Мотивы некоторых форм политической активности масс
1. Общие положения. При восприятии политика большое значение имеет его политический имидж. Имидж создается с помощью различных социально-психологических феноменов и закономерностей, он работает на получение выверенных реакций от населения на те или иные действия политика. Имидж политика должен соответствовать ожиданиям населения, он должен воздействовать на СПИ с определенной целью. Сам по себе образ не оказывает воздействия, оно осуществляется только во взаимодействии с аудиторией, как в электрической цепи, которую надо замкнуть, чтобы возник ток. Одним из механизмов, с помощью которого создается подобное влияние, — это установки. Имидж во многом строится на их основе. Известно, что установки трудно поддаются изменениям. Можно лишь усилить или ослабить уже имеющиеся тенденции. Имидж лучше I воспринимается, если он соответствует установкам аудитории. Установка — это ценностная диспозиция по отношению к тому или иному объекту. Это оценка чего-либо или кого-либо по шкалам «приятно — неприятно», «полезно — вредно» или «хорошо — плохо». Установка имеет диспозициональный характер в том смысле, что является благоприобретенной, усвоенной путем научения тенденцией думать о каком-либо предмете, человеке или проблеме определенным образом.
· мотивы формирования мнения о политике и его имидже;
· динамику его оценки;
· механизм оценки, предполагающий существование у населения
своеобразной точки отсчета, стандарта для сравнения с ним реального политика;
· социально-психологические особенности больших групп населения;
· национальные особенности, проявляющиеся в психологических | установках;
· влияние иррационального на активность масс и ряд других факторов.
Говоря об активности последователей, проявляющейся в различных формах, важно представлять себе, что заставляет людей занимать активную политическую позицию, поддерживать определенного политического лидера. Анализируя мотивы, стимулирующие последователей поддерживать определенного лидера, следует исходить из того, что поведение людей направляется ожиданием и оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую человек при этом приписывает следствиям, определяется присущими ему мотивами.
Таким образом, понятие «мотив» является очень широким и включает в себя такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д.
: 2. Проблемы психологии мотивации. К проблематике психологии мотивации относятся такие формы активности, которые характеризуются направленностью на достижение некоторой цели, образуя в этом отношении искомое единство. При исследовании мотивации производится расчленение потока активности на единицы, прежде всего с точки зрения вопроса «зачем?». Конкретно сформулировать этот вопрос можно по-разному. Например, так: «Почему в конкретной ситуации человек выбирает данную, а не какую-то иную цель (активность) и некоторое время с определенной настойчивостью) стремится к ее достижению?»
Существуют три причины, побуждающие нас задаваться вопросом «зачем». С причиной первого типа мы сталкиваемся, когда индивид действует в определенной ситуации иначе, чем большинство людей, или не так, как принято. Поскольку индивидуальные различия не только стабильны, но и прослеживаются во многих различных ситуациях, мы можем сделать вывод о личностном своеобразии в смысле разнообразных ценностных диспозиций, проявляющихся как в усилении или ослаблении побуждения к обычным, соответствующим данной ситуации действиям, так и в полной замене их какими-то другими действиями. Количество ценностных диспозиций, определяющих действие, и их иерархии степень их выраженности) представляют собой универсальную вару параметров объяснения индивидуальных различий, проявляющихся в том, каким образом человек действует, на что он тратит свое время и почему при одних и тех же обстоятельствах он ведет себя иначе, чем другие.
Психология мотивации связывает с понятием мотива целый ряд вопросов:
· о количестве существующих мотивов;
· о том, как их можно диагностировать, являются ли они универсальными или зависят от исторического развития и культурных различий;
· в какой мере они обусловлены генетически и насколько определяются приобретенным опытом;
· когда и как они возникают и развиваются в ходе онтогенеза;
· как возникают индивидуальные различия и можно ли их впоследствии изменить.
Задаваться вопросами мотивации нас также побуждает то влияние, которое иногда оказывает на человека ситуация, вынуждая его совершать те или иные действия. Представляется, что причины действия коренятся не столько в человеке, совершающем действие, сколько в ситуации. Это та «возможность украсть, которая делает из человека вора». Мелкие соблазны или угрозы повседневной жизни подталкивают нас к соответствующему поведению или удерживают нас от определенных поступков.
Одной их причин, побуждающих нас ставить вопросы о мотивации,! связана не столько с тем, какое (с содержательной точки зрения) будет! совершено действие, сколько с тем, каким образом оно будет совершено.! Существуют обстоятельства, при которых возникающие желания быстро превращаются в намерения, а последние при первой возможности! стремятся быть реализованными в соответствующем.действии. Один! человек способен хорошо себя организовать, в то время как другой колеблется, не может ни на что решиться, сосредоточиться на достижимой! цели или вовремя отказаться от той, которая оказалась недоступной. Все эти явления традиционно связываются с индивидуальными различиями «воли» и «силы воли». При ближайшем рассмотрении речь здесь идет! об определенном течении мотивационного процесса, предшествующего! осуществлению действия. Подготовительные стадии процесса, в ходе! которого возникает замысел действия, не менее важны, чем процессы! побуждающие направленное на цель действие и поддерживающие его! течение. Если после первой мотивационной стадии, на которой желания формулируются и проверяются с точки зрения их желательности и! реализуемости, находится достаточно оснований для осуществления! действия, направленного на достижение желаемого, то дело доходит л возникновения «намерения», т.е. «волевого акта». Затем, как только появляется подходящая возможность, намерение побуждает человека совершать соответствующее действие вплоть до достижения цели.
Однако, чтобы начать действовать, нам далеко не всегда нужно формулировать намерение и осуществлять волевой акт. Существует множество ситуаций, в которых мы действуем по привычке, т.е. более или менее автоматически. У нас уже выработалось целесообразное поведение в такого рода ситуациях, и оно оказалось настолько отработанным, что никаких размышлений, не говоря уже о формировании особого намерения, не требуется, чтобы перейти к действию. В таких случаях мы говорим о действиях по привычке. Эти ситуации можно описать следующим образом: шлагбаум намерения в этих ситуациях поднят и путь к действию является свободным. Помимо волевых действий и действий по привычке существуют также импульсивные или аффективные действия. В этом случае внутреннее напряжение мотивационного импульса прокладывает себе путь к действию и при закрытом шлагбауме.
Есть определенные данные, указывающие на то, что отдельные стадии описанного процесса — мотивация, намерение-действие — определяются разными силами и закономерностями; в частности, модель ожидаемой ценности является адекватной лишь для первой стадии мотивационного процесса. Это подтверждает и наш повседневный опыт. Всем нам знакомы «муки выбора», бесконечное взвешивание, предшествующее принятию серьезного решения, но знакомо также и внезапное облегчение после принятия решения, освобождающего нас от этих мук. Нам свойственны предшествующие действию размышления, в ходе которых складывается намерение, побуждающее нас к его осуществлению, даже навязывающее нам это осуществление при каждой подходящей возможности. Наконец, мы совершаем и приносящий освобождение переход к действию, когда каждый осуществляемый шаг воспринимается с точки зрения того, насколько он приближает нас к цели, и корректируется по ходу действия, и т.д.
Обобщая сказанное, можно отметить три вопроса мотивации:
· вопрос об индивидуальных различиях мотивационных диспозиций и ограничении этих диспозиций друг от друга;
· вопрос о детерминантах отдельной мотивационной тенденции, понимаемой как результат взаимодействия ситуации и индивида, а также как величина уменьшающаяся, когда она побуждает действие, и увеличивающаяся, пока еще не побуждает его;
· вопрос о различных процессах, имеющих место до и после возникновения намерения и во время действия.
Эти три типа вопросов соответствуют трем проблемным областям, на которые можно разделить всю психологию мотивации; а именно:
· мотив;
· мотивация;
· волевые процессы (возникновение намерения и последующие фазы |процесса, совершающиеся до начала действия и после него).
3. Функции формирования мнения о политическом лидере и его имидже.Формирование мнения о политической жизни общества может сопровождаться психологической поддержкой конкретного политического лидера или курса или, наоборот, оппозицией ему. Какие же потребности последователей удовлетворяются при формировании мнения о политическом лидере и, в частности, при его поддержке?
Политические психологи выделяют четыре функции формирования мнения о политическом лидере (под которым обычно подразумевается! президент).
1. Удовлетворение инструментальных потребностей последователей. (люди формируют мнение о политике частично для того, чтобы предсказать свое собственное будущее и будущее своей страны).
2. Выполнение оценочной функции. В силу того что политик предлагает или критикует, определенные политические курсы, выступает против традиций, ценностей политических сил и групп или поддерживает их, суждения о лидере отражают определенную систему ценностей, общее мировоззрение индивидов.
3. Выполнение познавательной функции. Мнение о президенте, вероятно, служит своеобразным стандартом или рамками соотнесения для понимания окружающего мира.
4. При некоторых необычных обстоятельствах формирование мнения о политическом лидере может выполнять функцию экстернализации внутренних конфликтов.
4. Мотивы некоторых форм политической активности масс.Электоральное поведение масс. Одной из основных форм политической активности населения является электоральное поведение. Остановимся подробнее на его мотивации.
Распространенные мотивы:
· идеологическая ориентация;
· партийная приверженность;
· политическая платформа кандидата, его позиции по актуальным социально-политическим вопросам;
· симпатии к личности кандидата;
· сочетания упомянутых четырех мотивов.
Как свидетельствуют статистические данные, полученные в ходе полевых социологических исследований, каждый из названных мотивов оказывает некоторое влияние на поведение электората, а для какой-то его части имеет определяющее значение. При этом соотношение между мотивами носит динамический характер, формируя различные модели электорального поведения. На разных социальных уровнях, в разное время, в разных регионах избиратели ведут себя неодинаково. Тем не менее в этой сфере политического поведения существуют достаточно устойчивые связи.
Прототип политического лидера состоит из набора черт, характе-ощих, по мнению масс, образцового президента (или политического деятеля). В «портретном» в аспекте наиболее значимыми для избирателей оказались следующие качества (качества расположены по мере убывания их значимости):
· честность;
· порядочность;
· образованность;
· доброта, человечность;
· обязательность;
· решительность;
· ум;
· бескорыстие;
· энергичность;
· жесткость;
· молодость;
· напористость;
· способность вести людей за собой;
· принципиальность;
· открытость.
В профессиональном аспекте прототипа наиболее значимыми для |избирателей качествами оказались:
компетентность;
деловитость;
работоспособность.
В социальном аспекте наиболее значимыми оказались забота о людях; и заинтересованность в народе.