Человеческие действия — непосредственная реальность политики

В данном разделе книги рассматривается вопрос о человеческом, или личностном, измерении политики, т.е. как выражает себя в ней челове­ческая природа, прежде всего психологические качества людей. Такой угол зрения важен еще и потому, что позволяет лучше понять, в чем смысл интереса к политике, занятий ею, что именно политическая активность может дать личности. В стороне оставлены нормативные мировоззрен­ческие трактовки природы человека, например религиозные и, шире, иде­ологические, а также этологические концепции (изучают поведение в ес­тественных условиях) и биополитика, которые фокусируют внимание на роли биологических, генетически обусловленных качеств в этой сфере деятельности.

Человеческие действия — непосредственная реальность политики - student2.ru Интерпретация Создатели теорий человеческой природы с античности стремятся обнаружить и объяснить фундаментальные качества, присущие мыс­лящим существам. В «Энциклопедии управления и политики» (ред. М. Хоксворт, М. Коган, 1992) выделены некоторые весьма влиятель­ные теории и модели человеческого естества нормативного и биопо­литического характера: — теория Платона об индивидуальной человеческой природе; — пессимистическая теория Томаса Гоббса, представившего (на ос­новании доступных в то время научных данных) человека в качестве существа, движимого только своим эгоистическим интересом и по­стоянно жаждущего власти; — теория Джона Локка, считавшего человека изначально соци­альным существом; — концепция Жана Жака Руссо о «благородном дикаре»; — марксистская модель социальной природы человека и теория об определяющем значении общества, а также его уклада в формирова­нии человеческих качеств; — социальный дарвинизм, выдвинувший идеи о том, что выживают наиболее приспособленные и что конкуренция в природе и обще­стве неизбежна и желательна; — бихевиористская концепция Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990), считавшего человеческое поведение легко поддающимся влиянию общества, что позволяет в прямом смысле создавать требу­ющихся ему людей путем манипуляции социальными условиями; — биосоциальные концепции Конрада Лоренца (1903-1989), Эдвар­да Вильсона (род. 1929) и др., настаивающие на стабильности чело­веческой природы в силу неизменности инстинктов или наследствен­ной предопределенности (весьма реальная возможность целенаправ­ленного генетического вмешательства в них не рассматривается).

Каждому ясно, что люди, социум в целом — основа, а человек — ис­ходная сущность политики. Политику создал именно человек разумный, Homo sapiens. Библейский вопрос — «человек для субботы, или суббота для человека?» — в данном случае помогает понять, что образование поли­тической сферы, ее систем, институтов и т.п. имеет смысл лишь постольку, поскольку позволяет людям развивать и полнее реализовывать свои воз­можности мыслящего существа, свой поистине беспредельный внутрен­ний потенциал.

Сами по себе политические отношения являются в первую очередь особым видом общения между людьми, а лишь потом — в результате слож­ных соединений и опосредовании — связями между разного рода система­ми, включая политии. В конечном счете политические отношения склады­ваются на основе персонально ориентированных и естественно повторяю­щихся единичных действий. Именно поведение людей составляет непосредственную реальность, фактуру, живую первооснову, или субстан­цию (лат. substantia — сущность), политики.

Политика, как и все другие человеческие занятия, возникла в резуль­тате вызова, брошенного жизненными обстоятельствами нашим предкам, которые были до той поры высшими приматами, но еще не людьми. Они оказались перед выбором: либо погибнуть как биологический вид, либо воспроизвести свой род иначе, не просто животным, а иным — челове­ческим, скажем мы теперь, образом. Так, под давлением развивающейся биосферы исходная прокреативная (лат. procreatio — рождение, произве­дение на свет) пока животная функция продолжения рода выходит на бо­лее высокий уровень. С тех пор эволюция населяющих Землю живых су­ществ определяется фактором очеловечивания (антропогенеза). Непре­менной составной частью такого очеловечивания становится развитие способностей особых живых организмов согласовывать свои действия, организовываться, обеспечивать достижение целей, важных для всего рода и для каждого из образующих его существ. Именно таким путем возника­ет политика как специфическая сторона человеческого бытия, связанная с целедостижением.

Люди, однако, занимаются политикой не только потому, что их вынуж­дают к этому обстоятельства, но и ради личного самоутверждения — от­дельных индивидов, их сообществ и рода человеческого вообще. Многие политические философы полагают, что смысл политики (как и любого дру­гого вида жизнедеятельности) состоит прежде всего в том, чтобы совершен­ствовать ту или иную сторону нашего существования, некие грани личности. В силу этого занятие политикой, вовлеченность в нее могут и должны оказы­вать на людей развивающее и гуманизирующее воздействие (см. гуманизм*). В этом заключено глубокое гуманистическое содержание политики, кото­рое, разумеется, реализуется лишь при определенных условиях.

Наши рекомендации