Индивидуальный субъект политического имиджа
1. Виды субъектов политического имиджа.
Согласно вышеуказанной двусторонней модели имиджевой коммуникации, одним из субъектов выступает коммуникатор (лица или организации, которые формируют Имидж человека, группы, государства), а его визави — целевая аудитория (общественность или электорат).
Обратимся к рассмотрению субъектов имиджевого взаимодействия в политике. Любая система политического имиджа имеет два значения: она выполняет связующие функции между самим СПИ и внешними группами и индивидами и находится в пограничном для субъекта положении, т.е., выполняя функцию поддержки всех подсистем субъекта, осуществляет политическую коммуникационную связь с общественностью. Таким образом, сам СПИ и его политический имидж не являются изолированным образованием, а существуют в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. К внешнему окружению, прямо влияющему на субъект политического имиджа можно отнести конкурентов, акционеров, правительственные и местные органы, торговлю, союзы и общества по интересам, потребителей и др. К внешней среде, оказывающей косвенное воздействие, можно отнести политику, право, физико-географические условия, институциональные, организационно-технические особенности, новые технологии, социокультурные факторы, экономику и др.
2. Классификация субъектов политического имиджа. Субъект как прообраз политического имиджа обращен к политике различными, гранями, рассматривая которые можно попытаться построить одну из классификаций субъектов политического имиджа.
Так, по признаку количественного состава участников политического взаимодействия, для которых разрабатывается имидж, можно выделить две условные группы субъектов — единичные субъекты, к которым относятся отдельные личности, и групповые или множественные субъекты, к которым принадлежат различные социальные группы.
По правовому признаку можно выделить следующие субъекты политического имиджа: физические субъекты, понимаемые как люди, участники правоотношений в политике; и юридические субъекты, понимаемые как организации, являющиеся носителем гражданских прав и обязанностей в политике, обладающие обособленным имуществом и др.
По признаку первичности существования можно выделить первичные субъекты политического имиджа, такие как сами граждане, социальные группы, в которые они включены и на которые оказывает влияние чей-либо политический имидж напрямую; и вторичные субъекты , политического имиджа, такие как политические партии, политические институты, которые не только сами подвержены влиянию, но и призваны воздействовать на другие субъекты.
С точки зрения социологии, функционирующие субъекты политического имиджа могут быть классифицированы по типу групп, которые опосредованно или непосредственно включены в их деятельность. Например:
· субъект и властные структуры, контролирующие саму возможность существования;
· субъект и структуры, обеспечивающие его необходимыми ресурсами;
· субъект политического имиджа и его конкуренты;
· субъект и электорат и др.
Именно внешнее окружение диктует стратегию менеджмента и имиджмейкерства любого субъекта политического взаимодействия.
В целом же многообразие субъектов политического имиджа распространяется от имиджа:
· политического деятеля, политического лидера, руководителя (на уровне индивидуального СПИ);
· политической группы (объединенной по функциональным или другим основаниям, что дает возможность фиксировать уровень группового СПИ);
· политической партии, политической организации (на уровне корпоративного имиджа);
· государства (системно-корпоративный имидж)
· до неодушевленного предмета (государственный герб); в этом случае речь идет о предметном имидже..
В зависимости от субъекта-прообраза имиджа можно дифференцировать субъекты политического имиджа как
1. Индивидуальный субъект политического имиджа.
2. Коллективный субъект политического имиджа.
—имиджа группового субъекта политики,
—имиджа корпоративного субъекта политики,
—имиджа системно-корпоративного субъекта политики;
3. Предметный субъект политического имиджа.
3. Индивидуальный субъект политического имиджа. Обратимся к рассмотрению индивидуального субъекта политического имиджа. Индивидуальные свойства СПИ охватывают личностные характеристики субъекта-прообраза имиджа, включая систему, его ценностных ориентации, степень овладения культурным контекстом эпохи. Эти компоненты представлены в основном вербальными символами, высказываниями, которые непосредственно корреспондируют с программой имиджа, а именно с его миссией. В настоящее время специалисты самостоятельно изучают обстановку, симпатии и потребности избирателей и на основании этого разрабатывают центральный стратегический план и тактические мероприятия, направленные на завоевание и удержание выборного поста. Отличительными особенностями такого плана, составленного для индивидуального субъекта политического имиджа, являются: формальная стратегическая программа; координированное использование специальных пропагандистских приемов; замеры общественного мнения; манипулирование общественным мнением.
Политический имидж разрабатывается не только для самого деятеля, но и для его ближайшего окружения. Для проведения рекламной кампании по формированию политического имиджа субъекта-прообраза необходима, в первую очередь, идентификация кандидата. На этом этапе имя кандидата должно повторяться максимально часто, причем в графическом виде, в виде скандирования сторонниками, с использованием компьютерной графики, с применением заготовленных биографических телефильмов (биография мифологизируется с раннего детства), при этом необходимо внедрять в массовое сознание также имиджевый лозунг.
В процессе политического взаимодействия постепенно проявляется] воздействие политического имиджа индивидуального субъекта на Я-концепцию субъекта-прообраза. Успешный и эффективный политический имидж может вывести своего носителя в категорию, например, «народных любимцев», и тогда Я-концепция субъекта-прообраза будет позитивно заряжаться, так как произойдет перенос положительной оценки с политического имиджа на собственную личность. И, далее, вместе сменяющейся Я-концепцией у субъекта разовьется потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, что обусловлено ее корреляционными связями с Я-концепциями других субъектов системы имиджевого взаимодействия. Поскольку позитивное отношение к себе инвидуального субъекта политического имиджа зависит от оцено последнего другими, может возникнуть разрыв между реальным он том индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе.
Мужчина-политик как субъект-прообраз имиджа должен обладать рядом качеств, востребованных массовым сознанием в разные периоды жизни. Во-первых, задатки лидерства у него проявляются с детства, причем его путь в политику сложен, а его характер описывается как сильный и настойчивый, более агрессивный, чем у других людей. Иначе обстоит дело с женским субъектом-прообразом. К женщине-политику предъявляются гораздо более серьезные и жесткие требования, поскольку ее сравнивают с идеальным образом, в отличие от мужчины-политика. Женщина-политик должна обладать всеми качествами идеальной женщины, т.е. соответствовать традиционной роли жены в патриархальном обществе: быть хорошей матерью, женственной, сексуальной, красивой. Это связано с известной консервативностью массового сознания. В тоже время в отличие от идеальной женщины ей необходимо быть более властной, жесткой, независимой, целеустремленной, ответственной, активной и решительной. Женщина-прообраз не может вести себя импульсивно, как просто женщина; разнообразие арсенала средств, формирующих ее иидж, должно опираться на четкий анализ, поскольку она выступает в рамках публичной политики. Таким образом, построение имиджа для женского тендера в политике гораздо более сложное задание, нежели для мужского.