Политические партии и партийные системы. Группы интересов
1 Определение, признаки и функции политической партии.
2 Виды партий.
3 Партийные системы и их классификация.
4. Группы интересов.
Бакун Л.А. Группы в политике // Полис. – 1999. - № 1.
Білоус А. Політико-правові системи: світ і України. – К., 1997.
Головатый М.Классы и партии. – К., 2008.
Цвих В. Групи інтересів, їх інститути та організація в громадянському суспільстві // Людина і політика. – 2002. - № 3
Шведа Ю. Теоря політичних партій та партійних систем: навчальний посібник. – Львів, 2004.
1. Определение, признаки и функции политической партии.
Значительную роль в современной политической системе общества играет такой ее политический институт как политические партии. Термин "партия" латинского происхождения и переводится как ’’часть”, ’’группа". Еще в Древнем мире этим словом обозначали группы людей, боровшихся между собой за власть, ее удержание.
Понятие политической партии не однозначно, разные авторы и политические деятели понимают ее сущность не одинаково. По большому счету можно выделить три основных подхода в толковании этого понятия.
Партия - это группа людей, придерживавшихся одной идеологической доктрины (Б.Констан). Этот подход характерен для идеологов либерализма.
Партия есть политический институт, действующий в системе государства (М.Дюверже).
Партия является выразителем интересов какого-либо класса (марксизм). В этом подходе можно выделить два направления. Одно из них, принадлежащее Марксу и Энгельсу, трактует партию как высшее развитие класса (пролетариата, прежде всего) как целого. Второй взгляд характерен для Ленина, который считал партию авангардом класса (пролетариата).
Все три подхода не отрицают друг друга, в различных странах разные политические партии организуются на разных принципах. Партии могут в своей деятельности опираться в основе и на какой-то один класс, могут быть многоклассовыми, все они имеют какие-то общие идеологические основы и т.д.
Можно сказать, что политическая партия есть союз (не всегда добровольный) людей с общими идеологическими установками, стремящихся активно участвовать в политике, добиваясь власти или ее удерживать, имеющий для этой цели программные документы, структуру общественной организации/.
Первые политические партии возникли в древней Греции. Они были немногочисленны и узки по своему составу, не отличались устойчивостью и не были организационно оформлены, они выражали не столько интересы различных классов, сколько интересы различных политических группировок, течений среди греков - не рабов. Аристотель упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какого-либо политического деятеля (так называемые клиентеллы). Подобного рода партии имелись и в средние века, однако, в условиях абсолютизма они не играли существенной роли в политике.
В современном понимании политические партии возникли вместе с буржуазными революциями, парламентами и парламентаризмом как политическим явлением. Вначале это были различные группы буржуазии или ее противников из числа феодально-аристократических слоев общества и были орудием борьбы между ними.
В политической науке общепринятой считается выделение этапов возникновения политических партий, предложенной М. Вебером.
♦ политические кружки (аристократические котерии);
♦ политические клубы;
♦ массовые политические партии.
Все три этапа формирования политических партий прошли только в Англии. В других странах они начинались или с клубов, или пропускали этап клубов. Возникновение партий в современном понимании относится к середине XIX века. Именно тогда в Англии организовалась либеральная партия (1861г.), затем - Всеобщий германский Рабочий Союз (1863г.) во главе с Лассалем. к концу века их было уже больше десятка. В 1898 г. в России состоялся 1 съезд РСДРП, предшественником которой были многочисленные марксистские кружки. После 1903 г. появились и буржуазные партии в этой стране.
Причиной возникновения массовых политических партий можно считать поляризацию интересов крупных социальных групп в обществе и осознание того факта, что всякая организация сильнее пусть даже и многочисленной, но неорганизованной общности людей.
На начальных этапах отношение к партиям было негативным. Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, были источниками конфликтов. Не случайно, к примеру, Дж.Вашингтон в «Прощальном послании» американскому народу говорил об опасных последствиях «партийного духа», характеризуя партии как «готовое оружие» для подрыва власти народа и узурпации власти правительством. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. В настоящее время они представляют собой такой институт политической власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций, взаимодействие народа и государства.
Политические партии существенно отличаются от других политических институтов. Не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией. Характерными признаками партии являются:
- наличие организационной структуры;
- долговременность действия; по этому признаку партия отличается от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими организаторами и вдохновителями;
- существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством;
- стремление к завоеванию и осуществлению власти в качестве основной цели; это отличает партию от групп давления, которые не стремятся к захвату власти, а пытаются влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;
- активное участие в выборных кампаниях; этот признак отличает партии от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности;
- наличие программы и устава партии, той или иной идеологии.
Набор конституирующих признаков партии может быть дополнен и другими признаками.
Роль и значение политических партий в обществе неодинаково, но можно выделить некоторые общие функции партий.
1. Функция агрегирования (согласования и обобщения) разнородных интересов индивидов и групп, представительства этих интересов во властных структурах.
2. Коммуникативная функция – обеспечения связи населения с государственными структурами, углубления связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, разнообразными политическими институтами.
3. Функция политической социализации, т.е. функция передачи политического опыта, традиций, политической культуры последующим поколениям, формирования у граждан свойств и навыков участия в политической жизни.
4. Функция политического рекрутирования – отбора политических лидеров для всех уровней политической системы, улучшения качественного состава политической элиты.
5. Функция распределения (перераспределения) в обществе властных статусов через выдвижение набора властных притязаний, требований. Претензий на изменение политической власти как в центре, так и на местах.
В тоталитарных системах политическая партия может непосредственно выполнять функцию реализации власти (быть монопольно властвующей партией).
2.2 Виды партий.
Многообразие исторических и социо-культурных условий стран и народов привело к возникновению разных партий, отличающихся друг от друга строением, функциями, характером деятельности и другими чертами. Можно классифицировать партии по следующим критериям.
1. По ориентации на определенный социальный слой, класс, группу – буржуазные, крестьянские (аграрные), пролетарские, партии любителей пива и т.д.
2. По характеру их идеологических доктрин – консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические и др. различаются по их отношению к социальной действительности
3. По отношению к существующему режиму – правящие (победившие на выборах и сформировавшие правительство) и оппозиционные (которые лишены возможности по результатам выборов осуществлять правительственные функции). Деятельность оппозиционных партий сводится к критике существующего правительства, контролю за действиями властей, предложению альтернативных вариантов решения возникающих проблем. Их сверхзадача – завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства.
4. По методам достижения целей – революционные, их часто называют еще «левыми» (нацелены на радикальные преобразования общества) и реформистские, ориентированные на консервативные ценности и получившие название «правых» (предпочитают осуществлять общественные изменения эволюционным путем).
5. По организационной структуре – кадровые и массовые партии. Эта
классификация принадлежит французскому политологу М.Дюверже и является наиболее признанной. Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давлений. Они сориентированы, прежде всего, на участие профессиональных политиков, основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Характеризуются отсутствием фиксированного членства, значительной внутрипартийной свободой. Основное назначение таких партий – организация и проведение предвыборных кампаний, в этот период их деятельность максимально активизируется, а после окончания избирательной кампании – затухает. Массовые партии представляют собой хорошо организованные и дисциплинированные объединения, с жестко фиксированным членством, уплатой членских взносов. Организационной основой массовых партий являются первичные организации (ячейки), которые строятся как по территориальному, так и по производственному принципу. Эти партии проводят постоянную организационную (по увеличению численного состава), идеологическую и воспитательную работу. М.Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический, фашистский.
6. По дисциплине внутри партии - Партии с сильной и слабой структурой. Если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, консервативная партия Великобритании). Представители партий со слабой структурой в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, Демократическая и Республиканская партии США).
7. По характеру членства в партии - Партии, организационно оформленные,в которых члены получают партбилеты и платят членские взносы (наиболее типичный пример - коммунистические партии); организационно неоформленные, в которых отсутствует официальное членство. Чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности партии; партии с прямым членством, когда кандидат принимается в индивидуальном порядке; с косвенным членством, когда человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией.
8. По месту в политической системе - Соревновательные партии, действующие в рамках плюралистической системы или же борющиеся за нее; монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию.
9. По целевым установкам - Патронажные партии, деятельность которых направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;
сословные партии, нацеленные прежде всего на защиту интересов отдельных социальных групп; идеологические партии, ориентированные прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, бозначенных в их программах.
10. По отношению к парламенту - Парламентские партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, и антипарламентские - принципиально отказывающиеся работать в парламенте.
11. По месту и роли в политической системе различают правительственные и оппозиционные партии, авангардные.
Политические партии в борьбе за власть и друг с другом используют общие принципы стратегии и тактики. Под политической стратегией обычно понимается основное, главное направление борьбы данной партии за власть или за реализацию своей программы на крупном историческом этане времени. К области стратегии относятся: учет и расстановка политических сил внутри страны и на международной арене, выделения главного противника, определение основного направления борьбы за достижение своих целей, выбор союзников, попутчиков. Стратегически цели обычно долговременны, относительно стабильны и, в известной мере, консервативны. Со временем они меняются, особенно по достижении Главных задач, с изменениями в политической ситуации в стране и т.д.
Реализация политической стратегии происходит с помощью тактики, которая представляет собой политическое поведение партии, характер, способы и формы ее деятельности в определенной и конкретной ситуации. К сфере тактики относится определение текущей политики партии в данной конкретной обстановке, учет изменений в соотношении политических и социальных сил, выбор форм и методов борьбы и организации, соответствующих сложившимся условиям и способствующих наилучшим образом достижению стратегических задач.
Тактика партии, чтобы быть эффективной, должна быть подвижной, гибкой, должна меняться вместе с изменением условий. Искусство политической тактики состоит в том, чтобы уметь маневрировать, идти на компромиссы и расторгать их, не только наступать, но и организованно отступать перед превосходящими силами противника. Тактика предполагает применять разнообразные формы работы среди граждан и в условиях политического подъема в стране, и в период его спада и т.п. Политическая борьба требует в каждой конкретной ситуации выделять главное звено в цепи современных событий, выбрать решающий момент для наступления, определить главного противника и основного союзника, учитывать политику этого противника, его союзников и попутчиков и политику собственных союзников.
При реализации стратегии и тактики политическая борьба варьируется в соответствии с системой: в двухпартийной она принимает, образно говоря, форму дуэли, в многопартийной - возможны разные комбинации. Разница между правыми и левыми в наиболее общем виде - это разница между теми, кто удовлетворен существующим порядком и теми, кто его хочет изменить. Эти цели определяют стратегию и тактику двух направлений.
У левых партий главное направление стратегии заключалось раньше в выборе между революционной ломкой существующего порядка и медленным поэтапным его реформированием. К настоящему времени у социалистов и коммунистов Западной Европы победило реформистское направление, т.к. они живут и действуют в обществах, где революция не является возможной и желательной. Однако, имеется и часть коммунистов, для которых такой подход считается изменой социализму, потому что реформами, по их мнению, могут быть достигнуты лишь частные, а не принципиальные изменения.
Два направления в стратегии существуют и у правых партий на Западе, одни считают, что существующий порядок должен сохраняться без каких-либо изменений (крайние консерваторы и фашисты), другие, сознавая, что изменения неизбежны, предлагают изменить детали, чтобы сохранить целое.
Таким образом, можно выделить четыре типа главной стратегии: крайне правые, умеренные правые, левые реформисты и левые революционеры (вне зависимости от их самоназвания). Оппозиции и союзы между этими главными тенденциями зависят от времени и страны. Как показывает исторический опыт, в большинстве стран реальные шансы проводить свою политику имеют партии, придерживающиеся центра, умеренных позиций. Крайне правые и крайне левые иногда одерживают верх, но их политика обычно приводила к социальным бедствиям и катаклизмам (якобинцы).
Партийные системы.
Политические партии находятся друг с другом в определенных отношениях, они взаимосвязаны в своей деятельности определенными "правилами игры", которые и составляют сущность понятия "партийная система". Если говорить более точно, то партийная система представляет собой определенный общественно-политический механизм взаимоотношений между политическими партиями данного государства, стремящимися осуществить свои цели. Но при этом, все партии в своей деятельности придерживаются цивилизованных форм борьбы между собой в рамках традиций, писанных и неписанных законов и правил данной страны.
Существование определенной партийной системы определяется тремя основными факторами:
1. социально-экономическими;
2. историческими и культурными;
3. техникой избирательной системы.
Первый фактор был доминирующим в развитии европейских партийных систем в XIX веке (развитие консервативной и либеральной партий - отражение конфликта между аристократией и буржуазией; возникновение третьей силы - пролетариата - приводит к возникновению трехпартийной системы в Британии, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии; слияние консерваторов и либералов и их оппозиция социалистам в Британии, Нидерландах, Северной Европе, Франции - радикальная партия; сейчас они занимают промежуточное положение, вступая в союз то с одной, то с другой стороной).
Двухпартийность и многопартийность зависят и от культурных факторов. Большую роль при этом сыграли религиозные верования, как, например, в Нидерландах (две консервативные партии, а затем - и три), во Франции - в середине XIX века. Этнические и региональные факторы также имели большое значение в увеличении числа политических партий.
Современная техника избирательных систем была в основном сформирована к середине нынешнего века. Сейчас можно выделить три типа избирательных систем:
1. система простого большинства с одноразовым голосованием тяготеет к двухпартийности;
2. пропорциональное представительство в органах управления с одноразовым голосованием - к многопартийности;
3. система простого большинства с двухразовым голосованием - к многопартийности, "смягченной" союзами, блоками, коалициями партий.
Избирательная система государства сама по себе не создает партийную систему, но делает возможным ее появление, является необходимым условием ее становления и развития (или тормозом).
Ведущую, главную роль в формировании партийной системы играют социально-экономические факторы, а затем уже правовые. Но нельзя жестко все это связывать во всех конкретных случаях. Примером здесь служит образование множества партий в СССР после реформы избирательной системы в 1988 г. и отмены 6 статьи Конституции СССР в 1990 г.
В условиях однопартийной системыпроисходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Ныне подобная система существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, Малави. Предназначение одной -единственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержки существующему режиму. В политологии различают:
- однопартийные системы в строгом смысле этого слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий; на деле такие партии являются частью государственного аппарата; фактически однопартийные системы («гегнмонистские»), замаскированные под многопартийность; в них осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии; деятельность партий - сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронты, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989-90 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии. Указанная партийная система существует в настоящее время в Китае.
-использование понятия «двухпартийная система»вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Дело в том, что при наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные — не мешают этим партиям управлять попеременно. Выделяют следующие разновидности двухпартийной системы:
- классический вариант (США, Великобритания), где две главные партии собирают до 90 процентов голосов избирателей, в связи с чем остальные партии лишены доступа к власти;
- система «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия», при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние наисход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных партий, эта третья партия влияет на конечный успех одной из сильных партий и, таким образом, определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75-80 процентов голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии».
В многопартийной системеболее двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Многопартийные системы подразделяются на:
- партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя;
функционирование двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа;центральное положение одной или группы партий; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;
- партийные системы «умеренного плюрализма», где борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведется центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.
Атомизированная система: много невлиятельных партий, правительство формируется или на внепартийной основе, или на основе широкой коалиции.
Развитие политических партий связано с формированием демократических форм правления, которые могут быть однопартийными, двухпартийными и многопартийными. Основная разница между партийными системами заключается в том, что при однопартийной системе устанавливается в государстве авторитарный или тоталитарный режим власти, тогда как при двух - и многопартийной системе - демократия в той или иной форме.
Однако, не всегда разница между ними велика. Существует промежуточная система, когда одна партия настолько сильнее всех остальных, что те не могут вмешаться в борьбу за власть. Но их существование дает возможность критиковать власть. Эта система колеблется между двумя крайностями:
♦ оппозиционные партии настолько сильны, что могут угрожать монополии правящей партии и система реально может стать многопартийной (Индия, Япония);
♦ оппозиционные партии очень слабы и система стремится превратиться однопартийную (африканские страны- республики).
В странах с демократическими режимами существует принципиальное различие между двухпартийностью и многопартийностью, формирование стабильных союзов перед выборами и сохранение их после выборов делает многопартийную систему близкой к двухпартийной. Наоборот, партии с рыхлой внутренней структурой, без дисциплины голосования в парламенте, делают двухпартийность похожей на многопартийность.
Существуют и другие основания классификации партийных систем.
Действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются влиянием на процесс принятия политических решений.
По политическому «весу»выделяются четыре типа партий:
1) мажоритарная партия,т. е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
2)партия с мажоритарным признанием,т. е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на сле дующих выборах;
3) доминирующая партия,т. е. получившая относительное большинство депутатских мест;
4)миноритарная партия,т. е. имеющая минимальное чис ло мандатов.
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет тип партийной системы.Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т. е. стабильным доминированием втечение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии Японии, консервативной партии Великобритании в70 - 80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (как христианские демократы в ФРГ), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой для стабильных и эффективных правительств.
Док. Лапаломбара и М. Ветерпредлагают бинарную типологию, противопоставляя друг другу «конкурентные»и «неконкурентные» системы партий.Так, для «конкурентных» систем характерны ситуации гегемонии или чередования партий у власти. В порядке уменьшения конкуренции они выделяют многопартийные системы, двухпартийные системы, многопартийные системы с господствующей партией (например, партийная система Индии во главе с Индийским национальным конгрессом). Неконкурентные партийные системы основаны на подавлении всех политических объединений властвующей партией. Примерами однопартийной системы могут выступать коммунистические, фашистские и развивающиеся системы.
Группы интересов.
Понятие «заинтересованные группы» или «группы интересов» используется для обозначения добровольных объединений людей в их отношениях с властью и соотносится с понятием «общественная организация». Соответственно, группы интересов определяются какдобровольные объединения людей, созданные для выражения и удовлетворения их интересов в отношениях с политическими институтами, прежде всего государством.
Группы интересов функционируют как политические объединения тогда, когда они решают сугубо политические задания или вступают во взаимоотношения с государством. Они имеют политическое измерение, но не являются сугубо политическими объединениями. В отличие от политических партий они не стремятся к политической ответственности, не ставят целью овладение государственной властью, а ограничиваются влиянием на нее.
Понятие «группы интересов» коррелируется с такими однопорядковыми с ним понятиями, как «группы давления», «лобби», «общественные
организации», «общественные движения», «латентные политические силы». Рассмотрим содержание каждого из понятий.
Группа давления — это общественное объединение, добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного влияния на институты публичной власти. Группы давления нередко отождествляются с группами интересов. Но если понятие «группы интересов» указывает в целом на политическое измерение этих групп, то понятие «группы давления» определяет лишь форму их деятельности, метод влияния на те или иные политические решения.
Термину «группы давления» в политической науке и практике предшествовал термин «Лобби», который сначала возник в США и обозначал специфические структуры для политического представительства организованных интересов. Слово «лобби» (от англ. ІоЬЬу — крытая прогулочная площадка, коридор) в середине XVI ст. употребляло для обозначения прогулочной площадки в монастыре. Через столетие так начали называть помещения для прогулок в Палате Общин парламента
Англии. Политический оттенок это слово получило еще через два века, причем в США, когда в 1864 г. термин «лоббирование» стал обозначать покупку за деньги голосов законодателей в коридорах конгресса.. В Англии такая политическая практика сначала осуждалась, и слово «Лобби» прижилось в ней лишь в XX ст., а постепенно распространилось и в других странах.
Итак, «лобби» как синоним «групп интересов» - слишком узкое понятие, поскольку ударение в нем делается на локальное и непосредственное влияние – на парламентское законодательство. Постепенно содержание этого понятия расширилось: им стали обозначать влияние заинтересованных групп вообще на все центры принятия государственных решений, то есть не только на орган законодательной власти, а и на правительственные и судебные структуры.Таким образом, понятие «лобби», как и понятие «группы давления», делает акцент прежде всего на методы влияния на политические решения, тогда как понятие «группы интересов» указывает на субъекты этого влияния.
„Общественные организации» - добровольные и организационно оформленные объединения граждан, созданные для выражения и удовлетворения их интересов и потребностей на основах самоуправления. Сюда входят профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские, детские организации, кооперативы, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и другие добровольные объединения граждан, творческие союзы, землячества, фонды и т.д. Как группы интересов общественные организации выступают тогда, когда выполняют политические функции, взаимодействуют с политическими институтами, прежде всего государством. Политические функции присуще разным общественным организациям в неравной мере. В одних случаях, например, у профсоюзов, молодежных организаций, они весьма выразительны, в других – например у разных творческих объединений – могут проявляться лишь ситуативно.
Группами интересов являются и многочисленные общественные движения — самодеятельные объединения масс, созданные на основе общности интересов и упорядоченной деятельности. Это антивоенные, экологические, молодежные, женские движения и т.д. Вони не являются собственно организациями, поскольку, как правило, не имеют долговременных организационных структур, определенной внутренней иерархии, руководящих центров, программных и уставных документов, фиксированного членства, взносов, что присуще организации.
В одних случаях общественные движения выступают как составляющие мирового политического пространства, имеют глобальный характер, например международное рабочее движение, международное профсоюзное движение, национально-освободительное движение, Движение неприсоединения и т.д. В других случаях общественные движения выступают как политическая сила в середине страны, составляющая ее политической системы. Именно в этом понимании общественные движения выступают как группы интересов. Критерием принадлежности общественных движений как структурного элемента к политический системе является их участие в жизнедеятельности государства, формировании и функционировании государственных органов, стремление к выявлению политических интересов и потребностей социальных общностей.
Общественные движения и организации имеют два главных отличия от политических партий: 1) не ставят перед собой цель завоевать государственную власть, не входят в государственные институты; 2) объединяют людей разной партийной принадлежности, разных идеологических убеждений для достижения общих целей.
Близким по содержанию к понятию «группы интересов» в политологии является понятие «латентные политические силы». Латентными (от лат. латентис — скрытый) они называются потому, что в обычных условиях не выступают непосредственными и активными субъектами (как, например, политические партии), но могут внезапно или постепенно, под влиянием определенных обстоятельств, трансформироваться в активные политические силы.
Различают структурные и конъюнктурные латентные политические силы. Структурные латентные силы – это элементы структуры гражданского общества, прежде всего разнообразные социальные общности людей – классы, социальные слои, нации, народности, демографические и профессиональные общности, а также традиционные общественные организации и общественные движени, выражающие их интересы.
Конъюнктурные латентные политические силы возникают и действуют только при определенных условиях. Чаще всего ими выступают труппы давления, политические клубы, ассоциации, корпоративные объединения. Под влиянием общего интереса они декларируют свои требования, выражают претензии, непосредственно или опосредованно затрагивающие другие сферы общественной жизни. При определенных условиях они способны выйти на поверхность политической жизни уже как реальная политическая сила – партия.
Таким образом, понятия «группы интересов», «группы давления», «Лобби», «общественные организации», «Общественные движения», «Латентные политические силы» имеют много общего, но не являются тождественными. Они отображают разнообразие интересов гражданского общества, но каждое из них делает это по-своему, особенно в отношении взаимодействия этих интересов с государственной властью. Наиболее общим среди них есть понятие «группы интересов», охватывающее все разнообразие общественно-политических интересов в общества, делает акцент на представительстве этих интересов в политической жизни и одновременно указывает на особенности этого представительства в сравнении с представительством сугубо политических организаций – партий.