Мотивы некоторых форм политической активности масс

1. Общие положения. При восприятии политика большое значение имеет его политичес­кий имидж. Имидж создается с помощью различных социально-психологических феноменов и закономерностей, он работает на получение выверенных реакций от населения на те или иные действия политика. Имидж политика должен соответствовать ожиданиям населения, он дол­жен воздействовать на СПИ с определенной целью. Сам по себе образ не оказывает воздействия, оно осуществляется только во взаимодействии с аудиторией, как в электрической цепи, которую надо замкнуть, чтобы возник ток. Одним из механизмов, с помощью которого создается подобное влияние, — это установки. Имидж во многом строится на их основе. Известно, что установки трудно поддаются изменениям. Можно лишь усилить или ослабить уже имеющиеся тенденции. Имидж лучше I воспринимается, если он соответствует установкам аудитории. Установка — это ценностная диспозиция по отношению к тому или иному объек­ту. Это оценка чего-либо или кого-либо по шкалам «приятно — неприят­но», «полезно — вредно» или «хорошо — плохо». Установка имеет диспозициональный характер в том смысле, что является благоприобретенной, усвоенной путем научения тенденцией думать о каком-либо предмете, человеке или проблеме определенным образом.

· мотивы формирования мнения о политике и его имидже;

· динамику его оценки;

· механизм оценки, предполагающий существование у населения
своеобразной точки отсчета, стандарта для сравнения с ним реального политика;

· социально-психологические особенности больших групп населения;

· национальные особенности, проявляющиеся в психологических | установках;

· влияние иррационального на активность масс и ряд других факторов.

Говоря об активности последователей, проявляющейся в различных формах, важно представлять себе, что заставляет людей занимать активную политическую позицию, поддерживать определенного политичес­кого лидера. Анализируя мотивы, стимулирующие последователей под­держивать определенного лидера, следует исходить из того, что поведе­ние людей направляется ожиданием и оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значи­мость, которую человек при этом приписывает следствиям, определяет­ся присущими ему мотивами.

Таким образом, понятие «мотив» является очень широким и включает в себя такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д.

: 2. Проблемы психологии мотивации. К проблематике психологии мотивации относятся такие формы активности, которые характеризуются направленностью на достижение некоторой цели, образуя в этом отношении искомое единство. При ис­следовании мотивации производится расчленение потока активности на единицы, прежде всего с точки зрения вопроса «зачем?». Конкретно сформулировать этот вопрос можно по-разному. Например, так: «Почему в конкретной ситуации человек выбирает данную, а не какую-то иную цель (активность) и некоторое время с определенной настойчивостью) стремится к ее достижению?»

Существуют три причины, побуждающие нас задаваться вопросом «зачем». С причиной первого типа мы сталкиваемся, когда индивид действует в определенной ситуации иначе, чем большинство людей, или не так, как принято. Поскольку индивидуальные различия не только стабильны, но и прослеживаются во многих различных ситуациях, мы можем сделать вывод о личностном своеобразии в смысле разнообразных ценностных диспозиций, проявляющихся как в усилении или ослаблении побуждения к обычным, соответствующим данной ситуации действиям, так и в полной замене их какими-то другими действиями. Количество ценностных диспозиций, определяющих действие, и их иерархии степень их выраженности) представляют собой универсальную вару параметров объяснения индивидуальных различий, проявляющих­ся в том, каким образом человек действует, на что он тратит свое время и почему при одних и тех же обстоятельствах он ведет себя иначе, чем дру­гие.

Психология мотивации связывает с понятием мотива целый ряд воп­росов:

· о количестве существующих мотивов;

· о том, как их можно диагностировать, являются ли они универсальны­ми или зависят от исторического развития и культурных различий;

· в какой мере они обусловлены генетически и насколько определяются при­обретенным опытом;

· когда и как они возникают и развиваются в ходе онтогенеза;

· как возникают индивидуальные различия и можно ли их впоследствии изменить.

Задаваться вопросами мотивации нас также по­буждает то влияние, которое иногда оказывает на человека ситуация, вынуждая его совершать те или иные действия. Представляется, что при­чины действия коренятся не столько в человеке, совершающем действие, сколько в ситуации. Это та «возможность украсть, которая делает из человека вора». Мелкие соблазны или угрозы повседневной жизни под­талкивают нас к соответствующему поведению или удерживают нас от определенных поступков.

Одной их причин, побуждающих нас ставить вопросы о мотивации,! связана не столько с тем, какое (с содержательной точки зрения) будет! совершено действие, сколько с тем, каким образом оно будет совершено.! Существуют обстоятельства, при которых возникающие желания быстро превращаются в намерения, а последние при первой возможности! стремятся быть реализованными в соответствующем.действии. Один! человек способен хорошо себя организовать, в то время как другой колеблется, не может ни на что решиться, сосредоточиться на достижимой! цели или вовремя отказаться от той, которая оказалась недоступной. Все эти явления традиционно связываются с индивидуальными различиями «воли» и «силы воли». При ближайшем рассмотрении речь здесь идет! об определенном течении мотивационного процесса, предшествующего! осуществлению действия. Подготовительные стадии процесса, в ходе! которого возникает замысел действия, не менее важны, чем процессы! побуждающие направленное на цель действие и поддерживающие его! течение. Если после первой мотивационной стадии, на которой желания формулируются и проверяются с точки зрения их желательности и! реализуемости, находится достаточно оснований для осуществления! действия, направленного на достижение желаемого, то дело доходит л возникновения «намерения», т.е. «волевого акта». Затем, как только появляется подходящая возможность, намерение побуждает человека со­вершать соответствующее действие вплоть до достижения цели.

Однако, чтобы начать действовать, нам далеко не всегда нужно фор­мулировать намерение и осуществлять волевой акт. Существует мно­жество ситуаций, в которых мы действуем по привычке, т.е. более или менее автоматически. У нас уже выработалось целесообразное поведе­ние в такого рода ситуациях, и оно оказалось настолько отработанным, что никаких размышлений, не говоря уже о формировании особого на­мерения, не требуется, чтобы перейти к действию. В таких случаях мы говорим о действиях по привычке. Эти ситуации можно описать следу­ющим образом: шлагбаум намерения в этих ситуациях поднят и путь к действию является свободным. Помимо волевых действий и действий по привычке существуют также импульсивные или аффективные дей­ствия. В этом случае внутреннее напряжение мотивационного импуль­са прокладывает себе путь к действию и при закрытом шлагбауме.

Есть определенные данные, указывающие на то, что отдельные ста­дии описанного процесса — мотивация, намерение-действие — опреде­ляются разными силами и закономерностями; в частности, модель ожи­даемой ценности является адекватной лишь для первой стадии мотива­ционного процесса. Это подтверждает и наш повседневный опыт. Всем нам знакомы «муки выбора», бесконечное взвешивание, предшествую­щее принятию серьезного решения, но знакомо также и внезапное об­легчение после принятия решения, освобождающего нас от этих мук. Нам свойственны предшествующие действию размышления, в ходе которых складывается намерение, побуждающее нас к его осуществлению, даже навязывающее нам это осуществление при каждой подходящей возмож­ности. Наконец, мы совершаем и приносящий освобождение переход к действию, когда каждый осуществляемый шаг воспринимается с точки зрения того, насколько он приближает нас к цели, и корректируется по ходу действия, и т.д.

Обобщая сказанное, можно отметить три вопроса мотивации:

· вопрос об индивидуальных различиях мотивационных диспози­ций и ограничении этих диспозиций друг от друга;

· вопрос о детерминантах отдельной мотивационной тенденции, по­нимаемой как результат взаимодействия ситуации и индивида, а также как величина уменьшающаяся, когда она побуждает действие, и увели­чивающаяся, пока еще не побуждает его;

· вопрос о различных процессах, имеющих место до и после возник­новения намерения и во время действия.

Эти три типа вопросов соответствуют трем проблемным областям, на которые можно разделить всю психологию мотивации; а именно:

· мотив;

· мотивация;

· волевые процессы (возникновение намерения и последующие фазы |процесса, совершающиеся до начала действия и после него).

3. Функции формирования мнения о политическом лидере и его имидже.Формирование мнения о политической жизни общества может сопровождаться психологической поддержкой конкретного политического лидера или курса или, наоборот, оппозицией ему. Какие же потребности последователей удовлетворяются при формировании мнения о политическом лидере и, в частности, при его поддержке?

Политические психологи выделяют четыре функции формирования мнения о политическом лидере (под которым обычно подразумевается! президент).

1. Удовлетворение инструментальных потребностей последователей. (люди формируют мнение о политике частично для того, чтобы предсказать свое собственное будущее и будущее своей страны).

2. Выполнение оценочной функции. В силу того что политик предлагает или критикует, определенные политические курсы, выступает против традиций, ценностей политических сил и групп или поддерживает их, суждения о лидере отражают определенную систему ценностей, общее мировоззрение индивидов.

3. Выполнение познавательной функции. Мнение о президенте, вероятно, служит своеобразным стандартом или рамками соотнесения для понимания окружающего мира.

4. При некоторых необычных обстоятельствах формирование мнения о политическом лидере может выполнять функцию экстернализации внутренних конфликтов.

4. Мотивы некоторых форм политической активности масс.Электоральное поведение масс. Одной из основных форм политической активности населения является электоральное поведение. Остановимся под­робнее на его мотивации.

Распространенные мотивы:

· идеологическая ориентация;

· партийная приверженность;

· политическая платформа кандидата, его позиции по актуальным социально-политическим вопросам;

· симпатии к личности кандидата;

· сочетания упомянутых четырех мотивов.

Как свидетельствуют статистические данные, полученные в ходе полевых социологических исследований, каждый из названных моти­вов оказывает некоторое влияние на поведение электората, а для какой-то его части имеет определяющее значение. При этом соотношение между мотивами носит динамический характер, формируя различные модели электорального поведения. На разных социальных уровнях, в разное вре­мя, в разных регионах избиратели ведут себя неодинаково. Тем не менее в этой сфере политического поведения существуют достаточно устой­чивые связи.

Прототип политического лидера состоит из набора черт, характе-ощих, по мнению масс, образцового президента (или политического деятеля). В «портретном» в аспекте наиболее значимыми для избирателей оказались следующие качества (качества расположены по мере убывания их значимости):

· честность;

· порядочность;

· образованность;

· доброта, человечность;

· обязательность;

· решительность;

· ум;

· бескорыстие;

· энергичность;

· жесткость;

· молодость;

· напористость;

· способность вести людей за собой;

· принципиальность;

· открытость.

В профессиональном аспекте прототипа наиболее значимыми для |избирателей качествами оказались:

компетентность;

деловитость;

работоспособность.

В социальном аспекте наиболее значимыми оказались забота о людях; и заинтересованность в народе.

Наши рекомендации