда отечественных политологических учебных и исследовательских центров. Были приняты во внимание разнообразные научные и образовательные проекты Российской ассоциации политической науки,ее отделений и секций, а также Академии политической науки.Наконец, авторы исходи­ли из безусловного для них положения о том, что развитие в нашей стране политологии как научной и учебной дисциплины немыслимо без восста­новления отечественных традиций изучения политики и без включения рос­сийской науки в современный мировой контекст политического знания.

Приступая к работе, я во многом опирался на программу «Основы политологии» (см. http://www.politstudies.ru/resources/lsp.htm), подготов­ленную мною совместно с проф. М.В. Ильиным после ее многолетней доводки и проверки сначала на кафедре, а затем на факультете Политоло­гии МГИМО-Университета. Написание первого варианта текста ряда глав мы также начинали совместно с Ильиным, но уже вскоре и совершенно логично состав авторского коллектива расширился за счет ведущих про­фессоров и преподавателей (штатных и приглашенных) нашего факультета — проф. Т.А. Алексеевой, доц. К.П. Боришполец, проф. А.Г. Воло­дина, проф. А.А. Дегтярева, проф. М.М. Лебедевой, доц. М.Г. Миронюка, проф. А.И. Соловьева, доц. О.Г. Харитоновой, проф. А.А. Чанышева.

Это наш факультетский золотой фонд, ученые и преподаватели, чьими усилиями в МГИМО-Университете происходит обучение политолога-ком­паративиста и политолога-международника нового типа.

В сложной ситуации нам была оказана очень важная для проекта про­фессиональная помощь со стороны проф. Е.Б. Шестопал, чей материал по проблемам политического поведения вошел в книгу. Ключевой фигу­рой, особенно на этапе окончательной доводки текста учебника, стала его научный редактор Т.В. Шмачкова, в течение многих лет — шеф-редактор лучшего российского политологического журнала «Полис». Шмачкова ока­залась не просто и не буквально научным редактором, она в прямом смыс­ле слова соавтор почти всех глав курса.

Наш учебник — именно коллективный труд.К исходу работы вооб­ще стало трудно определить индивидуальное авторство многократно пере­писанных и перередактированных глав и разделов. (Сказанное почти не от­носится к главам о политической культуре и международных отношениях; их авторы — соответственно А.И. Соловьев и М.М. Лебедева.) Однако и в этих случаях структура каждой главы предполагает фактическое соавтор­ство не только научного редактора Т.В. Шмачковой, но и ответственного за важнейшее направление научно-информационного (и редакторского) обес­печения нашего проекта М.Г. Миронюка — прошедшего за годы нашей работы над учебником путь от аспиранта до доцента, заместителя декана факультета Политологии МГИМО-Университета. Именно он, обладая ред­ким научным ригоризмом и профессиональным упорством, взял на себя подготовку биографий ученых в области политики, разделив при этом со Шмачковой труд по написанию углубленных, «брэндовых» компонентов курса — интерпретаций, уточнений, точек зрения, полемики и пр.

Значительную помощь в структурировании и оформлении учебника оказали нам Н.В. Винник, Д.Н. Песков, Д.С. Славецкий и привлеченные ими молодые специалисты (СП. Еремин и А.Ю. Козлов). Следует особо отметить работу Н.В. Винника, который немало сделал для воплощения нашего видения того, как учебник должен выглядеть «в бумаге». Успеш­ным и эффективным координатором нашего научно-образовательного про­екта со стороны коллектива факультета Политологии МГИМО-Университета выступил Р.И. Котов.

Первый результат нашего проекта увидел свет менее двух лет назад - в издательстве «РОССПЭН» в конце 2002 г. был опубликован относительно небольшим тиражом наш учебник под названием «Категории политичес­кой науки». Продолжая нашу работу, мы вместе с М.Г. Миронюком постарались учесть замечания и пожелания как наших коллег, так и наших «потребителей»-студентов и осуществили определенную модернизацию учеб­ника, сделав его более компактным и осуществив его реструктурирование. В издательстве «Проспект» он выходит в преобразованном виде и весьма солидным тиражом.

Мы выносим на ваш суд наш труд, сознавая, что не все вновь задуман­ное удалось осуществить в полной мере и в полностью удовлетворитель­ной форме. Мы будем продолжать нашу работу. Но, как всегда, последнее слово остается не за авторами, а за читателями.

А.Ю. Мельвиль

Глава 1

Политика – сфера

общественной жизни и наука

Общественной жизни и наука - student2.ru

Программные тезисы

· Многозначность понимания политики как явления общественной жизни. Человек — «политическое животное» в трактовке Аристо­теля. Древнегреческий полис; становление и развитие представле­ний о политике.

· Границы сферы политики. Государствоцентризм. Политика как область взаимоотношений государства и гражданского общества. Современ­ные подходы к изучению политики. Политика — область социальных отношений и искусство посредничества между людьми и их группа­ми. Марксистская теория о «политической надстройке». Политика как особый вид человеческой деятельности в представлении М. Вебера: политика — «предприятие» и профессиональная деятельность. Трак­товки политики через столкновение интересов. Теория политического К. Шмитта. Структурно-функциональные подходы к объяснению по­литики. Политика как социальная подсистема с функцией целедостижения. Системный анализ, бихевиористские и коммуникативные кон­цепции политики. Эволюция представлений о политике в результате усложнения реального политического мира. Новые подходы — реак­ция на усиление роли негосударственных факторов в политике.

· Мир политики в реальном и исследовательском отношениях. Полити­ка — структурная составляющая общества в целом, вид человеческой деятельности и поведения в обществе. Объективированное и субъек­тивированное видение политики.

· Политология как научная дисциплина. Политология и политическое образование. Уровни знания о политике: обыденное, догматическое и критическое.

· Этапы оформления политической науки в качестве самостоятельной сферы исследований. Функции политологии как научной дисципли­ны. Профессии в области политики.

· Строение политологии. Виды политических наук: политическая социо­логия, политическая психология, политическая философия, политичес­кая антропология, политическая экология, международные исследова­ния и мировая политика. Теоретико-аналитическая и эмпирико-деск-риптивная составляющие сравнительной политологии.

Проблемные вопросы

1.Когда и при каких обстоятельствах возникает политика?

2.Как соотносятся мораль и политика? Может ли политика быть «мо­ральной»?

3.Какова степень взаимовлияния политики и экономики?

4.Каким образом можно истолковать распространенное выражение «политика как наука и искусство»?

5.Когда возникла политическая наука?

6.Какое место занимает политология в системе социальных наук?

7.Каковы прогностические возможности политологии?

Наши рекомендации